Ванда. Ах! Что вы делаете?!
1-й бандит (ей). Граммофон умеешь заводить? Заводи!
Ванда в ужасе заводит граммофон. Тот поет: «Куда, куда, куда вы удалились...»
Хлопцы, стучить стены!
1-й и 2-й бандиты выстукивают стены.
<...>
Ураган. Молчать! (Граммофон скрипит и останавливается. Ванде) Ну, заводы, заводы опять. (Граммофон уныло поет «Паду ли я стрелой пронзенный».)
Пьеса «Белая гвардия» (первая редакция)
В первой редакции пьесы Михаила Булгакова «Белая гвардия» по одноименному роману в сцене обыска бандитами квартиры Лисовичей, Ванда по приказу одного из налетчиков включает граммофон. Звучит запись знаменитой арии Ленского из оперы «Евгений Онегин». Эта лирическая камерная опера Петра Ильича Чайковского была им написана на либретто Константина Шиловского по одноименному роману в стихах А.С. Пушкина. Премьера оперы состоялась 17 марта 1879 года в Малом театре в Москве.
Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин». Исполняет Сергей Лемешев. Запись 1937 года
Ария Ленского
Куда, куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит:
В глубокой тьме таится он!
Нет нужды; прав судьбы закон!
Паду ли я, стрелой пронзенный,
Иль мимо пролетит она,
Все благо; бдения и сна
Приходит час определенный!
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!
Блеснет заутра луч денницы
И заиграет яркий день,
А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень!
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета.
Забудет мир меня; но ты, ты, Ольга...
Скажи, придешь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной
И думать: он меня любил!
Он мне единой посвятил
Рассвет печальный жизни бурной!
Ах, Ольга, я тебя любил!
Тебе единой посвятил
Рассвет печальный жизни бурной!
Ах, Ольга, я тебя любил!
Сердечный друг, желанный друг.
Приди, приди!
Желанный друг, приди, я твой супруг!
Приди, приди!
Я жду тебя, желанный друг.
Приди, приди; я твой супруг!
Куда, куда, куда вы удалились,
Златые дни, златые дни моей весны?
История создания оперы
Композитор Петр Ильич Чайковский работал над оперой «Евгений Онегин» в 1887—1888 годах. С самого начала он осознавал ряд трудностей, связанных с приспособлением пушкинского сюжета к оперному жанру. Прежде всего это касалось «несценичности» сюжета, отсутствия типовых для оперы конфликтов и сюжетных поворотов, а также необычного для оперы «современного» сюжета.
Композитор был убежден, что его творение будет сложно восприниматься на большой сцене, поэтому по его просьбе еще до ее постановки был напечатан ее клавир, который был очень быстро раскуплен. Композитор считал, что «успех этой оперы должен начаться снизу, а не сверху. То есть не театр сделает ее известной публике, а, напротив, публика, мало-помалу познакомившись с нею, может полюбить ее, и тогда театр поставит оперу, чтобы удовлетворить потребность публики».
После премьеры оперы отклики в прессе были противоречивы. Неприязнь критики погасил император Александр III. Он настоял, чтобы оперу Чайковского «Евгений Онегин» поставили в Петербурге в Императорском театре. Публика была очарована этой оперной интерпретацией пушкинского «романа в стихах». Опера оказалась новым словом для оперного жанра, она утвердила в правах целую жанровую ветвь лирической оперы.