Вернуться к М.А. Булгаков: русская и национальные литературы

О.Ф. Ладохина. Образ демонической женщины в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова и в рассказе Л. Улицкой «Пиковая дама»: сходство и различие

Литература, как и сама жизнь, полна яркими разнообразными образами. Повесть «Пиковая дама» А.С. Пушкина расшатала устойчивые представления о демоническом начале в человеке, до этого сложившиеся в русской классической литературе: связала его с женским образом. Двойственность женской сущности, «сочетание прекрасного и безобразного, которое реализуется через совмещение прошлого и настоящего» [5: 116], способствовало таким переменам в расстановке положительных и отрицательных героев. Женщина с демоническим началом — роковая женщина, ее душевные качества деформированы, и все больше приобретают утрированные формы.

М.А. Булгаков, следуя пушкинской традиции, пытается в «Мастере и Маргарите» передать ощущение цельности мира через картину неразрывной связи добра и зла. В романе по воле судьбы Маргарита связана с нечистой силой и с тем, что несет свет и добро, она на грани этих двух миров. Нет сомнения, что человек во взрослой жизни узнает о трагедиях, мученичестве, приобретает опыт общения с представителями темных сил, но момент сведения того и другого ускользает, а ведь именно он способствует пробуждению в человеке стремления к свету. Героиня романа Булгакова постигает особые качества добра и зла, ее предыдущий опыт до встречи с Мастером, общение с ним суммировался в конгломерат демонического и ангельского. Главный посыл ее поступков — самоотверженное желание спасти любимого. Природа зла до конца не исследована, и сегодня новейшая литература обращается к теме диффузии добра и зла.

В рассказе Л. Улицкой сначала можно увидеть перекличку мотивов, а затем похожесть женских образов с демоническими качествами: Маргариты и Мур.

Демоническое настолько проявляется в образе Мур, что ее собственная дочь в детстве «замирала перед ее дверью, как пловец перед прыжком в воду» [3: 92], Мур умела застать всегда врасплох, портрет героини глазами дочери — яркое подтверждение ее демонического и ангельского происхождения: «пред ней стоял ангел, без пола и без возраста, и почти без плоти» [3: 92].

Рассказ Л. Улицкой начинается с описания возраста главной героини. Даже жизнь ее соизмеряется с жизнью ее дочери, которая стала за эти годы Анной Федоровной, а мать — для всех всегда просто Мур. Ее портрет не соответствует ее возрасту (нарисованные брови, розово-русая челка), первое появление Мур сравнивается «с чем-то демоническим: «черное кимоно висело пустыми складками, как будто никакого тела под ним не было» [3: 91]. Отпечаток врубелевского демона: желтые кисти, длинная шея и голова, как у марионетки... — «живая одним духом» [3: 92]. Мур была дана власть над мужчинами и женщинами и «даже над теми неопределенными существами, находящимися в узком и мучительном зазоре между полами» [3: 93], она, как демоническое создание, от всех хотела «чего-то неизвестного, неопределенного — словом, поди туда, незнамо куда, и принеси то, незнамо что», ей всегда хотелось не того, что предлагали окружающие. [3: 94]. По закону жанра, оказывающие сопротивление «ее нечеловеческому обаянию, просто исчезали из виду» [3: 95], боевое настроение в общении — то демоническое, что пугало и настораживало, ее призыв к разговору сравним со звоном колокола.

Демоническое проявлялось в ее площадной лексике, от которой дочь каждый раз поеживалась, воспоминаниях о любовниках, «имя им легион», в ней тайна, загадка и власть. Демонический дух угасал только тогда, когда находил сопротивление или жертва проявляла находчивость.

Л. Улицкая констатирует тот факт, что старухе никогда не отказывает разум, жертве может показаться, что «мысли скачут, как голодные блохи», но это далеко не так: она одновременно могла думать о нескольких вещах. Еще одно доказательство демонического в ней: «люди, оказавшие хоть какое-то сопротивление ее нечеловеческому обаянию, просто исчезали из виду» [3: 94]. Они для старухи как декорация, она и ее желания — вот смысл жизни: «всю жизнь ей нравилось хотеть и получать желаемое» [3: 106]. У жертвы всегда было желание ударить старуху, вцепиться ей в волосы, ее хвастливые монологи вызывали брезгливость и душевную тошноту.

И мать, и дочь затянуты неведомыми силами в темную историю, за которую придется поплатиться, она сродни поединку. И если Маргарита говорит, что погибает из-за любви, готовая идти за ней к черту на кулички, то Мур только живет страстями, не переходящими в высокое и одухотворенное чувство.

Попытаемся найти сходства и различия. Нельзя не заметить портретного сходства Маргариты и героини рассказал. Улицкой «Пиковая дама». Обе героини обожали фланировать по дому в халате. «Маргарита Николаевна сидела перед трюмо в одном купальном халате, наброшенном на голое тело, и в замшевых черных туфлях» [1: 242]. «Она прибрала воробьиного цвета волосы и накинула старую кофточку поверх халата. Домашняя одежда ей всегда была не к лицу, в халате она выглядела дачной хозяйкой из пригорода» [3: 89].

Не случайно также в рассказе есть упоминание о креме, реклама которого так привлекает старуху: «Я вспомнила, тут по телевизору, фирма Л'Ореаль. Очень красивая девушка рекомендовала крем для сухой кожи. Л'Ореаль. Кажется, это старая фирма» [3: 99]. На наш взгляд, это отсылка к крему Азазелло: «Втирания изменили ее не только внешне. Теперь в ней во всей, в каждой частицы тела, вскипала радость, которую она ощутила как пузырьки, колющие все ее тело. Маргарита ощутила себя свободной, свободной от всего» [1: 256].

Художественный образ Маргариты формируется в романе «Мастер и Маргарита» описанием ее метаморфоз от земной женщины к нереальной, вступающей в диалог с демонической свитой и невольной становящейся грешницей: «Я ведьма и очень этим горжусь» [1: 418]. Анализируя оба текста, мы убеждаемся, что особенно сильное влияние булгаковского романа при изображении демонических сил, стихийных страстей, оба автора пытаются ответить на вопрос: что есть зло и какова его роль в мироздании.

Мур живет по такому же принципу, что героиня романа М. Булгакова, но иначе: грешница Маргарита вызывает уважение, она не теряет способность к любви и состраданию, а для Мур нет никаких этических препятствий на пути демонического превращения. Маргарита, образ которой восходит к Маргарите из трагедии Гете, являющейся возлюбленной Фауста, несомненно, обобщенный образ, готовой ради любимого на все. Это черта сильной личности, которая в кромешной тьме, идет все-таки к прекрасному.

Взгляд Булгакова на демоническое начало в женщине определялся не только жизненным опытом писателя, но и сложившейся философий жизни. В романе «Мастер и Маргарита» стихийная сила любви женщины с такими качествами спасает беззащитного Мастера от гибели. Сам Булгаков был окружен любовью Елены Сергеевны, образ демонической Маргариты писался и с нее. Надо заметить, что «демоническая женщина» имеет различные модификации в русской литературе, и если у Булгакова она, спасительница, то у Людмилы Улицкой она — разрушительница. «Она бессмертна, как марксистко-ленинская теория», — говорил о ней зять. Хрупкая и величественная, она с демоническим смехом встретила его после тридцатилетней разлуки, его великое изумление от встречи с Пиковой дамой: «А матушка твоя — настоящая Пиковая дама. Пушкин с нее писал» [3: 118]. Это одна из отсылок к пушкинскому произведению.

В основе «Пиковой дамы» А.С. Пушкина три истории: история графини, история Германна и история бедной воспитанницы. Косвенные отсылки к этим сюжетным линиям есть как в романе М.А. Булгакова, так и в рассказе Л.М. Улицкой. История графини интерпретируется в произведениях этих авторов как история женщины с демоническим характером. Это такой персонаж, которому дозволено вторгаться в быт других, разрушать нормы приличия, быть нарушительницами правил светского поведения. Такой характер, по словам Ю.М. Лотмана, интересен был романтикам, «демонические» женщины устанавливали неоднозначные отношения в светском мире. Все эти персонажи всегда носители холодной красоты.

Демоническое в образе Маргариты больше похоже на обличение, литературный персонаж Л. Улицкой создан для философского осмысления современности. Известно, что в христианстве демоны тесно связаны с ангелами, демоны — это падшие ангелы, пытающие подчинить себе людей. Мы помним, что в романе М.А. Булгакова есть кредо автора: «никогда нечего не просите у тех, кто сильнее вас», даже если дают, не берите, дающие могут оказаться той демонической силой, которая обманывает. Эту мысль Л. Улицкая развивает в рассказе в тот момент, когда Анна Николаевна, ушедшая из дома и вырвавшая из-под гнета Мур, вышла замуж и могла бы вести жизнь независимую и по собственному сценарию, вдруг под напором старухи, возвращается в дом, где все будет напоминать ад:: «ничтожная жизнь, без веселья, без интересов» [3: 135]. Теперь про себя дочь будет называть мать «тигрицей на охоте»: она всегда в состоянии полной боевой готовности, несмотря на первые признаки помрачения.

Приезд бывшего зятя в Москву, встреча с ним Анны становятся роковыми для нее, ангельского создания, Марик пытается донести до нее мысль о ее святости, о еще существующей возможности бегства из дома. Но чувство долга и жалости не дают ей права оставить Мур. Истинная победа над демоническим тогда, когда она нравственна, если расправиться со старухой, оставить ее, беспомощную и одинокую, это будет поступок, не соотносимый с ее мировоззрением, но желание спасти детей и вырвать из этого ада побеждает: ««Нет, дорогая моя, на этот раз — нет», — твердо решила Анна Федоровна. В первый раз в жизни. Слово «нет» еще не было произнесено вслух, но оно уже существовало, уже проклюнулось как слабый росток. Она просто решила поставить мать перед фактом семейного неповиновения, никаких предварительных разговоров по этому поводу не вести. Можно только догадаться, какую бурю поднимет это прозрачное насекомое, когда выяснится, что дети уехали» [3: 150]. Образ Мур-демона, подразумевающий низкое и отвратительное, не случайно сравнивается с насекомым. Победить это насекомое — это значит обрести свободу. Приблизиться к свету: «свет был таким напряженно ярким, таким накалено ярким. Но тут же и выключился» [3: 154]. Основное действие рассказа развернется ранним утром — мистическое и тревожное время суток: «дымчатый чуть голубоватый свет, небо переливчатое, как радужная оболочка огромного, самого синего глаза» [3: 153]. Образ луны многократно повторяется как в тексте романа Булгакова, так и намеки на лунные ночи есть в рассказе Улицкой, но лунной дороге уходят Маргарита и Мастер, и тот, и другой автор «художественными средствами стараются выразить ощущение цельности мира, где неразрывно связаны добро и зло» [4: 22].

Одновременно существуют свет и тьма, добро и зло, но они не Божьи творения, а то, что мешает видеть Божье творение, заслоняет его собой. В рассказе Л. Улицкой намеки на этический кризис, безвыходность ситуации, даже тогда, когда Анна Федоровна приняла решение, но осуществить его не смогла, предала своей дочери металлическую клеточку с Мур, которая, казалось бы вечно будет руководить всеобщей жизнью, не отпуская. Но в намеке на Иезекииля из Ветхого Завета в финале есть надежда, в переводе имени «Бог укрепит, предаст силы», в его учениях предвестие того, что Дух святой будет обитать в человеке, как в Храме. Именно он утешает и объявляет о прощении и перерождении. По словам Л. Улицкой мы наблюдаем «огромный сдвиг в женском сознании... мы находимся в самом начале переформатирования традиционных взаимоотношений между полами» [4: 231].

Творчество М.А. Булгакова репрезентативно: тесная связь с классикой и современной литературой как перекличка не только мотивов и образов, но и продолжение традиций великого предшественника, вечные «литературные мосты», проступают новые смыслы. Если в понимании М.А. Булгакова каждая женщина немного демон, то у Л.Е. Улицкой в сплетении света и тьмы, разглядеть свет почти уже невозможно.

Литература

1. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. СПб.: Вита Нова, 2002. 512 с.

2. Малкова Т.Ю. Мифопоэтическая основа демонических образов и мотивов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Молодой ученый. — 2011. — № 2. Т. 1. — С. 218—223.

3. Улицкая Л.Е. Первые и последние. М.: Эксмо, 2005. 320 с.

4. Улицкая Л.Е. Священный мусор. М.: Астрель, 2012. 476 с.

5. Юхнова И.С. О формах восприятия повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» (В. Шаламов, Л. Улицкая, С. Королев) // Вестник Псковского университета. — 2014. — № 5. — С. 116—122.