Мощный звонок перешиб «Шествие сардара».
— С вами говорит администратор ленинградских, московских и провинциальных театров, — сказал голос на фоне бубнов «Сардара», — желательно переговорить с вами по делу.
— Приезжайте ко мне в два часа дня.
— А в час? — спросил далекий администратор.
— Ну... хорошо.
Фельетон «Типаж»
В начале фельетона «Типаж» упоминается музыкальная пьеса «Процессия Сардара» из цикла «Кавказские эскизы» русского композитора Михаила Ипполитова-Иванова (1859—1935). Некоторое время композитор жил в Тбилиси и возглавлял там консерваторию. Отсюда и «Кавказские эскизы». А слово «сардар» означает «правитель», «вождь». Эта оркестровая сюита, написанная в 1894 году, является одним из наиболее значительных произведений Ипполитова-Иванова. Ее заключительная часть, озаглавленная «Шествие Сардара» (фр. Cortège du Sardar; также широко известная как «Марш Сардара» или «Марш Сардара»), часто исполняется как самостоятельная композиция.
Эта оркестровая сюита состоит из четырех частей:
- I. На горном перевале. Allegro moderato — Moderato assai — Tempo I
- II. В деревне. Larghetto — Allegretto grazioso — Tempo I
- III. В мечети. Adagietto
- IV. Шествие Сардара. Allegro moderato. Tempo marziale
Сюита начинается с яркой пьесы «На горном перевале», которая характеризуется устойчивым амбициозным ритмом, напоминающим крутые Кавказские горы. Вторая часть «В деревне» начинается с медленного темпа, а после каденции набирает устойчивый ритм и становится более энергичной ближе к концу, когда после второй каденции темп снова замедляется. Название третьего, «В мечети», отражает обилие мечетей на некогда турецком Кавказе и в Черкесии, и слушатель может услышать призыв муэдзина к молитве в музыке. Самая известная и вызывающая восхищение часть — заключительная пьеса «Шествие Сардара».