Фу ты, черт... А может, и не шел по Бронной. Москва город большой, на Бронной туманы, изморозь, тени... Какая-то гитара... турок под солнцем... кальян... гитара — дзинь-трень... неясно, туманно... ах, как туманно и страшно кругом.
Роман «Белая гвардия»
* * *
Алексей. Ты потише говори.
Николка. И главное, неизвестно, что предпринять. (Пауза.) Вот комиссия, создатель, быть замужней сестры братом.
Алексей. В особенности, когда у этой сестры симпатичный муж.
Николка. Да. Вообще, туманно и паршиво. (Бренчит, напевает минорно.)
Туманно... туманно... ах, как все туманно.
Елена (за сценой). Который час в столовой?
Николка. Э... девять. Без пяти. Наши часы впереди, Леночка.
Елена (за сценой). Не сочиняй, пожалуйста.
Николка. Ишь, волнуется... Ах, как все туманно...
Алексей. Не надрывай ты душу, пожалуйста. Спой лучше юнкерскую.
Пьеса «Белая гвардия» (первая редакция)
* * *
Николка. Я так и знал. Полное расстройство нервов в турбинском доме. Учитель пения — дурак. У меня голоса нет, а вчера еще был, и вообще пессимизм. А я по своей натуре более склонен к оптимизму. (Трогает струны.) Хотя ты знаешь, Алеша, я сам начинаю беспокоиться. Девять часов уже, а он сказал, что утром приедет. Уж не случилось ли чего-нибудь с ним?
Алексей. Ты потише говори. Понял?
Николка. Вот комиссия, создатель, быть замужней сестры братом.
Елена (из своей комнаты). Который час в столовой?
Николка. Э... девять. Наши часы впереди, Леночка.
Елена (из своей комнаты). Не сочиняй, пожалуйста.
Николка. Ишь, волнуется. (Напевает.)
Туманно... Ах, как все туманно!..
Алексей. Не надрывай ты мне душу, пожалуйста. Пой веселую.
Пьеса «Дни Турбиных»
В первой редакции пьесы «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных» в первой картине первого действия Николка Турбин играет на гитаре и напевает модный в начале XX века романс «Туманно, туманно». В романе «Белая гвардия» есть отсылка к этому романсу. Слова и музыку романса написал Михаил Карлович Штейнберг (1867 — ?) примерно в 1906 году. Романс впервые записан на грампластинку 14 декабря 1912 года Юрием Морфесси.
Туманно, туманно
Я ей объяснился в любви...
Так много я с ней говорил,
Что чуть не до самой зари
Одно всё и то же твердил!
Как будто чего-то всё ждём!
Чего же? Не мог я понять.
Так нежно её я ласкал.
Ну что ещё мог я сказать?Туманно... Туманно...
Как всё туманно,
Ах, как всё туманно,
Туманно всё так!Я всё ей хотел объяснить
Про первую сладость любви,
Клялся́ ей навек посвятить
Все мысли, все чувства свои.
Припав вдруг к ней головой,
Стал руки я ей целовать,
Её называл неземной...
Ну что ещё мог я сказать?Туманно... Туманно...
Как всё туманно,
Ах, как всё туманно,
Туманно всё так!Вскружилась от слов голова,
Сильней всколыхнулася грудь,
Она только шепчет слова:
«Мой милый меня не забудь!»
Сильней бьётся сердце, сильней,
Я стал её вдруг обнимать,
Всё ласковей и всё нежней...
Ну что ещё мог я сказать?Туманно... Туманно...
Как всё туманно,
Ах, как всё туманно,
Туманно всё так!
Михаил Карлович Штейнберг — российский композитор-любитель, поэт и аранжировщик, создатель более трех сотен популярных песен и «цыганских» романсов начала XX века. Самыми известными произведениями Штейнберга стали «Гай-да тройка! Снег пушистый…», «Колокольчики, бубенчики» и «Вот что наделали песни твои!». Песни Штейнберга исполняли десятки вокалистов, среди которых можно назвать Надежду Плевицкую, Анастасию Вяльцеву, Нину Дулькевич, Юрия Морфесси, Александра Давыдова, Михаила Вавича и многих других. В начале XX века выходили десятки грампластинок с романсами Штейнберга. Некоторые песни Михаила Штейнберга до сих пор популярны у публики и пользуются спросом у современных исполнителей.