Светлой памяти Анны Александровны Журавлевой посвящается
Изучение проблемы соотношения автобиографического начала и художественного вымысла как основных констант литературно-художественного творчества находится в центре внимания современного литературоведения и критики.
У истоков осмысления вопроса о соотношении факта и вымысла стояли великие русские и зарубежные критики и писатели Аристотель (14), В.Г. Белинский (25), И.-В. Гете (67), А.С. Пушкин (217), Н.С. Лесков (292, 306). В XX в. к названной проблеме обращались крупнейшие ученые М.М. Бахтин (23), Д.С. Лихачев (148), Ю.М. Лотман (149), а также критики и литературоведы Е. Болдырева (41), А. Десницкий (75), Д. Жуков (86), Г. Елизаветина (81), Г. Орлова (190, 191) и другие. Существенный вклад в рассмотрение природы факта и вымысла внесли Г. Винокур (57), Л. Гинзбург (68), Г. Гюбиева (74), В. Кожинов (114), В. Оскоцкий (193), П. Палиевский (196), Ю. Тынянов (258), И. Шайтанов (275, 276) и другие.
Эта проблема сложна и многоаспектна, а применительно к творчеству конкретных писателей первой половины XX в. — практически не изучена, что и обусловило необходимость глубокого, всестороннего ее осмысления в контексте творчества двух современников, выдающихся представителей русской реалистической литературы — И.А. Бунина и М.А. Булгакова, созидавших культурный космос России XX столетия, запечатлевших национальную стихию.
Сближение имен Бунина и Булгакова позволит выявить синтез эпического и лирического, подлинно документального и образного как естественных начал литературного творчества и обозначить духовное родство двух писателей, высказавших в своих произведениях самое сокровенное.
Актуальность темы заключается в исследовании закономерностей литературного процесса первой половины XX века, в частности соотношения автобиографического начала и художественного вымысла в произведении как художественно-эстетическом явлении. Рассмотрение романов «Жизнь Арсеньева» и «Белая гвардия», созданных И.А. Буниным и М.А. Булгаковым, которые были представителями разных поколений русской интеллигенции, пережили бурную эпоху потрясений, на наш взгляд, позволит определить синтез факта и вымысла как классическую традицию русской литературы XIX в. и как новаторство авторов XX в., поступательно освобождавших текст от частностей, подробностей собственных жизней. Определение истоков автобиографизма и путей своеобразного претворения его в художественную правду в каждом из вышеназванных романов способствует обозначению факта как разновидности автобиографического начала в создании личной судьбы выдуманного героя и истории народа и страны. Движение от автобиографичности к вымыслу проанализировано нами на основе жанрово-символических ассоциаций и образов, временных и пространственных переключений, мифореалистических мотивов.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в работе:
— осмыслено общеэстетическое значение проблемы соотношения факта и вымысла, обозначено их антиномическое постоянство — как культурной традиции и новаторства — в произведениях литературы XX в., в частности в творчестве И.А. Бунина и М.А. Булгакова;
— проведен сопоставительный анализ произведений выдающихся современников первой половины XX в.: романов «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и «Белая гвардия» М.А. Булгакова, — с целью установления возможных преемственных творческих связей художников, а также выявления типологического родства их прозы;
— выяснено соотношение факта и вымысла как сущностных основ литературного творчества двух писателей в контексте сложного и противоречивого процесса нравственно-эстетических исканий первой половины XX в.
К исследованию была привлечена долгие годы считавшаяся безвозвратно утерянной, сравнительно недавно обретенная и потому мало изученная двадцать первая глава романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», впервые опубликованного в подлинной авторской редакции (1998).
Методологической и теоретической основой диссертационного исследования послужили философские труды Н. Бердяева (28; 29; 219; 220), С. Булгакова (219; 240), И. Ильина (219; 97), И. Канта (99; 240), Н. Лосского (150; 219; 240), В. Соловьева (219; 241), П. Флоренского (219; 265), общетеоретические работы по отдельным вопросам литературоведения (автобиографическое начало, художественный вымысел, автобиографический роман) Аристотеля (14), В. Белинского (25), М. Бахтина (23), С. Аверинцева (3), Г. Винокура (57), Л. Гинзбург (68), Ю. Лотмана (149, 150); работы буниноведов И. Альберт (9—11), Г. Благасовой (33—39), Л. Долгополова (78), Г. Климовой (105—111), Л. Крутиковой (129, 130), Ю. Мальцева (157), О. Михайлова (169—175), С. Морозова (176), А. Черникова (270), М. Штерн (280) и булгаковедов И. Биккуловой (30, 31), И. Золотусского (94), В. Лакшина (138—140), В. Петелина (201), В. Сахарова (221, 222), Б. Соколова (236—240), П. Палиевского (196, 197), М. Чудаковой (273, 274), а также немногочисленные работы Н. Комлик (120, 121) и Е. Яблокова (288—290) о двух писателях.
Проведенное исследование основано на синтезе сравнительно-исторического, структурно-функционального, системно-типологического методов и на результатах целостного текстологического анализа литературных произведений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении творчества И.А. Бунина и М.А. Булгакова, в лекционных курсах истории русской литературы XX в., а также в специальных курсах и спецсеминарах по творчеству И.А. Бунина и М.А. Булгакова, по теории и истории русской литературы в вузе. Наблюдения над природой автобиографического начала и художественного вымысла, в частности над поэтикой и стилистикой прозы И. Бунина и М. Булгакова, помогут учителям общеобразовательных школ, гимназий, преподавателям лицеев, колледжей в изучении новых проблем современного литературного процесса.
Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры русской литературы XX века БелГУ, кафедры русской литературы МГОПУ им. М.А. Шолохова и на аспирантских семинарах БелГУ. Основные положения работы были изложены в докладах, прочитанных на международных, всероссийских, межвузовских научных конференциях: «Творчество И.А. Бунина и литературный процесс XX века» (Белгород, БГПУ, 1995); «Актуальные проблемы современного литературоведения» (Москва, МГОПУ, 1997); «Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX—XX веков» (Белгород, БелГУ, 1997); «И.А. Бунин и историко-культурное наследие накануне XXI века» (Елец, ЕГПИ, 1998); «К Пушкину сквозь время и пространство» (Белгород, БелГУ, 1999); «Творчество И.А. Бунина и русская литература XIX—XX веков» (Белгород, БелГУ, 2000); «Наследие И.А. Бунина в контексте русской культуры» (Елец, ЕГПИ, 2000); «Изучение и издание творческого наследия И.А. Бунина на рубеже столетий: итоги и перспективы» (Москва, ИМЛИ РАН, 2000); «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи на основе православных и культурно-бытовых традиций» (Белгород, БелГУ, 2001); «Славянская культура как фактор единения народов» (Белгород, БелГИК, 2002); «И.А. Бунин и русская литература XIX—XX веков» (Белгород, БелГУ, 2003); «Творческое наследие Ивана Бунина на рубеже тысячелетий: опыт исследования, проблемы и перспективы» (Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003); «Творчество И.А. Бунина: итоги и перспективы исследования» (Москва, ИМЛИ РАН, 2003), а также на ежегодных итоговых научных конференциях в БелГУ и в «Дни науки» БелГИК (2000, 2001, 2002, 2003).
Целью исследования является целостное рассмотрение единства автобиографического начала и художественного вымысла в романах Ив. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. Булгакова «Белая гвардия» в аспекте моделирования поэтической картины бытия и философского познания единства мира и человека.
Осуществление данной цели предполагает решение следующих задач:
• определение закономерностей использования автобиографических материалов русскими писателями начала XX в., в частности — И.А. Буниным и М.А. Булгаковым;
• выявление художественных приемов воссоздания бытия типического современника и философского осмысления мира в произведениях Бунина и Булгакова в контексте синтеза факта и вымысла, в аспекте диалектической мифопоэтической модели мира;
• выявление мотивов, анализ процесса постепенного освобождения от автобиографического начала и тяготения к художественному вымыслу в романах «Жизнь Арсеньева» и «Белая гвардия»;
• систематизация фактов личных судеб Бунина и Булгакова, обозначение веховых событий и знаковых фигур современников, философов, повлиявших как на становление самих авторов, так и на формирование мировоззрения их героев;
• осмысление художественного вклада Бунина и Булгакова в развитие автобиографической прозы.
Структура диссертации. Изложение ведется в хронологической последовательности; при этом произведения Бунина и Булгакова — как феномены литературы, культуры, истории — рассматриваются в контексте конкретно-исторического, социокультурного наполнения времени их создания. Работа состоит из введения, трех глав (каждая из которых делится на параграфы), заключения, библиографии, насчитывающей 307 источников. Материал изложен на 225 страницах.
К оглавлению | Следующая страница |