Вернуться к О.Н. Гуцалюк. Типы и функции номинаций персонажа (на материале романов М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и В.В. Набокова «Лолита»)

Выводы по главе II

Типы и функции номинаций персонажей в романе «Мастер и Маргарита» обусловлены своеобразием повествовательной структуры романа как свободного косвенного дискурса. С этой точки зрения важными представляются такие черты повествовательной структуры романа, как сложность конструкции «образа автора» в романе, варьирование третьеличного и перволичного типов повествования и сложное взаимодействие точек зрения.

К основным речевым особенностям номинаций в романе относятся следующие: функциональная неоднозначность эгоцентрических слов, столкновение совпадающих номинаций, принадлежащих разным персонажам, обыгрывание значения «ключевого слова» при номинации посредством совмещения разных точек зрения, наличие особых «цитатных» номинаций и использование многоместных номинационных рядов и цепочек, представляющих разные точки зрения на персонажа.

Многообразие номинаций главных героев романа связано с совмещением следующих функций: выражение «точки зрения» нарратора или персонажа и переход (смена) «точек зрения»; выражение оценочной позиции нарратора или персонажа по отношению к объекту номинации; маркирование сигналов переключения планов повествования.

Номинационные ряды, именующие Воланда и его свиту, характеризуются особым многообразием, что связано с воплощением особых свойств этих персонажей как представителей сверхъестественного мира менять свои обличья, выступая по отношению к разным персонажам в разных ролях-масках. Кроме того, указанное многообразие номинаций является важным структурообразующим средством, призванным усилить атмосферу загадочности, таинственности, фантастичности происходящего для читателя.

Система номинаций героев «ершалаимских глав» в романе связана с неоднозначностью позиции повествователя в структуре повествования, который выступает то как непосредственный наблюдатель событий, то как вездесущий и всеведущий экзегетический повествователь. При этом номинация выступает как средство совмещения «точки зрения» повествователя и персонажа и как средство создания атмосферы загадочности и таинственности для читателя, который не сразу идентифицирует героев описываемых событий.

В целом номинации персонажей в романе «Мастер и Маргарита» являются одним из ведущих способов художественного воплощения повествовательной структуры свободного косвенного дискурса.