Итак, в «Белой гвардии» наиболее часто встречаются четыре цвета: белый, красный, желтый и черный и их оттенки. Остальные цвета, такие, как например, синий, зеленый, фиолетовый и т. п. употребляются крайне редко и не имеют особо значения для колористической организации текста.
Пожалуй, стоит начать с символики данных цветов в их традиционном понимании, а так же в религиозной тематике, которой в романе отведено не последнее место.
Белый цвет — так называемый ахроматический цвет, бывший многозначным во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Символические значении, в основном, следующие: полный покой (часто смерть), безмятежность, мир, тишина, пустота, чистота, целомудрие, строгость1.
Необходимо заметить, что хорошо зная духовную литературу (отец автора был преподавателем Киевский духовной академии), Булгаков широко использовал в своих произведениях христианскую православную символику, в контексте которой белый выступает, как цвет Бога и ангелов, цвет рая:
«И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, который праведно судит и воинствует»2.
«И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый»3.
Белые одежды в православной церкви надевают во время праздников Крещения, Рождества Христова, Пасхи и Вознесения.
Красный цвет — почти во всех культурах означает борьбу, войну, гнев, жестокость, кровь, страдания.
Так же и в церковной толковании этого цвета: «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице»4.
С другой стороны, это и цвет царствования, силы и красоты. Символика красного в христианстве не столь однозначна — этот цвет означает и кровь, пролитую Христом за людей, и следовательно считается так же символом Христовой любви к людям, Его искупительной жертвы. Недаром в первом сне Алексея Турбина, где он встречает погибшего вахмистра Жилина, который рассказывает ему о рае, присутствует мотив всепрощения и неоднозначности степени греховности и добродетели той или иной враждующей стороны. Жилин рассказывает Турбину, что видит в раю «хоромы», где «звезды красные, облака красные», и апостол Петр объясняет ему, что эти «хоромы» предназначены для большевиков, что погибли у Перекопа.
Черный цвет. Символика черного в большинстве культур носит негативный характер и обозначает ночь, смерть, печаль, горе. У многих народов это цвет траура, с ним часто связывают темные силы. В революционной символике черный — цвет знамени анархистов, под этим цветом воевали банды Махно. Так же это цвет политического террора последующих репрессий — известно, что черные куртки носили чекисты.
В христианской символике это цвет скорби, слез, греха, противостоящий белому цвету.
Желтый — в традиционном понимании цвет, нередко используемый для обозначения цвета золота, поэтому очень часто несет в себе положительную окраску: золотой цвет — цвет солнца, света и божественного начала. Хотя нельзя не признать, что золотой и желтый — это все-таки разные цвета, несмотря на то, что имеют общий оттенок. Поэтому необходимо сказать, что символика желтого не столь однозначна. Этот цвет часто связывают с грехом, предательством, болезнями.
В Испании в Средние века желтые одежды одевали на сжигаемых на костре еретиках, предателя Иуду Искариота изображали так же в желтых облачениях. В дореволюционной России после узаконивания проституции и публичных домов проститутки должны были иметь при себе «желтый билет», который выдавался полицией и лицам аморального поведения. В русской литературе желтый имеет скорее, негативную окраску, обозначающую затхлость, грязь, болезненность, бездушие и гниение. Петербург, описанный в произведениях Достоевского, называют «желтым Петербургом». Александр Блок различал понятия «желтый» и «жолтый», первое было для него просто словом, характеризующим цвет, второе — символом мещанства, глупости, убогости. Вспомним так же «Иуду Искариота» Леонида Андреева, которого автор рисует исключительно в желтых оттенках.
Теперь посмотрим, как часто и в каком контексте употребляет данные цвета автор «Белой гвардии» в своем романе, чтобы лучше понять ассоциативный смысл этих тонов и их значение для понимания общей идеи романа.
Примечания
1. Здесь и далее приведена классическая символика цвета, информация о которой заимствована со страниц Интернет-сайта http://mironovacolor.org/. Автор — Л.Н. Миронова.
2. Откровения Иоанна Богослова — 19, 11.
3. Откровения Иоанна Богослова — 19, 14. (далее Откр.)
4. Евангелие от Иоанна 19: 4—5.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |