В главе 7-й («Нехорошая квартирка») описывается, в чем проснулся Степан Богданович Лиходеев на кровати в свой спальне. «Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках».
Указание на воротник у сорочки и галстук на директоре театра сообщают, что Лиходеев вчера в среду был в костюме. В этом случае под пиджак обычно надевают сорочку, которая в отличие от рубашки, имеет более тонкую ткань. Костюм благодаря такой «прослойке» хорошо садится по фигуре.
Увидев у себя в спальне незнакомого гостя, Степан Богданович надел брюки, лежавшие на стуле рядом с кроватью1.
Вот в таком виде Лиходеев позднее был выброшен в Ялту.
В этой части все детали костюма директора театра соответствуют друг другу. Степан Богданович во время гулянки на даче на Сходне перебрал, но как-то добрался до квартиры в Москве. У него хватило сил только чтобы снять пиджак и брюки. Поэтому он и проснулся в сорочке с галстуком, кальсонах и носках. Полностью раздеться, чтобы надеть ночную сорочку у директора, естественно, не хватило сил.
Однако, в главе 10-й («Вести из Ялты») в телеграмме из уголовного розыска Ялты сорочка Лиходеева превратилась в ночную сорочку. «В телеграмме было напечатано следующее: «Ялты Москву Варьете сегодня половину двенадцатого угрозыск явился шатен ночной сорочке брюках без сапог психический назвался Лиходеевым директором Варьете молнируйте Ялтинский розыск где директор Лиходеев».»
Ночная сорочка отличается от обычной тем, что, во-первых, она надевается на ночь для сна и поэтому, во-вторых, она длиннее — закрывает бедра или доходит до щиколоток2. Кроме того, ночная сорочка с брюками не носится из-за ее чрезмерной длины, вместо нее обычно надевают более короткую сорочку. Как это и было в 7-й главе. Именно здесь возникло противоречие. Лиходеев должен был быть или в ночной сорочке или в брюках и сорочке.
Однако, указание на ночную сорочку повторилось в главе 27-й («Конец квартиры № 50»). Степан Лиходеев прилетел из Ялты в Москву в ночной сорочке.
«Это был молодой гражданин, дико заросший щетиною, дня три не мывшийся, с воспаленными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо. Гражданин был в папахе, в бурке поверх ночной сорочки и синих ночных кожаных новеньких, только что купленных туфлях».
Правда, здесь о кальсонах и брюках не говорится и поэтому можно представить, что Степан Богданович был в ночной сорочке на голое тело, а поверх нее действительно подходит бурка до пят, закрывающая отсутствие кальсон и брюк.
Таким образом, если проснулся Лиходеев в грязной сорочке, то потом в Ялте она превратилась в ночную сорочку, правда, с брюками. Наконец, в Москву Степан Богданович вернулся в ночной сорочке под буркой.
Если упоминание «ночной» применительно к сорочке убрать, то исчезнет противоречие. Правда, в последнем случае исчезнет и элемент комизма — в папахе и бурке поверх ночной сорочки.
Примечания
1. «Степа нащупал на стуле рядом с кроватью брюки, шепнул: — Извините... — надел их и хрипло спросил: — Скажите, пожалуйста, вашу фамилию?» (Глава 7-я «Нехорошая квартирка»)
2. Ночная сорочка — швейная или трикотажная плечевая одежда для сна, покрывающая туловище и ноги частично или полностью, надеваемая непосредственно на тело. [ГОСТ 17037 85]
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |