Вернуться к Музыка в произведениях Булгакова

Опера «Ночь под Рождество» Н.А. Римского-Корсакова

Все трое прислушались и убедились — пушки. Тяжело, далеко и глухо. Вот еще раз: бу-у... Николка положил гитару и быстро встал, за ним, кряхтя, поднялся Алексей.

В гостиной — приемной совершенно темно. Николка наткнулся на стул. В окнах настоящая опера «Ночь под Рождество» — снег и огонечки. Дрожат и мерцают. Николка прильнул к окошку. Из глаз исчез зной и училище, в глазах — напряженнейший слух. Где? Пожал унтер-офицерскими плечами.

— Черт его знает. Впечатление такое, что будто под Святошиным стреляют. Странно, не может быть так близко.

Роман «Белая гвардия»

В одной из первых глав романа Михаила Булгакова «Белая гвардия» упоминается опера известного русского композитора Николая Римского-Корсакова «Ночь под Рождество». В первой картине оперы изображается поздний морозный вечер накануне Рождества в заснеженном украинском селе. Либретто для этой оперы в четырех действиях и девяти картинах было написано самим композитором по одноименной повести Николая Гоголя из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». В подзаголовке оперы указан жанр «быль-колядка». Действие происходит в селе Диканька в Малороссии, Петербурге и в воздушном пространстве. Время действия — XVIII век. Премьера оперы состоялась в Петербурге в Мариинском театре 28 ноября 1895 года.

Николай Римский-Корсаков. Опера «Ночь перед Рождеством» (1948). Чуб — Сергей Красовский, Оксана — Наталья Шпиллер, Вакула — Дмитрий Тархов, Солоха — Нина Кулагина, Голова — Сергей Мигай, Панас — Всеволод Тютюнник, Дьяк — Сергей Стрельцов, Пацюк — Алексей Королев, Черт — Павел Понтрягин, Царица — Людмила Легостаева. Дирижер — Николай Голованов. Хор и Оркестр Всесоюзного Радио

История создания оперы

На сюжет повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» было написано две оперы. Первую оперу под названием «Кузнец Вакула» (во второй редакции «Черевички») написал П.И. Чайковский, чуть позже свою версию написал и Н.А. Римский-Корсаков. Стоит отметить, что первоначально либретто оперы было написано в стихах Я. Полонским для А.Н. Серова, и известно, что Серов хотел написать оперу на него, но не успел — смерть помешала ему это сделать. В сезоне 1873/74 годов был объявлен конкурс на оперу на сюжет «Ночи перед Рождеством» по Гоголю. В этом конкурсе и принял участие Чайковский, получивший первую премию, вторую премию получил Н.Ф. Соловьев, впоследствии профессор Петербургской консерватории.

Тогда же этот сюжет заинтересовал и Римского-Корсакова. Но осуществление этого намерения оказалось отложенным им на двадцать лет. Чайковский умер 25 ноября 1893 года, и после этого Римский-Корсаков начал работу над оперой. В «Летописи моей музыкальной жизни» он писал: «Оперу Чайковского, несмотря на многие музыкальные страницы, я всегда считал слабой, а либретто Полонского — никуда не годным. При жизни Чайковского я не мог бы взяться за этот сюжет, не причиняя ему огорчения, а нравственное право работать на эту тему я имел всегда. К весне 1894 года я окончательно решил писать «Ночь перед Рождеством» и сам принялся за либретто, в точности придерживаясь Гоголя». Хотя и решив точно следовать Гоголю, Римский-Корсаков не мог подавить в себе желание ввести в сюжет много фантастического и языческого. «Мое увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки».

Премьера оперы сопровождалась сумятицей, так как в качестве одного из персонажей в опере была изображена царица Екатерина II. Два великих князя — Владимир Александрович и Михаил Николаевич, — посетившие генеральную репетицию, потребовали отмены спектакля (в то время существовал еще запрет на выведение на оперной сцене представителей рода Романовых). Композитору пришлось пойти на некоторые изменения (царица была заменена Светлейшим), и премьера в конце концов состоялась на сцене Мариинского театра.

Действующие лица

  • Царица — меццо-сопрано
  • Голова — баритон
  • Чуб — бас
  • Оксана, его дочь — сопрано
  • Солоха, вдова — контральто
  • Кузнец Вакула, ее сын — тенор
  • Панас, кум Чуба — бас
  • Дьяк — тенор
  • Пацюк, знахарь — бас
  • Черт — тенор
  • Девушки, парубки, ведьмы, придворные

Сюжет

Действие первое

Картина первая

Заснеженная улица в селе. Из трубы одной из хат валит дым, вместе с дымом вылетает на помеле Солоха, садится на крыше и запевает старинную колядку. На другой крыше появляется черт. У черта счеты с сыном Солохи, кузнецом Вакулой, расписавшим местный храм и нарисовавшим его, черта, в очень непривлекательном виде. С целью отомстить Вакуле черт собирается украсть месяц, чтобы казак Чуб сидел дома и мешал свиданию кузнеца Вакулы с дочерью Чуба, красавицей Оксаной. Ведьма в связи с Чубом и боится брака Вакулы с Оксаной, чтобы не лишиться Чубова добра. Она готова помогать черту. Оба разводят метель и улетают, месяц исчезает. Является Чубов кум, Панас, стучится к Чубу и зовет его в гости к дьяку. Оба идут и блуждают в темноте. Кузнец Вакула подходит к Чубовой хате — добиться: любит или нет Оксана его, Вакулу? В темноте к нему подходит Чуб. Увидев Вакулу, он решает, что это не его хата. Кузнец, не узнав Чуба, бьет его и прогоняет прочь. Вновь показываются месяц и звезды. Кузнец мечтает об Оксане.

Картина вторая

В хате Чуба. Оксана кокетничает сама с собою перед зеркалом. Входит Вакула, над любовью которого жестокая красавица слегка посмеивается. Являются подруги Оксаны и поют «колядку». В присутствии подружек Оксана, любуясь черевичками одной из них, обещает выйти замуж за кузнеца, если он достанет ей царицыны башмачки. Девушки смеются над кузнецом.

Действие второе

Картина первая

В хате Солохи. Солоха с чертом, выскочившим из печки, любезничают и приплясывают. Стучатся в двери, черт влезает в мешок от угля. Входит Голова «на чарочку горилки», но, услышав голос дьяка, идущего в гости к Солохе, прячется в другой мешок. Входит дьяк и ловеласничает с Солохой. Услышав за дверью голос Чуба, он прячется в третий мешок. Чуб пьет и поет с Солохой. Слышен голос возвращающегося домой Вакулы, и Чуб прячется в мешок, где уже сидит дьяк. Входит кузнец, раздумывая над поручением Оксаны насчет черевичек. Солоха уходит, а кузнец наваливает на спину все три мешка и уносит их из хаты.

Картина вторая

Улица на селе. Лунная ночь. На переднем плане — кузница Вакулы. Он оставляет мешки у кузницы и берет с собой лишь маленький мешок, полагая, что в нем его кузнечные принадлежности. Собираются парни и девушки, они поют колядные песни. Они шутят над подкутившим Панасом и над Вакулой. Кузнец решает пойти к запорожцу Пацюку, колдуну и чародею. Парни и девушки развязывают мешки, из которых вылезают Чуб, Дьяк и Голова. Молодежь догадывается про проделки Солохи и вышучивает злополучных донжуанов.

Действие третье

Картина первая

В хате Пацюка. Пацюк сидит по-турецки и глотает вареники, которые сами прыгают ему в рот. Входит Вакула и просит помочь ему найти черта. Пацюк отвечает: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами». Вакула снимает с плеч мешок, появляется черт. Под угрозой перекрестить черта, кузнец заставляет его обернуться конем и нести его куда прикажет. Пацюк пропадает вместе с хатой. Черт оборачивается в коня. Вакула велит нести себя в Петербург к царице.

Картина вторая

Воздушное пространство. Танцы и игры звезд. Выезжают злые духи, среди них — Пацюк и Солоха. Они пытаются удержать Вакулу на его коне, но тщетно. Вакула быстро мчится вперед и скоро сквозь ночную мглу начинает виднеться столица.

Картина третья

Зал во дворце. Среди придворных — запорожцы, между которыми и Вакула. Полонез. Входит царица. Запорожцы хотят просить что-то для Запорожья, но их перебивает кузнец с просьбой о черевичках. Царица велит дать кузнецу черевички, черт уносит его обратно.

Картина четвертая

Воздушное пространство. Проносятся обратно Вакула на коне-черте и нечистая сила. Светает. Появляются светлые духи — Коляда (в образе молодой девушки) и Овсень (в образе молодого парня). В розовом тумане рассвета виднеется Диканька. Слышится звон колокола и рождественское песнопение.

Действие четвертое

Двор с палисадником близ хаты Чуба. День. Женщины собираются поболтать об исчезнувшем казаке. Они решают, что он или повесился, или утопился, и смущают этими толками Оксану. Она винит себя в жестокости и обещает приласкать кузнеца, если он вернется. Входит Вакула и сватается за Оксану у Чуба. Тот в отместку Солохе дает свое согласие. Кузнец передает Оксане царицыны черевички. Происходит нежная сцена. Входят толпою парни и девушки и просят кузнеца рассказать про черевички. Кузнец обещает рассказать всю историю рудому пасечнику Паньку, который один сумеет передать сказку про ночь перед Рождеством.