Оригинальное название: Мастер и Маргарита
Жанр: экранизация
Формат: 10-серийный телевизионный фильм
Режиссер: Владимир Бортко
Автор сценария: Владимир Бортко, Михаил Булгаков
Актеры: Олег Басилашвили, Александр Галибин, Анна Ковальчук, Александр Абдулов, Александр Филиппенко, Вано Миранян, Александр Баширов, Таня Ю (Татьяна Школьник), Кирилл Лавров, Сергей Безруков, Любомирас Лауцявичюс, Владислав Галкин, Александр Адабашьян, Геннадий Богачев, Николай Буров, Валентин Гафт, Валерий Золотухин, Роман Карцев, Иван Краско, Станислав Ландграф, Василий Ливанов, Вадим Лобанов, Леонид Максимов, Евгений Меркурьев, Сергей Мучеников, Дмитрий Нагиев, Ксения Назарова, Жанна Обухова, Илья Олейников, Александр Панкратов-Черный, Валентин Смирнитский и другие
Оператор: Валерий Мюльгаут
Композитор: Игорь Корнелюк
Звукорежиссер: Михаил Викторов
Художник-постановщик: Владимир Светозаров, Марина Николаева
Художник по костюмам: Надежда Васильева
Монтаж: Леда Семенова
Супервайзер визуальных эффектов: Олег Кондратьев
Спецэффекты: студия «Бегемот», студия «Леста»
Директор: Валентина Братцева, Марина Савчук
Генеральный продюсер: Антон Златопольский, Валерий Тодоровский
Длительность: 10 серий по 50 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Производство: телеканал «Россия», Централ Партнершип, «Студия 2-Б-2 интертэйнмент»
Год: 2005
Премьера: 19 декабря 2005 года
Сюжет
В Москве 1935 года появляется под именем Воланда сам сатана, его сопровождает необычная свита. Воланда интересуют новые люди в условиях атеистического общества. Он встречает на Патриарших прудах двух литераторов, председателя МАССОЛИТа Берлиоза и поэта Бездомного, беседующих о неудачной попытке поэта изобразить Иисуса. Воланд говорит Берлиозу и Бездомному, что Иисус существовал, и в качестве доказательства рассказывает им историю встречи пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата с оборванным бродячим философом Иешуа Га-Ноцри. Однако слушатели, несмотря на удивление обстоятельствами повествования, не верят словам Воланда. После встречи с Воландом Берлиоз попадает под трамвай (который и отрезает ему голову), а Бездомный — в клинику для душевнобольных...
В главных ролях
- Олег Басилашвили — Воланд
- Александр Галибин — Мастер (роль озвучил Сергей Безруков)
- Анна Ковальчук — Маргарита
- Александр Абдулов — Коровьев (прозвище — «Фагот»), демон-рыцарь из свиты Воланда
- Александр Филиппенко — Азазелло, демон-убийца из свиты Воланда
- Вано Миранян / Александр Баширов — кот Бегемот, шут-оборотень из свиты Воланда (роль озвучил Семен Фурман)
- Таня Ю (Татьяна Школьник) — Гелла, вампирша, служанка Воланда
- Кирилл Лавров — Понтий Пилат, прокуратор Иудеи
- Сергей Безруков — Иешуа Га-Ноцри из Гамалы, бродячий философ
- Любомирас Лауцявичюс — Афраний, начальник тайной стражи прокуратора Иудеи (роль озвучил Олег Басилашвили)
- Владислав Галкин — Иван Бездомный, поэт
- Александр Адабашьян — Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления МАССОЛИТа
В ролях
- Геннадий Богачев — Алоизий Могарыч
- Николай Буров — Арчибальд Арчибальдович, метрдотель Грибоедовского ресторана
- Валентин Гафт — Иосиф Каифа, первосвященник иудейский / человек во френче (аллюзия на Берию)
- Валерий Золотухин — Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества дома 302-бис по Садовой улице
- Роман Карцев — Максимилиан Андреевич Поплавский, дядя Берлиоза
- Иван Краско — шофер такси
- Станислав Ландграф — Латунский, литературный критик
- Василий Ливанов — Александр Николаевич Стравинский, профессор, врач психиатрической клиники
- Вадим Лобанов — Николай Иванович, сосед по дому Маргариты
- Леонид Максимов — помощник следователя
- Евгений Меркурьев — счетовод Варьете
- Сергей Мучеников — Федор Васильевич, доктор
- Дмитрий Нагиев — Иуда из Кириафа / барон Майгель
- Ксения Назарова — Наташа, домработница Маргариты
- Жанна Обухова — Фрида
- Илья Олейников — Григорий Данилович Римский, финансовый директор Варьете
- Александр Панкратов-Черный — Степан Богданович Лиходеев, директор Варьете
- Валентин Смирнитский — Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель акустической комиссии
- Виктор Смирнов — Прохор Петрович, председатель зрелищной комиссии
- Станислав Соколов — писарь у Понтия Пилата
- Олег Сорокин — кентурион Марк Крысобой
- Семен Стругачев — Левий Матвей, сборщик податей, ученик Иешуа
- Наталья Суркова — Анна Ричардовна, секретарь Прохора Петровича
- Татьяна Ткач — жена Семплеярова
- Андрей Ургант — Жорж Бенгальский, конферансье Варьете
- Семен Фурман — толстяк на шабаше (роль озвучил Артур Ваха)
- Росина Цидулко — Низа
- Александр Чабан — Сидоров, следователь
- Андрей Шарков — Иван Савельевич Варенуха, администратор Варьете
- Георгий Штиль — Андрей Фокич Соков, заведующий буфетом Варьете
- Гали Абайдулов — козлоногий
В эпизодах
- Владимир Аджамов — месье Жак, гость на балу
- Виктория Аминова
- Юлия Ауг — женщина, моющаяся в душе
- Галина Баркова — продавщица фруктов
- Галина Бокашевская — дама в «Грибоедове»
- Владимир Бортко — почтальон в Киеве
- Валентин Букин — «иностранец» в рыбном отделе «Торгсина»
- Наталья Васильева
- Михаил Гайнуллин — приятель Могарыча
- Владислав Голдырев
- Анна Голохвостова
- Вячеслав Господарев
- Светлана Григорьева — жена Николая Ивановича
- Евгения Давыдова — первая посетительница «дамского магазина»
- Валентина Егоренкова — медсестра в психбольнице
- Лев Елисеев — жилец жилтоварищества
- Александр Есаулов — сотрудник НКВД
- Александр Зайчевский
- Татьяна Захарова — ссорящаяся тетка на кухне
- Гелена Ивлиева — кассир в Варьете
- Тамара Исаева — московская портниха, гостья на балу
- Ольга Калмыкова — Прасковья Федоровна, нянечка в психбольнице
- Александр Канторов — Иоганн Штраус, гость на балу
- Ольга Кирсанова — жительница жилтоварищества
- Валентина Касьянова — кухарка
- Юрий Ковалев — Калигула, гость на балу
- Ольга Кожевникова
- Павел Комаров — человек на пристани, укравший у Бездомного одежду
- Владимир Конин
- Елена Коновалова
- Дмитрий Конокотов — член МАССОЛИТа
- Анатолий Кондюбов — Дисмас
- Петр Королев — старичок в «Торгсине»
- Николай Коротин
- Алла Короткова
- Владимир Космидайло — жилец жилтоварищества (в титрах Владимир Космедайло)
- Валерий Крупеников — сотрудник НКВД
- Сергей Лебедев
- Лариса Леонова — разносчица телеграмм
- Евгений Леонов-Гладышев — начальник филиала зрелищной комиссии в Ваганьковском переулке
- Вера Липсток — прохожая
- Роман Литвинов — Василий Степанович Ласточкин, бухгалтер Варьете
- Александр Лобанов
- Эля Лукьянович — девочка в «Торгсине»
- Владимир Манахов
- Владимир Марьянов — Загривов, член МАССОЛИТа
- Владимир Матвеев — врач-патологоанатом
- Наталья Михайлова — служащая Зрелищной комиссии
- Галина Мочалова — ссорящаяся тетка на кухне / госпожа Тофана
- Анна Нестерцова — супруга месье Жака / ведьма на шабаше, гостья на балу
- Галина Ниголь — Штурман Жорж
- Владимир Норец — дирижер
- Павел Николаевский
- Юрий Овечкин — официант
- Мария Одегова — маркиза, гостья на балу
- Юрий Орлов — Пролежнев, секретарь домоуправления
- Юлина Орлова
- Ирина Основина — клиентка «дамского магазина» на допросе
- Юрий Оськин — Николай, швейцар «Грибоедова»
- Александр Петров
- Дмитрий Поддубный — агент НКВД
- Михаил Пожидаев — врач
- Владимир Попов — член МАССОЛИТа
- Ирина Пыжик
- Ирина Ракшина — кондуктор в трамвае
- Александр Ронис — Александр Рюхин, поэт, член МАССОЛИТа
- Анатолий Рудаков — гражданин Парчевский, зритель на сеансе черной магии
- Виталий Румянцев
- Александр Рязанцев — шофер
- Михаил Сазонов — Созонов, эквилибрист
- Елизавета Сазонова — ассистентка Сазонова
- Николай Сонин — Карпов, курьер Варьете
- Александр Сластин — граф Роберт, гость на балу
- Гелий Сысоев — зритель в зале
- Александр Титов
- Марина Тихонова — покупательница с дочкой
- Любовь Тищенко — жена Босого
- Ольга Толстецкая — приятельница Лиходеева за столиком в «Грибоедове»
- Сергей Требесов — Гестас
- Александр Тюрин — Иероним Поприхин, член МАССОЛИТа
- Александр Тютрюмов — Палосич
- Галина Ульянова
- Андрей Федорцов — член домоуправления Пятнажко
- Станислав Фесюнов — швейцар магазина «Торгсин»
- Евгений Филатов — зритель на сеансе черной магии
- Оксана Хваловская
- Дмитрий Цветков
- Марина Чернышева — продавщица в киоске на Патриарших прудах
- Александр Черный
- Александр Шапоров
- Инна Шернакова
- Александр Шехтель — член МАССОЛИТа
- Александр Юдин — Желдыбин, заместитель Берлиоза
- Владимир Юрьев — член МАССОЛИТа
- Николай Яковлев — гость на балу
- Марина Яковлева — Софья Павловна
Актеры дубляжа
- Сергей Безруков — Мастер
- Олег Басилашвили — Афраний
- Семен Фурман — Кот-Бегемот
Саундтрек
Музыку к сериалу написал композитор Игорь Корнелюк. В 2010 году в продажу поступил официальный альбом-саундтрек с инструментальной музыкой, звучавшей в сериале:
- Титры (02:03.68)
- «Невидима и свободна» (полет Маргариты) (04:57.82)
- Казнь (05:19.61)
- «Нравятся ли вам мои цветы?..» (Первая встреча) (02:40.21)
- Шабаш (06:54.86)
- Вальс (03:47.70)
- Гефсиманский сад (Гибель Иуды) (03:31.82)
- Воланд (03:39.57)
- «Любовь выскочила... как убийца в переулке» (04:47.38)
- Крем Азазелло (01:46.53)
- «И при луне ему нет покоя...» (04:00.78)
- Великий Бал у Сатаны (12:02.14)
- Еще про любовь (06:57.48)
- «Маэстро, урежьте марш!» (01:47.22)
В музыкальной теме «Воланд» на музыкальную дорожку был наложен текст, прозвучавший в исполнении вокального ансамбля Singing Family, состоявшего из четырех человек. Текст состоит из известного палиндрома «Sator Arepo Tenet Opera Rotas», сатанинского заклинания «Abracadabra», «Igne Natura Renovatur Integra» (рус. В огне возрождается природа), фразы «Iesus Nasareus Rex Iudaeus» (рус. Иисус Назарянин Царь Иудейский).
В эпизоде первого выступления Воланда в Варьете звучит тема Шахрияра из симфонической сюиты «Шехеразада» Н. Римского-Корсакова.
В музыкальных темах «Казнь» и «Гефсиманский сад» использовались тексты из православной литургии и Страстного пятка.
В эпизоде «Джаз в Грибоедове» использовалась аранжированная версия джазовой композиции «Аллилуйя», которая упоминалась Булгаковым в романе.
Интересные факты
Владимир Бортко получил предложение снять «Мастера и Маргариту» еще в 1987 году, как раз в то время, когда только закончил работу над другим булгаковским произведением — фильмом «Собачье сердце». Но тогда режиссер решил отказаться от съемок, уступив это право своему другу Элему Климову, в планах которого был совместный проект с итальянцами и американцами, с Клаудией Кардинале в роли Маргариты и в паре с Феллини, который бы срежиссировал «древние» сцены. Но эта его задумка так никогда и не была реализована.
13 лет спустя Бортко снова взялся за экранизацию Мастера и Маргариты, и даже успел утвердить актерский состав: Галину Тюнину, Дмитрия Певцова, Сергея Маковецкого и Виктора Сухорукова. Но его планам в 2000 году снова не суждено было реализоваться: наследник Булгакова, которому принадлежали права на экранизацию, перепродал их американским продюсером. Проект сериала пришлось свернуть, и начать переговоры о выкупе прав на роман, которые растянулись на несколько лет.
Съемки возобновились, когда государственный телевизионный канал «Россия» выкупил права. Владимира Бортко на съемках постоянно преследовали проблемы с актерами и технические сложности, даже несмотря на то, что был приглашен священник для освящения студии. Но картину, бюджет которой составил более 5 миллионов долларов, все равно сняли в рекордно короткие сроки.
* * *
В это сложно поверить, но блестящий актерский состав сериала — Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Валентин Гафт, Александр Галибин, Сергей Безруков, Александр Филиппенко и другие — это запасной вариант. Как рассказал художник-постановщик картины Владимир Светозаров, почти все актеры, утвержденные на главные роли, в последний момент отказались от съемок. Олег Янковский должен был сыграть Воланда, а Александр Калягин — Берлиоза. Последний перенес вдруг два инфаркта подряд, сказал твердое нет. Владимир Машков пробовался на роль Мастера, но внезапная автокатастрофа заставила и его отказаться.
* * *
Вот как обосновывал свой отказ Олег Янковский, который в начале был утвержден на роль Воланда: «Я не знаю, как Воланда играть. В каком костюме он должен быть? Хоть в книге его одеяние подробно описано, но это — литература. А когда на экране: почему он такой, а не другой? И, как ни странно, это слабая роль. Все происходит не с Воландом, а вокруг него, а просто пучить глаза, чтобы это убедительно получалось, я не хочу. А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа — можно, он был реальным человеком. А к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду».
* * *
После отказа Янковского Бортко в поисках актера на роль Воланда обратил свой взор за границу. Да, переговоры велись и с западными звездами. Воланда мог сыграть Гарри Олдмен или Жан Рено. Но не срослось. И вот тогда Бортко обратился к Басилашвили.
* * *
На роль Маргариты пробовалось несколько актрис — Ингеборга Дапкунайте, Виктория Толстоганова, Анна Ковальчук. «Мне не важно, будет актриса известной или нет, главное, она должна полностью соответствовать моим представлениям о Маргарите, — говорил Владимир Бортко еще до того, как остановил свой выбор на актрисе театра им. Ленсовета Анне Ковальчук.
* * *
Сам Бортко в мистику не верил, но через некоторое время... вызвал священника прямо на площадку. Батюшка освятил съемочную группу вместе с оборудованием. После этого процесс пошел. А чуть позже стала известна еще одна странная история: перед началом съемок на Патриарших прудах неизвестный прохожий приблизился к Бортко и произнес: «Ничего у вас не получится!». И пошел дальше.
* * *
Снимали сериал по всему миру. Макет древнего Иерусалима был снят в Израиле. Основным местом съемок библейских сцен была Болгария, съемки проходили на киностудии «Боян», где остались роскошные декорации античного города, построенные американцами для картины «Спартак». Болгары создали целый комплекс античных построек, который практически полностью соответствует дворцу Ирода в Иерусалиме. В Израиле, учитывая сложную политическую обстановку в стране, снимали только общие планы Иерусалима. Античность режиссеру удалось отыскать даже в Крыму. «Ворота судакской крепости очень похожи на ворота древнего Иерусалима. А фонтаны Ливадийского дворца, как ни странно, весьма напоминают фонтаны дворца Ирода», — считает Бортко.
* * *
Что же до Москвы 30-х годов, то Патриаршие пруды снимались на Патриарших, Александровский сад — в Александровском, но Москва в целом, по мнению Владимира Бортко и оператора Валерия Мюльгаута, с 30-х годов так сильно изменилась, что ее снимали в Санкт-Петербурге. В Москве улочек с домами того времени практически не осталось.
* * *
Валентин Гафт, исполнивший в телесериале роли Человека во френче и первосвященника Каифы, в фильме «Мастер и Маргарита» Юрия Кары 1994 года сыграл самого Воланда. В свою очередь, исполнивший роль Азазелло Александр Филиппенко в том фильме сыграл другого представителя темных сил — Коровьева.
* * *
Человек во френче носит знаки различия майора госбезопасности (звание соответствовало званию комбрига РККА) во время основного действия фильма и знаки различия старшего майора госбезопасности (соответствует комдиву РККА) в финале. Эти знаки различия носили сотрудники ГУГБ НКВД в 1937—1943 годах.
* * *
В съемках фильма (в первых двух сериях) был задействован один и тот же трамвай № 2424 (все три раза: в самом начале, при несчастном случае с Берлиозом и когда кот Бегемот садился в трамвай), который сейчас курсирует по улицам Санкт-Петербурга (см. фото этого трамвая)
* * *
Когда кот Бегемот спрыгивает с вернувшейся после огня рукописи, виден титульный лист, на котором стоит имя автора — Максудов Николай Афанасьевич, название «Понтий Пилат» и год издания — 1934.
* * *
В 5-й и 6-й сериях присутствует хроника 1930-х годов Красногорского кинофотоархива и кадры из фильма «Девушка с характером».
* * *
В сериале есть несоответствия внешности и возраста. О Воланде в романе говорится как о человеке неопределенно-средних лет, а Олегу Басилашвили в 2005 году был 71 год. Кириллу Лаврову на момент съемок шел 80-й год, хотя Пилат должен быть моложе (глубокому старику неуместна боязнь «погубить карьеру»). В романе Воланд — брюнет. Александру Галибину во время съемок было 50 лет, в то время как его персонажу — 38. Александру Адабашьяну — 60, Берлиозу — 40, и к тому же Берлиоз был лысым. Понырев (Бездомный) — в романе человек лет двадцати трех, Галкин на момент съемок на 10 лет старше.
* * *
По словам режиссера Владимира Бортко, мистика во время съемок все-таки была... Но в основном со знаком «плюс». На съемочной площадке всегда стояла та погода, которая в этот момент была необходима для съемок. Все актеры, чем бы они ни болели, выздоравливали перед самым началом съемок. В связи с этим работа шла точно по графику.
* * *
Олег Басилашвили потерял голос прямо на съемочной площадке во время монолога Воланда. Внезапно горло актера свело судорогой, он начал хрипеть, а потом и вовсе не смог говорить. Врачи поставили диагноз — кровоизлияние в правую голосовую связку. Долгое время врачи заливали ему лекарства прямо в гортань и делали уколы...
* * *
В романе Маргарита появляется на балу у Сатаны нагая и в туфлях «из лепестков бледной розы», а режиссер Бортко одел и обул Анну Ковальчук совсем не по Булгакову.
* * *
Анне Ковальчук нелегко далась работа над образом Маргариты. Когда для съемок сцены бала ее одели в корсет весом 16 кг, актриса могла только лежать или стоять в этом средневековом одеянии. Железная корона оставляла раны на лбу, а металлические туфли очень сильно натирали ноги.
* * *
Самым страшным моментом съемок был, как рассказывает Ковальчук, ее прилет на шабаш. Сцена прибытия королевы снималась опять же в Петербурге, в парке Лесотехнической академии, и Маргарита должна была приводниться на гладь местного пруда. Но место съемок кишело крысами, и в пруд прыгать пришлось более решительной дублерше.
* * *
Во время съемок с актрисой случился один курьезный случай: актеры долго репетировали у режиссера в номере гостиницы «Украина», а когда Ковальчук вышла на улицу, ее из-за ее откровенного наряда приняли за девушку легкого поведения и отвели в отделение милиции. Актрисе долго пришлось доказывать, кто она, но ей не верили. Тогда пришлось позвать на помощь коллег-актеров.
* * *
Над образом одного из самых харизматичных персонажей, Кота Бегемота, трудились сразу четверо. Большую часть времени это был Вано Миранян, актер и президент инвалидного фонда людей маленького роста. Он снимался в «кошачьем» комбинезоне с головой, начиненной разнообразной техникой, которая отвечала за движения усов, ушей, глаз и рта. Говорил за него актер Семен Фурман. Кота в человеческом обличии сыграл актер Александр Баширов и, наконец, в роли просто кота был просто кот из цирка Юрия Куклачева.
* * *
Александр Адабашьян, который исполнил роль Берлиоза, говорил, что некоторые актеры в шутку использовали нависшее над романом проклятие в качестве некоего смягчающего фактора: «Я вообще не пью, а тут утром бутылка водки перед кроватью стоит. Как здесь удержаться?» или «Поставил будильник на 7, а он прозвенел в 10. Чертовщина какая-то!». Хотя сам актер после съемок слег с сердечным приступом, он все же не склонен как-то связывать эти события.
* * *
Актер Александр Филипенко рассказывает, что с ним ничего особенно мистического не происходило. Если не считать тот факт, что с Бортко он познакомился на Патриарших. Тот подошел к нему и сказал: «Ты меня не знаешь, но я тебя знаю. Коровьева ты уже сыграл (в картине Кары «Мастер и Маргарита» 1994 года), а у меня Азазелло сыграть не хочешь?
* * *
Самый сложный спецэффект сериала — кот Бегемот. Американцы оценили работу над котом в 1,5 миллиона долларов. А весь бюджет картины составлял 5 миллионов. Отечественные компьютерщики сделали не только Бегемота, но и множество других спецэффектов.
* * *
Анна Ковальчук и Ксения Назарова, игравшая домработницу Наташу, парили под потолком «ленфильмовского» павильона, а потом на компьютере убрали с тел все пояса подвесок, стерли тросы, сделали тела девушек полупрозрачными и подложили съемку ночной Москвы.
* * *
С помощью той же графики материализовался из воздуха Коровьев. Александр Абдулов катался на карусели-платформе, которая потом стиралась на компьютере, и актер как бы влетал в кадр из ниоткуда.
* * *
С помощью компьютерной графики прикрыли наготу Маргариты в сценах полета над Москвой.
* * *
В финальной серии Мастера и Маргариту прочь из бренного мира несут черные кони ада. Всех их сыграл семилетний конь Халиф, размноженный на компьютере.
«Проклятие романа Булгакова»
К 2020 году не стало 18 актеров, участвовавших в сериале в 2005 году. Обычно, когда гибнет человек публичный, в этом всегда ищут тайну, а когда умерших много? В последние годы слухи о проклятии романа Булгакова усиливаются.
Первой жертвой «проклятия» 2 октября 2005 года стал актер Александр Чабан, сыгравший следователя, который вел розыск Воланда. Пропал незадолго до премьеры. Найден мертвым в своей квартире. Обстоятельства смерти неизвестны. Ему было 47 лет. 28 сентября 2006 года умер актер Павел Комаров, сыгравший вора на пристани. Это он украл одежду купавшегося поэта Ивана Бездомного. Комаров был ведущим актером Царицынского ТЮЗа, основал музыкальную группу «Группа риска». 27 декабря 2006 года скончался 67-летний Станислав Ландграф, сыгравший критика Латунского.
Сериал стал одной из последних работ для народного артиста СССР Кирилла Лаврова, сыгравшего Понтия Пилата. 27 апреля 2007 года он умер от лейкемии.
27 апреля 2007 года провалился под лед во время рыбалки и умер Евгений Меркурьев (счетовод). В сериале счетовод и Пилат не пересекались. Но из жизни Меркурьев и Лавров ушли в один день.
Еще один известный актер, чью смерть связывают с проклятьем Булгакова, — это Александр Абдулов, который сыграл в сериале Фагота (Коровьева) — одного из демонических слуг Воланда. 3 января 2008 года в возрасте 54 лет актер скончался от рака легких.
7 апреля 2008 года умер Андрей Толубеев, который озвучивал Алоизия Могарыча. Как и старшего товарища по питерскому театру БДТ Кирилла Лаврова, Толубеева свела в могилу онкология. Диагноз: рак поджелудочной железы.
25 февраля 2010 года при странных обстоятельствах умер в своей квартире Владислав Галкин. В сериале он играл поэта Ивана Понырева. В момент смерти ему было всего 38 лет.
Через 2 года после Галкина не стало Ильи Олейникова. Актер, сыгравший финансового директора «Варьете» Римского, умер из-за рака легких. Ему было только 65.
В следующем году от неоперабельной опухоли мозга скончался Валерий Золотухин. Он сыграл в телесериале Никанора Босого.
За последние годы умерли и некоторые другие актеры сериала «Мастер и Маргарита», которые не были столь известны, как вышеперечисленные. Это Андрей Толубеев (Алоизий Могарыч), Юрий Оськин (швейцар), Галина Баркова (продавщица), Валентина Егоренкова (медицинская сестра в психбольнице), Станислав Соколов (секретарь Пилата), Дмитрий Поддубный (шпион НКВД) и другие. Хотя количество умерших и правда большое, однако, стоит учесть, что большинство других исполнителей ролей в этой и предыдущих экранизациях до сих пор живы и здоровы.
Анна Ковальчук и Александр Галибин на съемках остались живы и здоровы. Но после них он попал в ДТП, а она — развелась.
Что касается выживших, то они не верят в мистику, хотя признают, что нечто странное с ними происходило. Например, Анна Ковальчук, сыгравшая Маргариту, говорит, что роман долгое время не хотел отпускать ее. Помимо роли в сериале, она также снималась в 3D-мюзикле «Мастер и Маргарита». А вообще актриса отмечает, что любит число 13 и черных кошек...
Награды и номинации
Премия «ТЭФИ-2006» в номинации «За лучшую режиссуру».
«Специальный приз жюри» на МКФ Биарриц, Франция, 2007.
Приз в номинации «Лучший телесериал» на РКФ «Виват кино России», СПб, 2006.
Приз в номинации «За лучшую женскую роль» Анне Ковальчук на РКФ «Виват кино России», СПб, 2006.
Критика
Телесериал вызвал ряд критических отзывов:
Илья Стогов:
«Фильм просто чудовищный. Набрали «старых коней», которые испортили всю борозду. Единственное светлое пятно — Маргарита: она хотя бы не вызывает слез жалости. А Бортко после этого фильма хочется крикнуть: "Вон из искусства!"»
Анатолий Кучерена:
«За фильм надо сказать спасибо. Ведь великий роман Булгакова сложно перенести на экран. Наверное, поэтому нет в сериале того духа, который возникает при чтении книги».
Филипп Стукаренко, булгаковед: «Никак. Он пустой, как фантик от конфеты. Снаружи как настоящий, а начинки нет. Технически подробная иллюстрация».
Юлия Латынина, писатель и журналист:
«Режиссер Бортко рабски следовал тексту романа. Но произошла обратная вещь — текст и фильм неадекватны. Думаю, на фильме сэкономили, он напоминает постановку ТЮЗа 60-х годов. А на таком кино экономить нельзя!»
Протодиакон Андрей Кураев:
«Перелагать с языка одного искусства на язык другого искусства трудно. Мне кажется, Владимиру Владимировичу Бортко это не удалось, когда он экранизировал "Мастер и Маргариту". У него получилась гениальная экранизация "Собачьего сердца". Редкий случай, когда экранизация лучше литературного оригинала. А вот с "Мастером и Маргаритой" не получилось. Похоже, что он был придавлен, обескрылен самой грандиозностью той задачи, которую он взял на себя. Поэтому получился не фильм, а просто читка ролей в телестудии, когда актеры как на аудиокниге зачитывают текст и все. Подстрочник. Языка кино там нет».
Дмитрий Быков, поэт и писатель:
«Кризис, 1998 год, обнуление всего... Кота сделали вручную, и кот получился позорный, и, видимо, как говорит веселый русский народ, его сделали из говна и палок. Хотя в фильме были замечательные куски, но он снимался на нищенский бюджет, и, в общем, не получился, сериал этот».
Прочитать роман «Мастер и Маргарита» можно здесь