Вернуться к А. Стеценко. Антиномическая структура романа Михаила Булгакова «Белая гвардия»

2.1. Введение: герои романа — их прототипы и характеристика с точки зрения образной антитезы

Роман «Белая гвардия» во многом автобиографический. Булгаков описывает события Гражданской войны в Городе на основе личных впечатлений о революционном Киеве. Семья Турбиных — это в значительной степени семья самого Булгакова (интересно, что девичья фамилия бабушки Булгакова со стороны матери была Турбина). Главный герой романа Алексей (в котором угадываются черты самого автора) — военный медик, многое повидавший за годы мировой войны. Прототипами для Николки и Елены Турбиных стали родные брат и сестра Булгакова — Николай и Варвара, для других действующих лиц — киевские друзья и знакомые автора. Создавая портреты своих героев, он во многом опирался на собственное суждение о лицах, послуживших ему прообразами. Так, например, в образе прапорщика Михаила Шполянского очевидны черты литературоведа Виктора Шкловского, представителя левого фронта футуристов, руководимого Маяковским и отвергаемого Булгаковым1.

Описывая образы реальных исторических личностей, Булгаков руководствовался не только фактами, но и опять же своим личным отношениям к данным лицам. Не стоит забывать, что в романе авторское мнение во многом выражено с позиции созданных им персонажей, являющихся в той или иной мере рассказчиками повествования, ход которого нередко зависит от композиционной роли художественного образа (персонажа). Многократно подчеркиваемое различие этих ролей, а так же их пересечение в пространстве романа позволяет рассматривать характеристику действующих лиц «Белой гвардии» с точки зрения образной антитезы.

Антитеза (греч. Άντίθεσις, противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения2.

В данном случае это контраст между двумя (или более) персонажами, довольно часто встречающийся в русской литературе.

В это части я попытаюсь доказать, что в своем романе «Белая гвардия» автор, в первую очередь, использовал именно эту стилистическую фигуру для создания более полных и законченных портретов своих героев, а так же для выражения своего собственного суждения о них.

Примечания

1. Информация была заимствована с Интернет-сайта http://www.bulgakov.ru/. Все права на оригинальный текст сайта принадлежат Юлии Вишневской.

2. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под ред. Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель, 1925.