«Предположим так, начал я, пламенея. — ...Улица гремела, со свистом соловьиным прошла мотоциклетка. Желтый переплетенный гроб с зеркальными стеклами (автобус)!»...
«Здорово пошло дело, — заметили выздоровевшие мозги, — спрашивай еще пиво, чини карандаш, сыпь дальше... Вдохновенье, вдохновенье».
Через несколько мгновений вдохновение хлынуло с эстрады под военный марш Шуберта-Таузига, под хлопанье тарелок, под звон серебра.
Я писал рассказ в «Иллюстрацию», мозги пели под военный марш:
Что, сеньор мой,
Вдохновенье мне дано?
Как ваше мненье?!Жара! Жара!
Рассказ «Воспаление мозгов»
В рассказе «Воспаление мозгов» упоминается военный марш Шуберта-Таузига. Под него сидящий в кафе герой рассказа пишет заметку для газеты и напевает арию Фигаро из оперы «Севильский цирюльник».
Под названием «Военный марш Шуберта-Таузига» подразумевается первая из трех пьес в форме марша, написанных Францем Шубертом (1797—1828) для фортепиано в четыре руки. Точная дата их написания неизвестна, возможно, 1818, 1822 или 1823 год. Известно, что они были созданы во время пребывания Шуберта в летнем доме графа Иоганна Карла Эстерхази в Целиже в Венгрии (сейчас это Железовце в Словакии). Он был учителем музыки для дочерей графа, и эти произведения были написаны в учебных целях. «Военные марши» были опубликованы в Вене 7 августа 1826 года, как соч. 51.
Марш № 1 ре мажор является одной из самых известных мелодий Шуберта, и он был аранжирован для полного оркестра, военных оркестров и множества различных комбинаций инструментов. Польский композитор Карл Таузиг (1841—1871) написал версию для фортепиано соло ре-бемоль мажор, которая была записана такими пианистами, как Владимир Горовиц, Евгений Кисин, Йозеф Хофманн, Дьердь Чиффра, Алисия де Ларроча и Леопольд Годовски.