Вернуться к Л.Н. Шабалина. Жили в Москве былой. Беседы о булгаковской Москве (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»). Пособие по практике речи

Л. Колодный «На семи холмах. Третий Рим»

Прочитайте главу из книги московского писателя и журналиста Л. Колодного «Хождение в Москву». Скажите, когда и почему Москву стали называть третьим Римом?

Постарайтесь понять незнакомые слова:

Варвары — у древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и принадлежащих к чуждой им культуре.

Метафора (поэтическая) — слово, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении.

«На семи холмах. Третий Рим» (I)

Что понимать под словами «Третий Рим»? Какой в них вкладывается смысл, только ли это поэтическая метафора, обозначающая Москву?

Не так все просто, как кажется на первый взгляд. Под первым Римом учеными монахами, которые ввели в оборот это образ, подразумевался не античный вечный город с Колизеем, где язычники, поклонявшиеся многим богам, бросали христиан на растерзание львам за веру в Иисуса. А город святого Петра, Рим нашей эры, ставший после веков гонений и расправ столицей христиан. В глазах русских книжников первый Рим пал не после набегов варваров, а при случившемся 1000 лет назад разделении Вселенской церкви на православную и римско-католическую.

Вторым Римом слыл Константинополь, оплот православных тысячу лет. До того как его захватили турки. От великого прошлого христианской империи сохранились под землей цистерны водопровода. А на земле — колоссальная София1, обелиски, руины стен, не спасшие от мусульман столицу Византии, ставшую Стамбулом.

Третьим Римом православные начали считать Москву после женитьбы Ивана III на племяннице последнего императора Византии Константина XI, погибшего при штурме столицы. Двуглавые орлы павшей Византии свили гнезда в Кремле. Иван III построил дошедшие до нас великолепные соборы и: стены города. При нем Первопрестольная и Белокаменная возвысилась, предстала перед миром столицей могучей державы. В послании ученого монаха, старца Филофея2, об этом впервые определенно сказано в крылатых словах: «...Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть». В сущности, так в конце XV века сформулирована была национальная идея, вдохновлявшая государей и зодчих, которым поручалось украшать Москву по образу и подобию Рима и Царьграда — Константинополя.

Что общего между ними?

Семь холмов!

О семи холмах Рима говорят каждому приезжему, ведя первым делом на Капитолийский холм, где в недавние годы жила в клетке волчица... Она напоминала о легенде, согласно которой Вечный город основали близнецы Ромул и Рем, вскормленные молоком волчицы...

«Наличие в ландшафте Константинополя семи холмов, подобно Риму, воспринималось настолько важной чертой, что записано во всех сказаниях об основании города..., — подчеркивал М. Кудрявцев, автор монографии «Третий Рим». Как аксиома, не требующая доказательств, выглядит его тезис — «Подобно первому и второму Риму Москва XVI—XVII веков встала «на семи холмах».

В этом сомневаются современные географы и историки. Не сомневались с давних пор поэты...

В хор поэтов прошлого влился в начале XX века голос Марины Цветаевой, обожавшей, как никто другой, родной город — Москву.

Семь холмов — как семь колоколов,
На семи холмах — колокольни.
Все счетом — сорок сороков, —
Колокольное семихолмие!

...Скорей всего, «семь холмов» — легенда. Но она не менее правдоподобна, чем легенда о волчице, вскормившей Ромула и Рема. Что не мешает миру помнить о ней тысячи лет. И нам не следует забывать легенду о «семи холмах».

Давайте вместе подумаем!

1. Что подразумевалось под первым Римом?

2. Что считалось вторым Римом?

3. Чем стала для России формула «Москва — третий Рим»?

4. Что общего было между Константинополем и Москвой?

5. Если «семь холмов» Москвы — метафора, почему она все-таки имеет право на существование?

Примечания

1. София — храм Святой Софии в Стамбуле (Константинополе). Уникальный памятник византийского зодчества. Сооружен в 532—537 годах Анфимием из Трал и Исидором из Милета. Купол — 31,5 м в диаметре. Мозаики VI—XII веков.

2. Филофей — русский писатель XI века, монах псковского Елизарова монастыря. Сформулировал теорию «Москва — третий Рим».