Вернуться к О.Ю. Устьянцева. Антропонимия прозы М.А. Булгакова (на материале романов «Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»)

Глава вторая. Антропонимия «Театрального романа»

Работа над созданием текста романа, по предположению исследователей, началась осенью 1936 года и связана с разрывом автора с МХАТом. Вместе с тем известно, что роман о Театре М.А. Булгаков задумал еще в конце 20-х годов, и одним из самых ранних вариантов начальных глав произведения стала рукопись под названием «Тайному другу». В том варианте, над которым писатель работал в конце 1936 — начале 1937 года, роман назывался «Записки покойника». Произведение так и не было завершено М.А. Булгаковым. Писателю пришлось отложить «Записки» с тем, чтобы закончить свою любимую вещь, дело всей своей жизни — «Мастера и Маргариту».

«Театральный роман» носит подчеркнуто автобиографический характер. В нем М.А. Булгаков соединил свои впечатления и переживания, связанные с публикацией «Белой гвардии» и постановками пьес «Дни Турбиных» и «Кабала святош». Несмотря на те страдания, которые приносили писателю его же произведения, он находил в себе силы смотреть на сложившуюся вокруг него печальную ситуацию с необыкновенным юмором.