Вернуться к Т.А. Желватых. Текстовое представление иронии как интеллектуальной эмоции (на материале драматургии и прозы М.А. Булгакова)

Приложение № 4

Анкета

Пол ____________

Возраст ____________

Образование, род занятий ____________

Место проживания (город / село) ____________

Национальная принадлежность ____________

Инструкция

Прочитайте текст № 1 и подчеркните в нём ключевые слова.

Текст № 1

Николка. Что, согрелся, капитан?

Мышлаевский. Легче стало. (Закурил.)

Николка. Ты скажи, что там под Трактиром делается?

Мышлаевский. Метель под Трактиром. Вот что там. И я бы эту метель, мороз, немцев-мерзаецев и Петлюру!..

Алексей. Зачем же, не понимаю, вас под Трактир погнали?

Мышлаевский. А мужички там эти под Трактиром. Вот эти самые милые мужички сочинения графа Льва Толстого!

Николка. Да как же так? А в газетах пишут, что мужики на стороне гетмfна...

Мышлаевский. Что ты, юнкер, мне газеты тычешь? Я бы всю эту вашу газетную шваль перевешал на одном суку! Я сегодня утром лично на разведке на поролся на одного деда и спрашиваю: «Где же ваши хлопцы?» Деревня точно вымерла. А. он сослепу не разглядел, что у меня погоны под башлыком, и отвечает: «Уси побиглы до Петлюры...»

Николка. Ой-ой-ой-ой...

Мышлаевский. Вот именно «ой-ой-ой-ой»... Взял я этого толстовского хрена за манишку и говорю: «Уси побиглы до Петлюры? Вот я тебя сейчас пристрелю, старую... Ты у меня узнаешь, как до Петлюры бегают. Ты у меня сбегаешь в царство небесное».

Объясните, как Вы понимаете смысл фразы: «А мужички там эти под Трактиром. Вот эти самые милые мужички сочинения графа Льва Толстого!» ____________

Определите эмоциональное состояние субъекта-персонажа (укажите его основные эмоции, учитывая степень их интенсивности). ____________

Определите эмоции, возникшие у Вас после прочтения текста. ____________

Прочитайте текст № 2 и подчеркните в нём ключевые слова.

Текст № 2

Но кто такие? Неужели же Петлюра? Не может этого быть.

— А, черт га душу знает. Я думаю, что это местные мужички-богоносцы Достоевские!.. у-у... вашу мать!

— Господи боже мой!

— Да-с, — хрипел Мышлаевский, насасывая папиросу, — сменились мы, слава те, господи. Считаем: тридцать восемь человек. Поздравьте: двое замерзли. К свиньям. А двух подобрали, ноги будут резать...

— Как! Насмерть?

— А что ж ты думал? Один юнкер да один офицер. А в Попелюхе, это под Трактиром, еще красивее вышло. Поперли мы туда с подпоручиком Красиным сани взять, везти помороженных. Деревушка словно вымерла, — ни одной души. Смотрим, наконец, ползет какой-то дед в тулупе, с клюкой. Вообрази, — глянул на нас и обрадовался. Я уж тут сразу почувствовал недоброе. Что такое, думаю? Чего этот богоносный хрен возликовал: «Хлопчики... хлопчики...» Говорю ему таким сдобным голоском: «Здорово, дид. Давай скорее сани». А он отвечает: «Нема. Офицерня уси сани угнала на Пост». Я тут мигнул Красину и спрашиваю: «Офицерня? тэк-с. А дэж вси ваши хлопцы?» А дед и ляпни: «Уси побиглы до Петлюры». А? Как тебе нравится? Он-то сослепу не разглядел, что у нас погоны под башлыками, и за петлюровцев нас принял. Ну, тут, понимаешь, я не вытерпел... Мороз... Остервенился... Взял деда этого за манишку, так что из него чуть душа не выскочила, и кричу: «Побиглы до Петлюры? А вот я тебя сейчас пристрелю, так ты узнаешь, как до Петлюры бегают! Ты у меня сбегаешь в царство небесное, стерва!» Ну тут, понятное дело, святой землепашец, сеятель и хранитель (Мышлаевский, словно обвал камней, спустил страшное ругательство), прозрел в два счета. Конечно, в ноги и орет: «Ой, ваше высокоблагородие, извините меня, старика, це я сдуру, сослепу, дам коней, зараз дам, тильки не вбивайте!». И лошади нашлись и розвальни.

Объясните, как Вы понимаете смысл фраз: «мужички-богоносцы Достоевские», «святой землепашец, сеятель и хранитель», «этот богоносный хрен». ____________

Определите эмоциональное состояние субъекта-персонажа (укажите его основные эмоции и степень их интенсивности). ____________

Определите эмоции, возникшие у Вас после прочтения текста. ____________

В чём Вы видите сходство и различие содержания данных текстов? ____________

Просмотрите фрагмент фильма, в котором воспроизводится соответствующая ситуация, запишите ключевые слова звучащего текста. ____________

Если после просмотра у Вас возникли дополнительные замечания, касающиеся эмоционального состояния субъекта — персонажа, запишите их. ____________

Определите эмоции, возникшие у Вас после просмотра эпизода. ____________

Прочитайте тексты № 3 и № 4, подчеркните в них ключевые слова.

Текст № 3

Елена. Единственно, что в вас есть хорошего, — это голос, и прямое ваше назначение — это оперная карьера.

Шервинский. Кое-какой материал есть. Вы знаете, Елена Васильевна, я однажды в Жмеринке пел эпиталаму, там вверху «фа», как вам известно, а я взял «ля» и держал девять тактов.

Елена. Сколько?

Шервинский. Семь тактов держал. Напрасно вы не верите. Ей-Богу! Там была графиня Гендрикова... Она влюбилась в меня после этого «ля».

Елена. И что же было потом?

Шервинский. Отравилась. Цианистым калием.

Елена. Ах, Шервинский! Это у вас болезнь, честное слово.

Объясните, как Вы понимаете смысл вопросов героини: «Сколько?» и «И что же было потом?» ____________

Определите эмоциональное состояние Елены (укажите её основные эмоции, учитывая степень их интенсивности). ____________

Определите эмоции, возникшие у Вас после прочтения текста. ____________

Текст № 4

Да, пожалуй, все вздор на свете, кроме такого голоса, как у Шервинского. Конечно, сейчас штабы, эта дурацкая война, большевики, и Петлюра, и долг, но потом, когда все придет в норму, он бросает военную службу, несмотря на свои петербургские связи, вы знаете, какие у него связи — о-го-го... и на сцену. Петь он будет в La Scala и в Большом театре в Москве, когда большевиков повесят в Москве на фонарях на Театральной площади. В него влюбилась в Жмеринке графиня Лендрикова, потому что, когда он пел эпиталаму, то вместо fa взял la и держал его пять тактов. Сказав — пять, Шервинский сам повесил немного голову и посмотрел кругом растерянно, как будто кто-то другой сообщил ему это, а не он сам.

Определите, какие эмоции испытывает повествователь по отношению к персонажу. ____________

Определите, какие эмоции возникли у Вас по отношению к персонажу. ____________

В чём Вы видите сходство и различие содержания данных текстов? ____________

Просмотрите фрагмент фильма, в котором воспроизводится соответствующая ситуация. Если после просмотра у Вас возникли дополнительные замечания, касающиеся эмоционального состояния персонажа (Елены), запишите их. ____________

Для справки.

16 групп наиболее распространённых эмоций, данных в порядке нарастания эмоциональной насыщенности с выделением наиболее часто употребляемых слов, которыми может быть представлена вся группа [Э.А. Нушикян].

• Удовлетворение, наслаждение, радость, восторг, ликование, упоение, счастье.

• Расположенность, симпатия, заботливость, нежность.

Одобрение, восхищение, поощрение, похвала.

• Недоумение, удивление, изумление.

• Грусть, печаль, тоска, горе, безысходность.

• Недовольство, раздражение, негодование, гнев, ярость.

• Беспокойство, озабоченность, тревога, растерянность, страх, испуг, ужас.

• Неуверенность, сомнение, колебание, нерешительность, растерянность, отчаяние.

• Сожаление, огорчение, горечь, обида.

• Смущение, извинение, оправдание, неловкость, угрызение совести, стыд.

• Неприязнь, антипатия, отвращение, презрение.

• Дружеское подтрунивание, шутка, насмешка, ирония, издёвка, сарказм.

• Укор, упрёк, выговор, обвинение.

• Неодобрение, возражение, протест, возмущение.

• Недоверие, настороженность, подозрение.

• Напоминание, предупреждение, предостережение, угроза.