Снова мы обращаемся к мифологии, теперь к древнегерманской, тем более что немецкие мотивы звучат в романе вполне отчетливо. Сам Воланд говорит, что он «пожалуй, немец» и бывал в Брокенских горах на Чертовой кафедре. Брокен — вершина в горах Гарца (Германия), которую немецкие народные сказания связывают с бесовским шабашом в праздник Вальпургиевой ночи (канун 1 мая). Собирались туда на бал ведьмы и колдуны. А надо сказать, что в Европе повсеместно верили, что колдунами (чародеями) могут быть не только чернокнижники и алхимики, но и кузнецы. Посмотрим, не отыщется ли в германской мифологии кузнец-чародей.
Из «Старшей Эдды» узнаем: Вёлюнд (англосаксонский Виланд) — сын конунга, муж валькирии, чудесный кузнец, учившийся этому искусству у таинственного хозяина источника мудрости Ми-мира и волшебников карликов, властитель альвов. Альвы — низшие природные духи (первоначально, возможно, и души мертвых, имевшие отношение к плодородию). Вёлюнд умел летать с помощью волшебного кольца, подаренного женой-валькирией, но спящим попал в плен к врагам, которые вырезали ему сухожилия под коленями, — так он стал хромым.
Вспомним теперь, что у булгаковского сатаны была боль в колене, оставленная ему на память одной «очаровательной ведьмой» в Брокенских горах. Более того, образ Воланда связан с образом властителя альвов Вёлюнда не только звуковой схожестью имен, но и демонической природой обоих, их ведовством (что нисколько не противоречит родству Воланда с Баал-Зебубом). Итак, Воланд является нам в разных обличьях: и как дух зла и царь ада, и как чародей, имеющий власть над духами и душами мертвых — тенями, которые и у индоевропейцев, и у семитических народов как раз и считались вместилищем души. Страшное могущество Воланда подтверждается обращенными к нему словами Левия Матвея: «Я к тебе, дух зла и повелитель теней».
Михаил Афанасьевич обдумал и обыграл в тексте самые разные ассоциации, связанные с именем «Воланд». Известно также, что он любил игры со словами. Вот простой пример. Всем известна булгаковская пьеса «Кабала святош», посвященная великому Мольеру. Первое слово в названии пьесы пишется с одним «б». Но попробуйте представить его с удвоенным «б», и оно заиграет по-другому... Каббалистические приемы: перестановка букв, изменение одной из них или другая комбинация из одних и тех же согласных, «нашпигованных» измененными гласными, рождают новое слово, шифрованное и потому непонятное для остальных. Оно отпускается автором на волю, продолжая таинственно для всех хранить в себе изначальный смысл. И вполне вероятно, что Булгаков выбрал имя «Воланд», заметив, что оно является чуть измененной анаграммой космического имени чародея — ДИАВОЛ, где буква И заменена на Н. Во всяком случае, эта наша версия более в духе Булгакова — озорника, выдумщика и большого оригинала.
Никакое зло не могло бы совершиться без подстрекательства Воланда. Он глава шайки и тайная пружина всех событий, отдающих «совершенно явственной чертовщиной, да еще с примесью... совершенно отчетливой уголовщины». Какая в его подчинении отлично законспирированная и мощная организация с четкими целями и прекрасно отработанными способами их достижения, сравнимая разве что с тайным обществом вроде масонской ложи! Не надо удивляться нашим словам и говорить себе, что эта компания «симпатичных» негодяев — валютчиков, мошенников, поджигателей и убийц — мало похожа на членов масонской ложи, одной из многих, провозгласивших своей целью благотворительность и просвещение. Отнюдь, репутация масонов как благодетелей человечества давно замарана их уголовными преступлениями. О масонах известно многое такое, что и удивляет: таинственность их организации, сатанинский культ, легенды и мистерии, и тревожит: их тайные цели и методы достижения этих целей, которые подчас просто ужасны. Один из виднейших масонов XIX века, граф Бисконфильд, дал масонским ложам такую характеристику: «Правительства нашего века принуждены считаться с монархами и правительствами других стран, но также и с тайными обществами, которые в последний момент могут разрушить все наши планы; они имеют повсюду своих агентов, притом агентов деятельных, неразборчивых в средствах, способных на убийство и в крайнем случае могущих вызвать целую резню». (Из речи, произнесенной Бисконфильдом в Эйлес-Берри 20 сентября 1878 г. Ирония судьбы: это сказано и министром-обличителем, и членом тайного общества в одном лице.)
Воланду принадлежит ряд масонских атрибутов. Это портсигар, «громадных размеров, червонного золота» с бриллиантовым треугольником на крышке, «большие золотые часы с алмазным треугольником на крышке», а также поставленный на стол «канделябр с гнездами в виде когтистых птичьих лап. В этих семи лапах горели толстые восковые свечи. Был еще один стол... с другим канделябром, ветви которого были сделаны в виде змеи». Конечно, можно и возразить, мол, что из того, что у Воланда какие-то необычные часы, портсигар и светильник? Это еще не доказательство того, что он покровительствует масонскому братству.
Напомним, однако, самые известные из масонских символов. Это череп со скрещенными костями, вписанный в треугольник, циркуль, угольник, молоток, треугольник — «сияющая дельта с именем Яхве», пентаграмма, «звезда Давида», и, наконец, семисвечник из синагоги, который обозначает тесное и неразрывное единство, существующее между всеми братьями-масонами, которые, хотя и разные степени имеют, но действуют по одному правилу и на едином основании созидают. Синий цвет в масонстве означает славу и верность, белый — богатство (золото), когтистые лапы хищной птицы — верховенство, господство, а змея служит символом тайного знания.
Мессир выходит на бал «в том самом виде, в каком был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее». Так вступает масон-неофит в священную ложу для своего посвящения. Но выпитая кровь барона Майгеля преображает его:
«Тогда произошла метаморфоза. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре. Он быстро приблизился к Маргарите, поднес ей чашу и повелительно сказал:
— Пей!
У Маргариты закружилась голова, ее шатнуло, но чаша оказалась уже у ее губ, и чьи-то голоса, а чьи — она не разобрала, шепнули в оба уха:
— Не бойтесь, королева... Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья.
Маргарита, не раскрывая глаз, сделала глоток, и сладкий ток пробежал по ее жилам...»
Обычай пить кровь был известен с глубокой древности и связан с гомеопатической магией. Пили кровь живых существ (животных, людей — героев, либо вождей, принесенных в жертву, или побежденных врагов), для того, чтобы их жизненная сила (душа) передавалась пьющему. Пили кровь существа, которого считали воплощением бога и верили, что таким образом вступают в сверхъестественную связь с божеством. В христианстве этот древний обряд превратился в таинство евхаристии. Средневековые маги и алхимики, стремясь получить философский камень или печально знаменитый «эликсир жизни», тоже использовали кровь целомудренных людей или невинных младенцев. Известен процесс маршала Жиля Реца, сподвижника Жанны д'Арк, неустрашимого воина, образованного вельможи, чернокнижника и алхимика, приговоренного к сожжению за то, что «приносил в жертву дьяволу детей», по другой версии — за то, что использовал кровь детей для получения философского камня. Масоны усвоили опыт всех тайных обществ, начиная с пифагорейцев и ессеев и кончая иезуитами и тамплиерами. Эзотерические учения масонов включают в себя Египетские, Еврейские и Халдейские таинства, алхимию, магию и иудейскую каббалу — мистическую философию евреев. В прошлом человеческая кровь была необходимым элементом масонской магии и использовалась в их ритуалах.
Что же касается романа, то можно сказать, что Воланду (дьяволу Бафомету) его слуга Коровьев (Дагон) поднес чашу с жертвенной кровью, которую тот принял и ритуально пригубил, перевоплотившись при этом (новый наряд) в магистра Ордена, масона высшего посвящения. Маргарита пила эту же кровь по требованию Воланда и с ритуальной целью как неофитка-ведьма, приобщаясь к «церкви-сатаны», и с магической — как эликсир, дающий вечную жизнь там, куда она потом отправилась вместе с Мастером (опять же не без помощи дьявольской силы). С ритуально-магической целью совершается и обряд омовения («крещения») Маргариты человеческой кровью перед балом.
Есть еще одно косвенное доказательство того, что масонское божество материализовалось именно в облике масона — иностранца, профессора черной магии. Дело в том, что Булгаков не был оригинальным, сочиняя ту сцену, в которой Воланд утверждает существование Христа и в качестве свидетеля заявляет самого себя, а кроме всего прочего добавляет, что встречался за завтраком с «беспокойным стариком Кантом» и спорил с ним по тому же поводу. И до Булгакова находились люди, сочинявшие такие истории: например, знаменитые авантюристы и масоны граф Сен-Жермен и граф Калиостро. Сен-Жермен утверждал, что встречался с Христом и апостолами, знал секрет философского камня и прочее, а Калиостро, «великий маг египетского масонства», рассказывал своим поклонникам, что родился он через 200 лет после всемирного потопа, что был лично знаком с пророком Моисеем, Иисусом Христом, императорами Нероном, Гелиогабалом и с крестоносцами. Он же распускал слухи, что владеет философским камнем, омолаживающим «первичным веществом» собственного изобретения (пресловутый «бальзам Калиостро») и что имеет дар предсказывать будущее. Попав под суд, Калиостро заявил, что он есть воплощение Юлия Цезаря и признает за собой только одну вину, — а именно то, что он убил Помпея! Был он первоклассным фокусником и... гипнотизером. Как говорили некоторые его современники, занимался даже благотворительностью на денежки поддерживавшего его кардинала Рогана.
Так разве не похож булгаковский «черный маг» на «великого магистра» Калиостро или масона мессира Сен-Жермена? Вечная жизнь, личные знакомства со знаменитыми людьми разных эпох, с самим Спасителем и апостолами, «способность» воплощаться в различных обликах. Истинную же свою цель — кадить «золотому кумиру» и влиять на судьбы человеческие — всегда скрывали все «великие магистры» и просто «братья-масоны» и в прошлом и в настоящем, как скрывают они от непосвященных свою принадлежность к масонским ложам.
Так и с Воландом. Никто не знает, зачем явился в Москву «полоумный немец». Читатели, наверное, обратили внимание на то, что мессир в серьезные разговоры вступает именно с теми, кому вскоре суждено умереть. Исключение составляет только Степа Лиходеев, в других случаях люди, хотя и видят мага, но не понимают смысла его слов, либо он вообще действует через своих приспешников.
Между прочим, христиане иногда представляли себе дьявола в образе эфиопа, негра, а православные на Руси, начиная с XVI века, — ляхом или немцем. Чтобы понять, почему русским (т.е. подданным московской короны) бес казался ляхом, достаточно обратиться к заметкам А.С. Пушкина о «Собрании сочинений Георгия Конисского, архиепископа Белорусского». Что же касается дьявола-немца, то необходимо вспомнить, что именно в Германии в XVI веке рождается Реформация и действует основоположник ее Мартин Лютер, которого еще английский король Генрих VIII, «человек образованный, ученый богослов» (Т.Н. Грановский), в своей книге, написанной в защиту семи таинств католической церкви, называл порождением дьявола. Римский папа издал специальную буллу, в которой Лютера отлучал от церкви, а лютеранство клеймил как еретическое и дьявольское учение. Впоследствии и сам Лютер, расходясь со своими последователями, говорил, что был обманут и вовлечен в сети дьяволом.
Русское государство было не на краю света. Московия имела важные политические и экономические связи с Западной Европой, и в русские земли приезжало немало иностранцев — дипломатов, купцов, путешественников и служителей церкви. Русская православная церковь уже полтора века боролась с широко распространившимися ересями стригольников и жидовствующих, своеобразным русским протестантизмом, и естественно, что немецких протестантов на Руси тоже считали безумными еретиками. Как отголосок этого, в народном сознании возникает образ дьявола-немца. Не потому ли в романе иностранец Воланд именно «полоумный немец», а не француз, поляк, англичанин? Кстати, чего-чего, а уж полоумным (т.е. полуумным) Воланда никак не назовешь, это форменный поклеп. На самом деле он очень умно дурит (в последнем слове оправданы оба ударения).
Булгаков рассчитывает, что читатели пристально присмотрятся к магу и компании. И сатанинское происхождение членов шайки, выдающее их родство с божествами масонов, и ее жесткая иерархия и конспиративность, и таинственные цели этой группы и их поступки, наконец, чудная история о Иешуа и Пилате, которую Воланд рассказывает Берлиозу и Ивану, сама ужасная смерть Берлиоза, человека «не только начитанного, но и очень хитрого», который вроде бы должен был узнать кого-то в Воланде, и столь же страшная смерть барона Майгеля, наказанного Воландом за то, что его «чрезвычайная любознательность» в соединении с «не менее развитой разговорчивостью» стали «привлекать общее внимание», — все это кажется взаимосвязанным. Известно ведь, что масоны никогда не прощали тех, кто осмеливался выдавать их тайны.
На протяжении многих веков церковь пыталась вписать мысли и думы людей в строгие рамки своих догматов. Инакомыслие преследовалось, еретики сжигались, подвергались пыткам и казням, но остановить пришествие вольнодумства монархия и инквизиция так и не смогли. Вначале «бунтовщик» Лютер расколол Европу на два враждующих лагеря и указал христианам новый путь совершенствования личности, основанный на собственных исканиях Истины. А уж потом, как говорится, пошло и поехало. Появились яркие и оригинальные мыслители, призывавшие к научному взгляду на мир, к утверждению экспериментально обоснованного знания и к более глубокому проникновению в тайны Природы.
На волне Реформации в начале XVII века в ряде европейских стран (Германии, Австрии и других) возникают тайные кружки «Ордена розенкрейцеров» — братства «Розы и Креста». Уже само название, включающее упоминание двух магических символов, указывает, что члены ордена особое значение придавали мистике, магии и оккультным толкованиям природных явлений. В их среде обязательными были занятия алхимией и астрологией, то есть всем тем, против чего активно выступала католическая церковь. Как отмечает немецкий исследователь Георг Шустер, «эти алхимические союзы... на самом деле представляли собой настоящие академии математиков и естествоведов», а заумный (использующий символы и шифры) язык, которым они нередко пользовались, нужен был им, чтобы «замаскировать свои религиозные и научные убеждения... находившиеся в прямом противоречии с господствующим учением церкви».
Католическая церковь обвиняла розенкрейцеров в союзе с сатаной и преследовала их. Это в значительной степени повлияло на конспиративный характер организации. От своих последователей руководители ордена требовали клятвы молчания и беспрекословного подчинения. Одним из его крупнейших филиалов были «чешские братья», тесно связанные с гуситским движением. Как полагают, именно благодаря розенкрейцерам, бежавшим во время Тридцатилетней войны (1618—1648) в Англию под защиту цехов, собственно и стала возможной быстрая эволюция английских строительных братств («free mason» — вольный каменщик) в сообщества духовного характера. «Розенкрейцерское братство постепенно преобразовалось в братский союз франкмасонов, — писал в связи с этим Георг Шустер. — Это случилось в Англии, куда скрылись во время Тридцатилетней войны остатки немецких розенкрейцеров». Как бы то ни было, считается, что именно от розенкрейцеров масоны унаследовали непреходящий интерес к тайному знанию: магии, древнееврейской каббалистике и средневековой алхимии.
Масоны неизменно подчеркивают, что их деятельность носит гуманный и мирный характер. «Масонство, — гласит конституция «Великой ложи Франции», — есть всемирный союз, покоящийся на солидарности. Цель масонства — нравственное совершенствование человечества... Конечное стремление масонов — объединение на основе свободы, равенства и братства всех людей, без различия рас, племен, наций, религий и культур в один всемирный союз для достижения царства Астреи (богини справедливости и «золотого века». — Прим. авт.), царства всеобщей справедливости и земного Эдема». Эта задача настолько же прекрасна, насколько и невыполнима. Рай на земле — утопия, и всякий, прочитавший эти строки из масонской конституции, не может не почувствовать, что его дурят. Перед нами яркий образчик текста, предназначенного для «профанов». К таковым относятся, разумеется, все желающие познакомиться с деятельностью союза или только-только вступающие в него. Основной принцип всех закрытых организаций заключается в том, что тайны деятельности приоткрываются их членам только по мере посвящения во все более и более высокие степени секретности. Соответственно, каждый читающий масонскую конституцию должен говорить про себя — не верь глазам своим, ибо всей правды ты здесь не найдешь.
Такой поверхностной информацией могут удовлетвориться разве что обладатели трех первых степеней посвящения в масонской пирамиде: ученик, подмастерье (товарищ) и мастер. Они составляют самую широкую прослойку масонства, это рабочие пчелы масонского «улья», но они и наименее осведомленные. Их действия, в свою очередь, определяются уже многоступенчатой надстройкой (пирамидой). Еще начиная с 1730—1740-х годов, простое трехступенчатое масонство стало дополняться так называемыми рыцарскими степенями. Выше символических (ученик, подмастерье, мастер) идут средние, или капитулярные, и высшие, или философские. Из капитулярных степеней наиболее важная 18-я, розенкрейцерская. Из философских 30-я степень — «кадош», святой. Три последних степени считаются административными; им и принадлежит реальная власть в ордене. Таким образом, только обладатели высших степеней знают истинные цели и задачи ордена. Все остальные масоны пребывают во тьме неведения, хотя и считают, что им в полной мере доступен свет масонской звезды. И все они связаны единой клятвой, даваемой каждым из них при вступлении в ложу:
«Клянусь перед лицом Великого Архитектора Вселенной, который является Богом (на более высоких ступенях посвящения становится известно, что это титул сатаны, а не Бога. — Прим. авт.), никогда не обнаруживать тайну масонов и масонства ни прямо, ни косвенно; не выдавать ее ни устно, ни письменно, ничего не открывать и не передавать ни знаком, ни жестом, ни иным способом; в случае же нарушения сего да будет мне перерезано горло, выколоты глаза, проколота грудь, вырвано сердце, внутренности сожжены, превращены в пепел и брошены на дно морское или развеяны по ветру на все четыре стороны, чтобы обо мне и памяти не осталось среди людей».
Барона Майгеля погубила его разговорчивость. Очевидно, он обмолвился о неких секретах тайной организации. Воланд им недоволен и ироничен. «Да, кстати, барон, — вдруг интимно понизив голос, проговорил Воланд, — разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Говорят, что она, в соединении с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать общее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово — наушник и шпион. И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу...» Даже на первый взгляд провинность барона не кажется мелкой. Булгаков не раскрывает прямо, в чем вина литературного барона, но в тексте романа оставлены тайные знаки для тех, кто сумеет увидеть и услышать.
Начнем с фамилии барона. Для исследователей «Мастера и Маргариты» происхождение ее остается неясным. Они действуют прямолинейно, пытаясь обнаружить в окружении Булгакова баронов со схожей фамилией. Однако здесь замешана мистика и мифология. Вспомним о каббале: в агентурной кличке «Майгель» три согласные, они-то и составляют «каркас» настоящего имени барона. Угадывается оно достаточно просто. Майгель — это анаграмма Голема, существа из мифологии иудаизма. В еврейских фольклорных преданиях, связанных с влиянием каббалы, голем — это оживляемый магическими средствами великан. Согласно рецептам практической каббалы, чтобы сделать голема, надо вылепить из красной глины человеческую фигуру, имитируя, таким образом, действие Бога (т.е. действия Яхве, создавшего Адама). Оживить глиняного человека можно либо именем бога, либо словом «жизнь», написав его на лбу голема. Вылепленный в рост 10-летнего отрока, голем быстро достигает исполинского роста и мощи, но он не способен к речи и не обладает человеческой душой. Зато послушно исполняет порученную ему работу, но если вырвется из-под магического контроля своего создателя, то являет собой бездушное слепое своеволие.
Не напоминает ли этот «живой робот» Май-геля, который не произносит ни одного слова в романе. На щеках Майгеля, пришедшего на бал, «горели пятна», будто бы он действительно был слеплен из красной глины. Слушая Воланда, он побледнел, но после приведения смертного приговора в исполнение «алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет». Майгель — красный и в прямом, и в переносном смысле. Конечно, он не великан и внешне ничем не отличался от многочисленных остальных гостей-мужчин на балу, но он высок по своему положению на государственной лестнице, являясь служащим зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы. В функции зрелищной комиссии входила организация гастролей Воланда в Москве. Вот барон заодно и ознакомил с чем-то кого-то, кроме Воланда и компании. Представляете, существо, лишенное речи, наказано за излишнюю разговорчивость!
Образ барона появился в третьей редакции романа (1933). Поначалу он именовался Фон-Майзеном. В шестой редакции (1938) он уже назван Майгелем, сам ничего не произносит, но Булгаков использует обороты «Майгель пробормотал», «Майгель <...> сообщил». В конечном тексте писатель убрал все указания на то, что Майгель может говорить.
Ну, хорошо, Майгель — наушник и шпион. А зачем вообще пожаловал черный маг в Москву? Каковы цели Воланда и Ко? Мы знаем только, что ищут они в Москве какую-то Маргариту, а зачем? Всем этим событиям есть объяснение, и мы еще поговорим об этом.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |