Вернуться к Персонажи и их прототипы в повести «Собачье сердце»

Шарик и Полиграф Полиграфович Шариков

А пес остался в подворотне и, страдая от изуродованного бока, прижался к холодной массивной стене, задохся и твердо решил, что больше отсюда никуда не пойдет, тут и сдохнет в подворотне. Отчаяние повалило его. На душе у него было до того горько и больно, до того одиноко и страшно, что мелкие собачьи слезы, как пупырыши, вылезали из глаз и тут же засыхали.

* * *

У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а на лице луговой небритый пух. Лоб поражал своею малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка.

Шарик

Бездомный пес Шарик появляется на первой же странице повести «Собачье сердце». Это симпатичный и неглупый пес, детство и юность которого прошли в подворотнях. В поисках пропитания он бегает по городу из одного района в другой. Как отмечали исследователи, в повести описываются реальные адреса Москвы 1920-х годов — трест «Главрыба» («Абырвалг»), ресторан «Бар» в Неглинном проезде, магазины в Сокольниках. По уличным вывескам Шарик учился читать. Он очень наблюдателен, что позволяет ему делать выводы о людях, встречающихся на пути: пес не любит дворников, с теплотой вспоминает о поваре Власе с Пречистенки, который отдавал собакам мясные косточки, жалеет машинистку девятого разряда в фильдекосовых чулках, вынужденную ради экономии питаться в пролетарской столовой.

Когда повар «столовой нормального питания» ошпарил Шарика кипятком, его спас вышедший из кооперативного магазина Филипп Филиппович Преображенский — он отдал больной собаке кусок «краковской» колбасы, а затем привел в свой дом. Пес воспринял профессора как некое божество, что не помешало ему наводить беспорядок в доме благотеля. В семикомнатной профессорской квартире любимым местом Шарика стала кухня, которую он воспринимал как «главное отделение рая». Изучая нравы и образ жизни обитателей своего нового жилища, пес порой размышлял как философ: «Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция». В квартире Преображенского пес растолстел и чувствовал себя довольным жизнью. После операции, в результате которой он стал человеком, характер пса сильно изменился. В конце повести, когда профессор провел еще одну операцию, Шарик вновь стал добродушной собакой, совершенно забывшей о всех предыдущих событиях.

Полиграф Полиграфович Шариков

Персонаж повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» Полиграф Полиграфович Шариков — пес, превращенный в человека. Появился на свет в результате неожиданных последствий эксперимента профессора Преображенского в сфере омоложения. Во время этой операции профессор пересадил гипофиз убитого в драке у пивной балалаечника, вора и алкоголика Клима Чугункина бездомному псу Шарику. Собака под влиянием гипофиза стала медленно, но верно превращаться в человека, приобретая замашки и привычки донора-уголовника. Шариков вел себя и как человек, и как собака одновременно. Новый человек приобрел все пороки погибшего балалаечника — вместо «милейшего пса» появился хулиган, пьяница, дебошир и душитель котов Полиграф Полиграфович Шариков, который, тем не менее, сумел быстро сделать хорошую карьеру и возглавить подотдел очистки Москвы от бродячих животных. Шариков жил в квартире профессора и своим поведением доставлял ему немало неприятностей. Он гонялся за кошками, ругался, бал окна и посуду в квартире, проявлял склонность к спиртному, по мере перехода от собаки к человеку начал воровать. Привел в квартиру девушку и заявил, что хочет жить с нею, приставал к женщинам, живущим в квартире.

Шариков безапелляционно рассуждает на социально-политические темы, навешивает ярлыки оппонентам; в его лексике перемешаны лозунги председателя домкома Швондера, взявшего нового пролетария под свою опеку, с теми фразами, которыми пользовался при жизни Клим Чугункин: «Еще парочку», «Слезай с подножки», «Отлезь, гнида!». В определенный момент герой переходит в наступление против своего «создателя» и, фамильярно называя Преображенского папашей, начинает угрожать тому судебным иском за несанкционированную операцию, а также напоминает, что не только профессор имеет право на просторные квартиры. Шариков подпал под негативное влияние Швондера, и под его руководством начал писать доносы на профессора. Эти доносы и стали последней каплей, вынудившей профессора и доктора Борменталя вернуть Шарику его мозг и, соответственно, его обличье.

Более всего итогами превращения Шарика в Шарикова был разочарован профессор Преображенский, упомянувший в разговоре со своим ассистентом доктором Борменталем, что идея улучшения человеческой породы операционным путем опровергается самой жизнью: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно!.. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого».

Образ Шарикова является собирательным. В нем заключено все, что писатель не любил в людях, в чьих руках оказалась власть. Прежде всего это грубость, невежество, хамство и лицемерие. Фамилия «Шариков» стала нарицательной. Называя кого-либо Шариковым, имеют в виду человека плохо образованного, невоспитанного, грубого, подлого, абсолютно некомпетентного человека из низов общества, в силу разных причин оказавшегося во властных структурах.

Имя и фамилия персонажа

В «Собачьем сердце», как и в других произведениях Булгакова, многие персонажи имеют «говорящие фамилии». Слово «Шарик» применительно к бездомному псу, погибающему в заснеженной подворотне, впервые произнесла пожалевшая его девушка-машинистка. Придуманная ею кличка вызвала у собаки протест: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Тем не менее для оформления документов персонаж взял себе «наследственную» фамилию — Шариков. Шариком называют пса и в доме профессора Преображенского.

Выбранное героем имя — Полиграф Полиграфович — по-разному трактуется булгаковедами. По одной из версий, Шариков, обнаружив его в советских «святцах», в которых день его рождения совпал с праздником полиграфистов, сам стал «жертвой полиграфической продукции» — тех книг, что давал ему для изучения Швондер. Согласно другой точке зрения, Булгаков в данном случае сделал язвительную отсылку к полиграфу — детектору лжи, предназначенному для психофизиологических исследований. Стоит отметить, что вторая версия маловероятна, так как первый прообраз современного полиграфа был сконструирован в 1921 году в США сотрудником полиции штата Калифорния Джоном Ларсоном. Аппарат Ларсона одновременно регистрировал изменения динамики артериального давления, пульса и дыхания, и систематически применялся им при расследовании преступлений. Но «полиграфом» он ещё не назывался. Лишь в 1933 году Леонард Килер — ученик Д. Ларсона и сотрудник лаборатории научных методов раскрытия преступлений при Северо-западном Университете — сконструировал полевой переносной полиграф, в конструкцию которого был добавлен канал измерения сопротивления кожи.

Имя и фамилия Полиграфа Полиграфовича Шарикова в переводах

  • англ. Poligraf Poligrafovich Sharikov
  • фр. Poligraph Poligraphovich Bouboulov
  • нем. Polygraf Polygrafowitsch Bellow
  • исп. Poligraf Poligráfovich Shárikov
  • итал. Poligraf Poligrafovič Pallinov

Цитатная характеристика Шарикова

Полиграф Полиграфович Шариков является необычным существом, результатом научного эксперимента:

«...Вы ведь, так сказать, — неожиданно явившееся существо, лабораторное...»

«...Шариков Полиграф Полиграфович, гм... Зародившийся в вашей, мол, квартире...»

Шариков появляется на свет в результате операции, которую проводит известный профессор Преображенский. Операция заключается в том, что профессор пересаживает псу Шарику человеческие органы (семенные железы и гипофиз). Донором органов оказывается молодой неблагополучный гражданин Клим Чугункин, умерший накануне:

«...ведь вы делали опыт, профессор! Вы и создали гражданина Шарикова...»

«...пересажены мужские яичники с придатками и семенными канатиками <...> придаток мозга — гипофиз и заменен человеческим...»

«...Клим Чугункин! Борменталь открыл рот. — Вот что-с: две судимости, алкоголизм...»

После операции пес Шарик за несколько недель превращается в «гражданина» Шарикова:

«...перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечение (подчеркнуто три раза)».

О внешности гражданина Шарикова известно следующее:

«...облик окончательно сложился. а) совершенный человек по строению тела; б) вес около трех пудов; в) рост маленький; г) голова маленькая... ж) одевается самостоятельно...»

«...У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка. Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее у человека был повязан ядовито — небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок <...> с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами. "Как в калошах" — с неприятным чувством подумал Филипп Филиппович <...> Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...»

«...Язвительная усмешка искривила усишки человека...»

«...поглядывал на Шарикова, черная голова которого в салфетке сияла, как муха в сметане...»

«...Иван Арнольдович и Шариков, одетый в кепку с утиным носом и в драповое пальто с поднятым воротником, уехали в цирк...»

«...небольшие его ноги, крытые черным пухом, заплетались по паркету...»

«...Он пригладил жесткие волосы...»

У гражданина Шарикова глуховатый и гулкий голос:

«...Голос у него был необыкновенный, глуховатый, и в то же время гулкий, как в маленький бочонок...»

У Шарикова развалистая походка:

«...Походка у него была развалистая...»

Шариков является наглым существом:

«...я положительно не видал более наглого существа, чем вы...»

«...Вы, — продолжал Филипп Филиппович, — просто нахал...»

«...такого наглого я в жизнь свою не видал...»

«...хам и свинья...»

Шариков ведет себя неприлично:

«...вы и без водки держите себя неприлично...»

«...Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно. С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете...»

Гражданин Шариков — глупый, развязный и при этом уверенный в себе тип:

«...Вы, Шариков, чепуху говорите и возмутительнее всего то, что говорите ее безапелляционно и уверенно...»

«...позволяете себе с развязностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости о том, как все поделить...»

Полиграф Шариков ведет себя неуважительно и фамильярно с окружающими:

«...Кто это тут вам папаша? Что это за фамильярности?..»

Будучи в прошлом собакой, гражданин Шариков ведет себя как дикарь:

«...Человек, как первобытный, прыгает по всей квартире, рвет краны. Кто убил кошку у мадам Поласухер?..»

«...Вы, Шариков, третьего дня укусили даму на лестнице, — подлетел Борменталь...»

«...Вы стоите на самой низшей ступени развития, — перекричал Филипп Филиппович, — вы еще только формирующееся, слабое в умственном отношении существо, все ваши поступки чисто звериные...»

Шариков гоняется за котами как настоящая собака:

«...Шариков, скажите мне, пожалуйста, — заговорил Борменталь, — сколько времени вы еще будете гоняться за котами? Стыдитесь! Ведь это же безобразие! Дикарь!..»

У Шарикова водятся блохи, как это бывает у собак:

«...Пальцами блох ловить! Пальцами! — яростно крикнул Филипп Филиппович, — и я не понимаю — откуда вы их берете?..»

Полиграф Шариков любит выпить. Вероятно, склонность к пьянству передалась от пьяницы Клима, чьи органы получил Шариков:

«...осведомился Борменталь, — вы последнее время слишком налегаете на водку...»

«...ответил Шариков и вдруг хищно и быстро налил себе полстакана водки...»

Гражданин Шариков борется за свои права и требует к себе уважения:

«...Ну и меня называйте по имени и отчеству! — совершенно основательно ответил Шариков...»

«...Я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно (человек завел глаза к потолку как бы вспоминая некую формулу), а равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить...»

Полиграф Шариков хочет иметь документы и прописку, как все люди. Он понимает, что без документов человеку непросто существовать в обществе:

«...как же так без документа? Это уж — извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать. Во-первых, домком <...> Встречают, спрашивают — когда ж ты, говорят, многоуважаемый, пропишешься?..»

После получения документов Шариков требует выполнения указанных в них условий проживания:

«— Вот. Член жилищного товарищества, и жилплощадь мне полагается определенно в квартире номер пять у ответственного съемщика Преображенского, в шестнадцать квадратных аршин, — Шариков подумал и добавил слово, которое Борменталь машинальна отметил в мозгу, как новое: — Благоволите».

Шариков считает себя пролетарием, простым тружеником:

«...— Почему же вы — труженик?

- Да уж известно — не нэпман...»

Со временем Шариков устраивается на работу ловцом бродячих животных, в частности кошек. Судя по всему, такая работа приходится ему нравится:

...«Предъявитель сего товарищ Полиграф Полиграфович Шариков действительно состоит заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и пр.) В отделе МКХ».

«...Вчера котов душили, душили...»

В конце концов Полиграф Шариков даже решает жениться, но это ему не удается:

«...Я с ней расписываюсь, это — наша машинистка, жить со мной будет...»

Устав от дикаря и грубияна Шарикова, профессор Преображенский снова делает ему операцию. В результате гражданин Шариков снова становится простой собакой:

«...из двери кабинета выскочил пес странного качества. Пятнами он был лыс, пятнами на нем отрастала шерсть вышел он, как ученый циркач, на задних лапах, потом опустился на все четыре и осмотрелся...»

«...Он самый, — послышался голос Федора, — только, сволочь, опять оброс...»

Цитаты Шарика

«У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй в грязном колпаке — повар столовой нормального питания служащих Центрального совета народного хозяйства — плеснул кипятком и обварил мне левый бок. Какая гадина, а еще пролетарий.

* * *

...кинематограф у женщины единственное утешение в жизни...

* * *

...О, глаза значительная вещь. Вроде барометра. Все видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится. Вот последнего холуя именно и приятно бывает тяпнуть за лодыжку. Боишься — получай. Раз боишься — значит стоишь...

* * *

Ошейник все равно что портфель...

* * *

Я красавец! Очень возможно, что бабушка моя согрешила с водолазом.

* * *

«Так свезло мне, так свезло, — думал он, задремывая, — просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. Тут не без водолаза. Потаскуха была моя бабушка, царство ей небесное, старушке. Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это до свадьбы заживет. Нам на это нечего смотреть».

Цитаты Шарикова

...Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать. Во-первых, домком...

* * *

Нижнюю сорочку позволил надеть на себя охотно, даже весело смеясь. От кальсон отказался, выразив протест хриплыми криками: «В очередь, сукины дети, в очередь!»

* * *

— Ну, желаю, чтобы все...

* * *

— Ну и что же он говорит, этот ваш прелестный домком?

— Вы его напрасно прелестным ругаете!

* * *

—Примус! Признание Америки! Москвошвея! Примус! Пивная! Еще парочку! Пивная! Еще парочку! Буржуи! Не толкайся, подлец, слезай с подножки! Я тебе покажу, твою мать!

* * *

—О-о-о!... Етит твою мать, профессор!!!

* * *

— «Атавизм»? А-а-а!

— Неприличными словами не выражаться!

* * *

—Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!

* * *

— Ну а фамилию, позвольте узнать?

— Фамилию? Я согласен наследственную принять.

— А именно?..

— Шариков.

* * *

— Что-то вы меня больно утесняете, папаша.

— Что?! Какой я вам папаша! Что это за фамильярность? Называйте меня по имени-отчеству.

— Да что вы все: то не плевать, то не кури, туда не ходи. Чисто, как в трамвае. Чего вы мне жить не даете? И насчет «папаши» — это вы напрасно. Разве я просил мне операцию делать? Хорошенькое дело: ухватили животную, исполосовали ножиком голову... А я, может, своего разрешения на операцию не давал. А равно и мои родные. Я иск, может, имею право предъявить.

* * *

— Вот все у вас как на параде, — заговорил он, — салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.

* * *

—А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет...

* * *

—Обыкновенная прислуга, а форсу, как у комиссарши.

* * *

—Я не господин, господа все в Париже!

* * *

—Где же это видано, чтобы человек проживал не прописанный в Москве?

* * *

— Отчего это у вас шрам на лбу, потрудитесь объяснить этой даме.

— Я на колчаковских фронтах раненый!

* * *

А-а, уж конечно, как же, какие уж мы вам товарищи! Где уж. Мы понимаем-с! Мы в университетах не обучались. В квартирах по пятнадцать комнат с ванными не жили. Только теперь пора бы это оставить. В настоящее время каждый имеет свое право...

* * *

— Документ, Филипп Филиппыч, мне надо.

— Документ? Черт... А, может быть, это... как-нибудь...

— Это уж — извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать.

* * *

— А вдруг война с империалистическими хищниками?

— Я воевать не пойду никуда!

— Вы, гражданин Шариков, говорите в высшей степени несознательно. На воинский учет надо взяться.

— На учет возьмусь, а воевать — шиш с маслом. Я тяжко раненый при операции.

* * *

— Позвольте-с вас спросить, почему так отвратительно пахнет?

Шариков понюхал куртку озабоченно.

— Ну, что ж, пахнет... известно: по специальности. Вчера котов душили, душили.

* * *

— Что это за гадость? Я говорю о галстуке.

— Чем же гадость? Шикарный галстук. Дарья Петровна подарила.

— Дарья Петровна вам мерзость подарила.

* * *

—Я на шестнадцати аршинах здесь сижу и буду сидеть!

* * *

—Я без пропитания оставаться не могу. Где же я буду харчеваться?!

* * *

— Я водочки выпью?

— А не будет вам?

— Вам жалко?

— Вы, Шариков, чепуху говорите и возмутительнее всего то, что говорите ее безапелляционно и уверенно.

* * *

— Бить будете, папаша?

— Тьфу! Идиот!

* * *

— Так что же вы читаете? Робинзона Крузо?

— Эту как ее?.. Переписку Энгельса с этим... как его дьявола... с Каутским.

— Позвольте узнать, что вы можете сообщить по поводу прочитанного?

— Да не согласен я.

— Что... с Энгельсом или с Каутским?

— С обоими...

— Это замечательно, клянусь Богом. Да... И что вы можете со своей стороны предложить? Шариков: — Да что тут предлагать? А то пишут-пишут... конгресс... немцы какие-то... Голова пухнет. Взять все да и поделить!

Образ Шарика и Шарикова в кинематографе

Первой экранизацией повести «Собачье сердце» стал одноименный фильм итальянского кинорежиссера Альберто Латтуады, вышедший в свет в 1976 году. В роли подопытного пса Бобика — собака по кличке Виски. Роль Полиграфа Полиграфовича, имевшего в картине фамилию Бобиков, исполнил актер Кокки Понцони. В 1988 году свою киноверсию булгаковского произведения предложил зрителям режиссер Владимир Бортко. Образ Шарикова в его ленте создал актер Владимир Толоконников, чей типаж идеально совпадал с режиссерским представлением о герое: «Узкая полосочка лба над выпуклыми надбровьями, тяжкий взгляд колючих глазок из-под мохнатущих бровей и оскал крупных зубов». Пса Шарика в фильме сыграл дрессированный милицейский пес Карай.

Пес Виски в роли Бобика в фильме «Собачье сердце» (Италия, Германия, 1976)

Пес Виски в роли Бобика в фильме «Собачье сердце» (Италия, Германия, 1976)

Коки Понцони в роли Бобикова в фильме «Собачье сердце» (Италия, Германия, 1976)

Коки Понцони в роли Бобикова в фильме «Собачье сердце» (Италия, Германия, 1976)

Коки Понцони в роли Бобикова в фильме «Собачье сердце» (Италия, Германия, 1976)

Пес Карай в роли Шарика в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Пес Карай в роли Шарика в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Пес Карай в роли Шарика в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Владимир Толоконников в роли Шарикова в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Владимир Толоконников в роли Шарикова в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Владимир Толоконников в роли Шарикова в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Владимир Толоконников в роли Шарикова в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Владимир Толоконников в роли Шарикова в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Владимир Толоконников в роли Шарикова в фильме «Собачье сердце» (СССР, 1988)

Диалог профессора Преображенского и Бобикова в фильме «Собачье сердце» (Италия, Германия, 1976)

Профессор Преображенский ведет Шарика к себе домой (фильм «Собачье сердце», СССР, 1988)

Куплеты Шарикова «Яблочко» (фильм «Собачье сердце», СССР, 1988)

Шариков привел в квартиру профессора собутыльников (фильм «Собачье сердце», СССР, 1988)

Шариков устроил потоп в квартире профессора (фильм «Собачье сердце», СССР, 1988)

Памятники Шарику и Полиграфу Полиграфовичу Шарикову

Памятники героям повести «Собачье сердце» профессору Преображенскому и Шарикову установлены в Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге и Харькове.

Памятник героям «Собачьего сердца» в Петербурге

Памятник профессору Преображенскому и Шарикову в Харькове

Памятник профессору Преображенскому и Шарику в Нижнем Новгороде

Иллюстрации