Вернуться к Г.И. Кусов, З.С. Дудаева. Владикавказские загадки Михаила Булгакова

Предисловие

В биографии выдающегося русского советского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова (1891—1940) есть места, связанные с пребыванием в Вязьме, Саратове, Тбилиси, Батуми, Грозном, Пятигорске, в Крыму, на Черноморском побережье. Посещал он Ленинград. К сожалению, об одних посещениях ничего не известно, о других — сохранились лишь отрывочные сведения. Особое место в его жизни заняли Киев, Москва и, мы бы осмелились утверждать, Владикавказ. Появление в этом городе мобилизованного в Добровольческую армию врача произошло осенью 1919 г., по некоторым косвенным фактам, в сентябре — начале октября. Короткое пребывание во Владикавказе сменилось направлением в г. Грозный, откуда он вместе с вызванной из Киева женой Татьяной Николаевной выезжал на фронт. Вскоре санитарную часть перевели в теплушки, стоявшие на железнодорожной станции Беслан, а потом раненых уже доставляли во владикавказские военные госпитали.

Обычное офицерское времяпрепровождение: карты, бильярд, пьянки — не устраивали киевского врача. Свободное от работы время он посвящает в основном сотрудничеству с редакциями кавказских газет и впервые публикует в них свои статьи и фельетоны.

Безусловно, говорить похвальные слова в адрес косившего Белую армию сыпного тифа — неэтично и странно. Но именно благодаря этой страшной болезни военврач, находившийся в беспамятстве, в двух шагах от смерти, не смог покинуть с деникинцами Владикавказ, сохранив своё будущее русского советского писателя. Новые обстоятельства сложились так, что Булгаков не только смог превратиться в советского служащего, но и занимать одно время ответственные должности в подотделе искусств Наробраза Владикавказского ревкома.

Наиболее важные страницы владикавказского периода — это проведение им литературных диспутов, докладов, лекций, творческих вечеров, выступления перед спектаклями на сценах двух советских театров. Начиная с 28 мая 1920 года, на сцене 1-го Советского театра появляется несколько написанных им пьес, и их автор признаётся в городе на Тереке первым профессиональным драматургом только что провозглашённой Горской Автономной Советской Социалистической республики и приглашается деканом театрального факультета Народного художественного института. Видимо, властям необходим был популярный в городе драматург, и они не обратили внимание на критические, порой злобные выступления редакции местной газеты «Коммунист». Конечно, ни о каком материальном благополучии Михаил Афанасьевич Булгаков и Татьяна Николаевна Лаппа-Кисельгоф (1889—1982) мечтать не могли. Они выживали на скудную оплату овощами и гонорары от статей и спектаклей, не обладая предпринимательской жилкой. Пополнением семейного бюджета служила подаренная кем-то из близких золотая цепь, принадлежавшая Татьяне Николаевне.

В конце мая 1921 года М.А. Булгаков покидает Владикавказ, направляясь в товарном вагоне в Тифлис. Таким образом, завершается владикавказский период писателя, длившийся с сентября 1919 г. по май 1921 г. В город на Тереке он приехал обычным врачом, а уезжал известным владикавказским журналистом и драматургом, уверенным в своих творческих силах. Его умение «стиснуть зубы и работать днями и ночами при тусклом свете электрической лампочки» в комнате, выданной по ордеру на Слепцовской улице в доме № 9, не прошло бесследно. В Москве в 1920-е годы он на равных трудился в столичных газетах с будущими большими советскими писателями и написал свой первый знаменитый роман «Белая гвардия», по которому в Московском Художественном театре поставили бессмертную пьесу «Дни Турбиных»...

Кстати, внезапный отъезд после открывшейся карьерной перспективы в среде советской администрации обычно не объясняется, хотя за ответом не требуется далеко ходить. Ответ в его владикавказских письмах.

«...За письменным столом, заваленным рукописями... Ночью иногда перечитываю свои раньше написанные рассказы (в газетах! в газетах!) и думаю: где же сборник? Где имя? Где утраченные годы?..»

«...Потом, кроме рассказов, которые негде печатать, я написал комедию-буфф...»

«...Во Влад. (икавказе) я попал в положение «ни взад ни вперёд» и мои скитания далеко не кончены. Весной я должен ехать: или в Москву (м. б. очень скоро), или на Чёрное море, или ещё куда-нибудь». (К.П. Булгакову, 16 февраля 1921 г.)

Творческая машина, запущенная запоздавшим творить 28-летним литератором, уже исчерпала возможности во владикавказской газете «Коммунист» и на сцене местного театра.