...Потом в комнате противно, как во всякой комнате, где хаос укладки, и еще хуже, когда абажур сдернут с лампы. Абажур священен. Никогда не убегайте крысьей побежкой на неизвестность от опасности. У абажура дремлите, читайте, пусть воет вьюга — ждите, пока к вам придут.1
В отечественной культуре начала XX в. происходит в известной степени переосмысление образа дома. Исторические и социальные катаклизмы приводят к появлению в литературе образа опустевшего дома и изгнанных («бездомных») людей — в подобной атмосфере живут и существуют герои Б. Пильняка, А. Толстого, П. Романова; погибшие дома и семейные гнезда фигурируют в произведениях Ю. Олеши и М. Шолохова; потерянный дом-Россия оказался в поле зрения писателей первой волны эмиграции — И. Бунина, В. Набокова, М. Осоргина, М. Цветаевой, И. Шмелева.
Дом — одна из центральных тем произведений Булгакова, в рамках которой Михаил Афанасьевич выступил продолжателем сложившейся в русской культуре традиции. Осмысляя образ дома, Михаил Афанасьевич вел своеобразный диалог как с писателями-классиками XIX в., так и со своими современниками. В условиях пережитого социального взрыва образ дома и семьи стал для Булгакова синонимом сохранения и сбережения духовных и культурных традиций. Булгаковское понимание дома было связано с семьей, близкими и родными — настоящей опорой, способной защитить человека от внешнего хаоса.
Отец будущего писателя, Афанасий Иванович Булгаков, родился в 1859 г. в Орле в семье православного священника Ивана Авраамиевича и Олимпиады Ферапонтовны Булгаковых. Афанасий Булгаков обучался в Орловской духовной городской семинарии, а впоследствии и в Киевской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия и где с 1887 г. стал преподавать и параллельно вести научную деятельность.
Свадьба с Варварой Михайловной Покровской состоялась в 1890 г. Варвара Михайловна родилась в 1869 г. в Карачеве (между Брянском и Орлом), в семье соборного протоиерея Михаила Васильевича и Анфисы Ивановны Покровских. Мать будущего писателя с золотой медалью окончила Орловскую частную женскую гимназию, с 19 лет она работала в Брянской женской прогимназии, а позже получила должность классной надзирательницы и учительницы французского языка в Карачевской женской прогимназии.
В 1891 г. у Булгаковых родился первенец — Михаил. За последующие десять лет в семье появились еще шестеро детей: Вера (1892), Надежда (1893), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900) и Елена (1902). После смены нескольких адресов (семья жила в Киеве на Госпитальной улице, в Кудряевском переулке, на Прозоровской улице и по другим адресам) Булгаковы в 1906 г. переехали в дом № 13 по Андреевскому спуску — дом, в который впоследствии Михаил Афанасьевич поселит семью Турбиных.
Чтобы обеспечить большую семью, Афанасий Иванович много работал — в одном из писем к своему родственнику В.М. Позднееву он сетовал на то, что ему не хватает времени, чтобы обсудить с Варварой Михайловной какие-либо вопросы, поскольку он все время погружен в работу, а супруга занимается детьми. Однако дети были благодарны родителям и в своих воспоминаниях и письмах часто упоминали о родительской ласке, любви и заботе. Образ отца, днем и ночью погруженного в работу, исследующего различные вопросы религиоведения и создающего научные труды, чрезвычайно запомнился Михаилу Булгакову. В 1920-х гг. в беседе со своим другом Павлом Поповым литератор заметил:
Особое значение для меня имеет образ лампы с абажуром зеленого цвета. Это для меня очень важный образ. Возник он из детских впечатлений — образа моего отца, пишущего за столом. Если мать мне служила стимулом создания романа «Белая гвардия», то по моим замыслам, образ отца должен быть отправным пунктом для другого замышляемого мною произведения.2
Любопытнейшим эпизодом биографии А.И. Булгакова является его статья «Современное франкмасонство. (Опыт характеристики)», опубликованная в 1903 г. — эта работа, наряду с двухтомником «Масонство в его прошлом и настоящем» (1915—1916), была в домашней библиотеке Михаила Булгакова, что позволяет некоторым исследователям рассматривать биографию и произведения писателя сквозь призму масонства.
Отдельно заметим, что сам образ книги в творчестве Михаила Афанасьевича является обязательным атрибутом настоящего дома, создающим особую атмосферу интеллектуального уюта. Так, в романе «Белая гвардия» в доме Турбиных стоят «лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом», а предвестником катастрофы и гибели дома становится упоминание о сожженной в печке «Капитанской дочке».
Не менее интересна и судьба Мастера: выиграв в лотерею, герой «закатного романа» в первую очередь покупает книги и только потом снимает две комнаты в подвальчике («громадная комната, четырнадцать метров, — книги, книги и печка»). Важно заметить, что такие же приоритеты были и у самого автора. 17 ноября 1921 г. Михаил Афанасьевич, рассказывая в письме к маме о своих первых московских месяцах и сетуя на невыносимые условия существования, упомянет о своей главной мечте:
Пишу это все еще с той целью, чтобы показать, в каких условиях мне приходится осуществлять свою idee-fixe. А заключается она в том, чтоб в три года восстановить норму — квартиру, одежду и книги.3
Много лет позже (в конце августа 1934 г.) Елена Сергеевна сделает в дневнике запись, вновь проливающую свет на идею фикс писателя — на ее «квартирный аспект»: «Для М.А. квартира — магическое слово. Ничему на свете не завидует — квартире хорошей! Это какой-то пунктик у него».
В романе «Белая гвардия» дом Турбиных изображен как особый мир, в определенном смысле изолированный от окружающей действительности, — со своим временем (застывшим до смерти матери), со своим пыльным уютом и вневременными ценностями. Приметы дома — кремовые шторы, мебель из красного дерева, партитура «Фауста», разложенная на пианино, — встречаются и в других произведениях Михаила Афанасьевича.
Отправляя в ноябре 1921 г. письмо к матери, Булгаков еще не знал, что пишет ей в последний раз. В феврале 1922 г. Варвара Михайловна умерла от тифа. Смерть мамы стала для Булгакова глубоким потрясением и в определенном смысле оказалась тем рубежом, после которого началась целенаправленная работа над романом «Белая гвардия». В свете личной трагедии роман кажется не только картиной жизни интеллигенции во время исторического хаоса, но и памятником семье Булгаковых.
Впервые к образу семьи Турбиных литератор обратился во Владикавказе, когда в 1920 г. писал пьесу «Братья Турбины». Сама же фамилия связана с предками писателя: бабушка Булгакова по материнской линии — Анфиса Ивановна — в девичестве была Турбина. Пережитая в 1922 г. утрата позволила Булгакову создать новое, чрезвычайно глубокое по смыслу произведение. Смерть светлой королевы-мамы становится для Турбиных точкой отсчета нового времени. Умирающая мама говорила детям «Дружно... живите», — а им, как предрекает автор, придется мучиться и умирать.
Согласно воспоминаниям Надежды Афанасьевны, после смерти матери для Булгакова стал очень важен вопрос единения семьи. В письме к сестре он писал о необходимости сохранить дружбу между сестрами и братьями Булгаковыми в память о маме. Михаил Афанасьевич остро и болезненно чувствовал распад семьи — братья Николай и Иван были в эмиграции, сестры жили в Москве и Киеве. В начале 1920-х гг. литератор подарил сестре Надежде Афанасьевне экземпляр одного из своих рассказов с дарственной надписью: «Сестрам — я мечтаю, что мы съедемся вместе. Скучаю по своим». Об этом же Булгаков пишет в январе 1923 г. в письме к сестре Вере:
Я думаю, что ты и Леля, вместе и дружно, могли бы наладить жизнь в том углу, где мама налаживала ее. <...>. Мое единственное желание, чтобы твой приезд был не к разладу между нашими, а наоборот, связал бы киевлян. Вот почему я так обрадовался, прочитав слова «дружной семьей». Это всем нам — самое главное. <...> Мне так хотелось бы быть среди своих. <...> Моя большая просьба к тебе: живите дружно в память о маме.4
Образ матери важен не только для романа «Белая гвардия» — например, в рассказе «Красная корона» он является одним из центральных. Именно в уста матери Булгаков вкладывает слова о безумии гражданской войны: «Я долго так не проживу. Я вижу: безумие. Ты старший, и я знаю, что ты любишь его. Верни Колю. Верни. Ты старший». Интерес также представляют дошедшие до нас отрывки раннего рассказа «Дань восхищения» — по сюжету, героиня произведения навещает сына в училище, на обратном пути оба они попадают под обстрел — и сын закрывает собой мать.
В апреле 1932 г. в письме к Павлу Попову Булгаков обращается к памяти о своей маме:
Мне неизвестно, знает ли покойная, что младший стал солистом-балалаечником во Франции, средний ученым-бактериологом, все в той же Франции, а старший никем стать не пожелал. Я полагаю, что она знает. И временами, когда в горьких снах я вижу абажур, клавиши, Фауста и ее (а вижу я ее во сне в последние ночи вот уж третий раз. Зачем меня она тревожит?), мне хочется сказать — поедемте со мною в Художественный театр. Покажу Вам пьесу. И это все, что могу предъявить. Мир, мама?5
Примечания
1. Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. Белая гвардия. Записки на манжетах. Рассказы / сост., вступ. ст. и коммент. Е.А. Яблокова. М.: АСТ: Астрель, 2011. С. 53.
2. Яблоков Е.А. «Я читаю о человеке всё» // Октябрь. 2002. № 11.
3. Булгаков М.А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 8. Письма, записки, телеграммы, заявления. М.: Восток — Запад, 2011. С. 28.
4. Булгаков М.А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 8. Письма, записки, телеграммы, заявления. М.: Восток — Запад, 2011. С. 44.
5. Булгаков М.А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 8. Письма, записки, телеграммы, заявления. М.: Восток — Запад, 2011. С. 159.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |