Вернуться к М.А. Миронова. Театральная критика 1920-х годов: рецепция пьес Н. Эрдмана «Мандат» и М. Булгакова «Дни Турбиных»

Библиография

I. Источники

1. Аксаков С.Т. Собрание сочинений в 5 т. Т. 4. М., 1966.

2. Белый А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 6. М., 2003.

3. Блок А.А. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. Л., 1982.

4. Булгаков М.А. Собрание сочинений в 5 т. М., 1992.

5. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 3. М.—Л., 1958.

6. Горький М. Полное собрание сочинений в 25 т. Т. 2. М., 1969.

7. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 3 т. Т. 1. М., 1986.

8. Сталин И.В. Сочинения. В 13 т. М., 1955. Т. 11.

9. Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 т. Т. 6. М., 1959.

10. Чехов А.П. Собрание сочинений в 8 т. Т. 7. М., 1986.

11. Эрдман Н.Р. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М., 1990.

12. Эрдман Н.Р. Самоубийца: Пьесы. Интермедии. Екатеринбург, 2000.

Статьи и рецензии театральных критиков 1920-х гг.

13. [Б. п.] Во благовременье // Театральное обозрение. М., 1921. № 1. С. 4.

14. [Б. п.] Гвоздев и Пиотровский о своих ошибках // Советский театр. М., 1932. № 5. С. 11—12.

15. [Б. п.] Критика и актер // Театральное обозрение. 1921. № 1. С. 1—2.

16. Белинский В.Г. «Гамлет», драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета // Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т. Т. 8. М., 1982. С. 112—121.

17. Бескин Э. «Земля дыбом» // Искусство и труд. М., 1923. № 3. С. 2.

18. Бескин Э. «Лес» у Мейерхольда // Известия ВЦИК и Моссовета. М., 1924. 31 января. С. 7.

19. Бескин Э. Мейерхольд // Рабочий и театр. Л., 1925. № 34. С. 7.

20. Бескин Э. Пожар «Вишневого сада». К постановке «Лизистраты» // Зрелища. М., 1923. № 42. С. 4—5.

21. Бескин Э. «Ревизор» Мейерхольда // Вечерняя Москва. 1926. 2 декабря. С. 3.

22. Блюм В. «Доходное место» в Театре Революции // Правда. М., 1923. 23 мая. С. 8.

23. Блюм В. Островский и Мейерхольд // Новый зритель. М., 1924. № 4. С. 36.

24. Блюм В. Самосаботаж (По поводу «Снегурочки» Островского) // Искусство и труд. М., 1923. № 5. С. 2.

25. Блюм В. «Царь Федор» // Жизнь искусства. Л., 1924. № 40. С. 6.

26. Брюсов В. Реализм и условность на сцене // Брюсов В. Заря времен: Стихотворения. Поэмы. Пьесы. Статьи. М., 2000. С. 436—445.

27. Бурлаченко А. «Гвоздевщина» и кадры // Рабочий и театр. Л., 1931. № 12. С. 5.

28. Волошин М. Театр как сновидение // Волошин М. «Средоточье всех путей...». Избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. М., 1989. С. 317—326.

29. Гаузнер Г. К приезду театра Кабуки // Правда. М., 1928. 27 июня. С. 6.

30. Гаузнер Г., Габрилович Е. Портреты актеров нового театра (Опыт разбора игры) // Мейерхольд в русской театральной критике. 1920—1938 гг. М., 2000. С. 186—188.

31. Гвоздев А. Вместо предисловия // Театральный Октябрь. Сборник 1. Л.—М., 1926. С. 3—7.

32. Гвоздев А. Постановка «Д.Е.» в театре имени Вс. Мейерхольда // Жизнь искусства. Л., 1924. № 26. С. 5—6.

33. Гвоздев А. Театр имени Вс. Мейерхольда (1920—1926). Л., 1927.

34. Гвоздев А. Театральная критика. Л., 1987.

35. Гвоздев А. «Учитель Бубус» // Жизнь искусства. Л., 1925. № 7. С. 13—14.

36. Гуревич Л. Искусство РСФСР. Письма из Москвы // Еженедельник Петроградских гос. акад. театров. Петроград, 1922. № 15—16. С. 29.

37. Гуревич Л. Литература и эстетика. Критические опыты и этюды. М., 1912.

38. Гуревич Л.К.С. Станиславский. М., 1929.

39. Гуревич Л. Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене. М., 1927.

40. Гуревич Л. «Чудо святого Антония» // Театральное обозрение. М., 1921. № 3. С. 6—7.

41. Загорский М. «Бубус» в Москве и Ленинграде // Новый зритель. М., 1925. № 6. С. 7—9.

42. Загорский М. «Горячее сердце» (МХАТ I) // Наша газета. М., 1926. 26 января. С. 4.

43. Загорский М. Еще о «Д.Е.». В театре Мейерхольда // Новый зритель. М., 1924. № 40. С. 4—5.

44. Загорский М. Против «Ревизора» Мейерхольда // Кино. М., 1926. 21 декабря. С. 4.

45. Загорский М. «Рычи, Китай» в Театре имени Мейерхольда // Программы гос. акад. театров. М., 1926. № 21. С. 7.

46. Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8 т. М., 1964. Т. 3.

47. Марков П.А. О театре. В 4 т. М., 1976.

48. Мокульский С. Гастроли театра Мейерхольда // Жизнь искусства. Л., 1924. № 23. С. 13.

49. Мокульский С. Гастроли театра Революции («Озеро Люль», «Воздушный пирог») // Жизнь искусства. Л., 1925. № 17. С. 9—10.

50. Мокульский С. «Земля дыбом» // Ленинградская правда. Л., 1924. 20 мая. С. 4.

51. Мокульский С. Зубры о «Лесе» // Ленинградская правда. Л., 1924. 12 июня. С. 4.

52. Мокульский С. Переоценка традиций // Театральный Октябрь. Л.; М., 1926. С. 16—17.

53. Мокульский С. Новая постановка Мейерхольда // Жизнь искусства. Л., 1924. № 27. С. 11.

54. Надеждин Н.И. Русский театр. Письма в Петербург // Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. С. 346—366.

55. Пиотровский А. Кинофикация театра // Жизнь искусства. 1924. № 22. С. 4.

56. Пиотровский А. Советский актер // Жизнь искусства. 1922. 12 сентября. С. 4—5.

57. Пиотровский А.А.Я. Таиров // Жизнь искусства. 1928. № 7. С. 5.

58. Пиотровский А. «Театр Народной комедии» // Жизнь искусства. 1920. 19—20 июня. С. 5—6.

59. Пиотровский А. ТРАМ (Страницы театральной современности) // Звезда. 1929. № 4. С. 9—11.

60. Садко [Блюм В.] «Земля дыбом» // Правда. М., 1923. 25 марта. С. 6.

61. Садко [Блюм В.] Неистовый Всеволод // Вестник работников искусств. М., 1923. № 7—8. С. 38—40.

62. Садко [Блюм В.] Ревизор — ни Гоголя, ни Мейерхольда // Программы государственных академических театров. М., 1926. № 65—66. С. 15.

63. Садко [Блюм В.] «Смерть Тарелкина» у Мейерхольда // Правда. М., 1922. 1 дек. С. 5.

64. Садко [Блюм В.] Театр РСФСР Первый: «Мистерия-буфф» // Вестник театра. 1921. № 91—92.

65. Сахновский В. Вариация Островского // Еженедельник академических театров. Л., 1924. С. 8.

66. Слонимский А. «Лес». Опыт анализа спектакля // Театральный Октябрь. Л.; М., 1926. С. 70.

67. Слонимский А. «Ревизор» // Жизнь искусства. 1927. № 38. С. 7.

68. Фельдман З.В. Б.Г. Добронравов в современном советском репертуаре // Ежегодник Московского Художественного театра. 1949—1950. М., 1952. С. 704—705.

69. Эфрос Н.Е. «Вишневый сад». Пьеса А.П. Чехова в постановке МХТ. Петербург, 1918.

70. Эфрос Н.Е. История русского театра. М., 1914.

71. Эфрос Н.Е. «На дне». Пьеса М. Горького в постановке МХТ. М., 1923.

72. Эфрос Н.Е. К.С. Станиславский (Опыт характеристики). Петербург, 1918.

73. Эфрос Н.Е. «Три сестры». Пьеса А.П. Чехова в постановке МХТ. Петербург, 1919.

74. Эфрос Н.Е. М.С. Щепкин (Опыт характеристики). Петербург, 1920.

75. Эфрос Н.Е. А.И. Южин. 1882—1922. М., 1922.

76. Южин А.И. Культура театра // Культура театра. М., 1921. № 1. С. 4.

Рецензии на пьесу и спектакль «Мандат» Н. Эрдмана

77. [Б. п.]. В театре им. Вс. Мейерхольда // Правда. М., 1926. № 68. 25 марта. С. 6.

78. [Б. п.]. Гастроли театра им. Вс. Мейерхольда // Жизнь искусства. Л., 1925. № 27. С. 24.

79. [Б. п.]. Дневник искусств // Вечерняя Москва. М., 1933. № 185. 14 авг. С. 3.

80. [Б. п.]. Запрещение «Мандата» или почти копия // Новый зритель. М., 1925. № 38. С. 15.

81. [Б. п.]. Иностранные дипломаты в театре им. Вс. Мейерхольда // Правда. М., 1925. № 91. 23 апр. С. 8.

82. [Б. п.]. «Мандат» // Красная газета. Вечерний выпуск. Л., 1925. № 91. 18 апр. С. 4.

83. [Б. п.]. «Мандат» в театре Мейерхольда. В порядке дискуссии // Рабочий зритель. М., 1925. № 18. С. 14—15.

84. [Б. п.]. «Мандат» Н. Эрдмана в театре им. Вс. Мейерхольда // Правда. М., 1925. № 89. 18 апр. С. 7.

85. [Б. п.]. «Мандат» снова запрещен // Ленинградская правда. Л., 1925. № 208. 12 септ. С. 5.

86. [Б. п.]. На репетиции «Мандата» // Вечерняя Москва. М., 1925. № 88. 17 апр. С. 3.

87. [Б. п.]. О «Мандате» Н. Эрдмана в театре Мейерхольда // Правда. М., 1925. № 109. 15 мая. С. 8.

88. [Б. п.]. Ревизия «Мандата» // Современный театр. М., 1927. № 2. 12 сент. С. 23.

89. [Б.П.]. Революционная современность на сцене. Свердловск увидит лучшие постановки // Уральский рабочий. Свердловск, 1928. № 78. 1 марта. С. 4.

90. [Б. п.]. Театр и музыка // Правда. М., 1925. № 80. 8 апр. С. 6.

91. [Б. п.]. Театр им. Вс. Мейерхольда // Жизнь искусства. Л., 1925. № 17. С. 19.

92. [Б. п.]. Театр имени Мейерхольда. К постановке «Мандата» // Вечерняя Москва. М., 1925. № 78. 6 апр. С. 3.

93. [Б. п.]. Текущие дела // Рабочий и искусство. М., 1930. № 56. С. 4.

94. А.Б. Бодрый смех // Рабочий и театр. Л., 1925. № 35. С. 13.

95. Аксенов И. «Мандат» // Жизнь искусства. Л., 1925. № 18. С. 7—8.

96. Боб Б. Театр Вс. Мейерхольда. «Мандат» — премьера актера // Комсомольская правда. М., 1925. № 125. 20 окт. С. 4.

97. Бобров С. «Мандат» у Мейерхольда // Жизнь искусства. Л., 1925. № 19. С. 7.

98. Верховский М. «Мандат» // Ленинградская правда. Л., 1925. № 193. 26 августа. С. 5.

99. Волков Н. «Мандат» // Известия. М., 1925. № 245. 25 окт. С. 6. Волков Н. «Мандат» («Премьера актера») // Известия. 1925. 25 окт. С. 4.

100. В. С. «Мандат» // Заря Востока. № 1477. 17 мая. С. 5.

101. Воскресенский С. Ничто и нигде (О «Мандате») // Жизнь искусства. Л., 1925. № 37. С. 8.

102. Габгауз. Что здесь особенного // Новый зритель. М., 1925. № 42. С. 13.

103. Гаузнер Г., Габрилович Е. «Мандат» у Мейерхольда // Жизнь искусства. Л., 1925. № 19. С. 6—7.

104. Гвоздев А. Концовка и пантомима // Жизнь искусства. Л., 1925. № 35. С. 10—11.

105. Гвоздев А. «Мандат» // Красная газета. Вечерний выпуск. Л., 1925. 24 апр. С. 4.

106. Гвоздев А. «Мандат» в театре им. Мейерхольда // Красная газета. Веч. вып. Л., 1925. № 206. 24 авг. С. 4.

107. Гурвич А. Гастроли театра им. Вс. Мейерхольда. «Мандат» // Бакинский рабочий. 1927. № 96. 26 апр. С. 5.

108. Гусман Б. Еще о «Мандате» // Новый зритель. М., 1925. № 18. С. 7—8.

109. Гусман Б. Что это такое? // Новый зритель. М., 1925. № 20. С. 6—7.

110. И.А. Последние могикане // Рабочий и театр. Л., 1925. № 36. С. 12.

111. Келлер Г. Взгляд на «Мандат» (Итог рецензий клуба учащейся молодежи при ГМПТ) // Педагогический театр. М., 1926. № 2. С. 47—49.

112. Кофф С. «Мандат» // Уральский рабочий. Свердловск, 1928. № 123. 29 мая. С. 4.

113. Мазинг Б. Театр Мейерхольда в Ленинграде // Красная панорама. Л., 1927. № 38. С. 14—15.

114. Марголин С. После смерти Вахтангова // Новый зритель. М., 1926. № 23. С. 6—7.

115. Марков П. «Мандат» // Правда. М., 1925. № 92. 24 апр. С. 8.

116. Марков П. Мейерхольд // Рабочий и театр. Л., 1925. № 18. С. 6.

117. Марков П. Третий фронт. После «Мандата» // Печать и революция. М., 1925. Кн. 5—6. С. 279—292.

118. Масс В. «Мандат» в театре Мейерхольда // Новый зритель. М., 1925. № 17. С. 5—6.

119. Моск Б. Театр им. Вс. Мейерхольда. «Мандат» // Искусство трудящимся. М., 1925. № 22. С. 8.

120. Петерман Гр. Удачный спектакль // Рабочий и театр. Л., 1926. № 40. С. 11.

121. Пиотровский А. Накануне «Ревизора» (О «Мандате») // Жизнь искусства. Л., 1925. № 35. С. 15.

122. П-ой Б. Под знаком ограничения. К ограничению спектаклей «Мандата» в Ленинграде // Рабочий и театр. Л., 1925. № 28. С. 7.

123. Сахновский В. «Мандат» Эрдмана в постановке Вс. Мейерхольда // Искусство трудящимся. М., 1925. № 23. С. 4—5.

124. Слонимский А. «Мандат» // Жизнь искусства. Л., 1927. № 37. С. 3—4.

125. С. М. «Мандат» в Акдраме // Жизнь искусства. Л., 1925. № 42. С. 13.

126. Старик. «Мандат» в театре Мейерхольда // Вечерняя Москва. М., 1925. № 96. 29 апр. С. 3.

127. Тверской К.В. Мейерхольд // Красная панорама. Л., 1925. № 22. С. 13.

128. Тверской К. Сезон начался // Рабочий и театр. Л., 1925. № 35. С. 7—8.

129. Угрюмов Д. «Мандат» в Театре им. Вс. Мейерхольда // Жизнь искусства. Л., 1926. № 6. С. 12.

130. Федоров Г. Наконец-то! // Рабочий и театр. Л., 1925. № 35. С. 13.

131. Херсонский Х. «Мандат» // Известия. М., 1925. 25 апр. С. 4.

132. Шелюбский М. Гастроли театра Мейерхольда («Мандат») // Киевский пролетарий. Киев, 1926. № 120. 28 мая. С. 5.

133. Шершеневич В. «Мандат» // Бакинский рабочий. 1925. № 116. 26 мая. С. 4.

Рецензии на пьесу и спектакль «Дни Турбиных» М. Булгакова

134. [Б. п.]. [Заметка о готовящейся постановке пьесы «Дни Турбиных» в Русском театре в Париже] // Возрождение. Париж, 1927. 26 нояб. № 907. С. 5.

135. [Б. п.]. [Заметка об актерском составе готовящегося в парижском Русском театре спектакле «Дни Турбиных»] // Последние новости. Париж, 1927. 27 нояб. № 2440. С. 5.

136. [Б. п.]. [О постановке сцен из «Белой гвардии» в берлинском «Neues Theater am Zoo»] // Руль. Берлин, 1928. 7 окт. № 2392. С. 6.

137. [Б. п.]. [О снятии с репертуара всех пьес Булгакова в Москве] // Вечерний Киев. 1929. 9 мар. С. 3.

138. [Б. п.]. Анкета Рудзутака, Шмидта, Сольца о премьере спектакля «Дни Турбиных» // Красн. газ. Веч. вып. Л., 1926. 9 окт. С. 4.

139. [Б. п.]. «Белая гвардия» // Вечерняя Москва. 1926. 7 янв. С. 3.

140. [Б. п.]. Большой драматический театр // Рабочий и театр. Л., 1926. 13 апр. № 15. С. 18.

141. [Б. п.]. Булгаков, Михаил Афанасьевич [...] // Большая советская энциклопедия. М., 1927. С. 26—27.

142. [Б. п.]. В Главискусстве: «Дни Турбиных» и «Багровый остров» снимаются с репертуара // Современный театр. М., 1929. 11 мар. № 11. С. 179.

143. [Б. п.]. В МХАТ: хроника // Новый зритель. М., 1925. № 37. С. 15.

144. [Б. п.]. В секции литературы и искусств при Комакадемии: Хроника // Печать и революция. М., 1927. № 1. С. 226.

145. [Б. п.]. Диспут о «Любви Яровой» и «Днях Турбиных» // Известия. М., 1927. 6 февр. С. 6.

146. [Б. п.]. Диспут о «Любви Яровой» и «Днях Турбиных» // Правда. М., 1927. 10 февр. С. 6.

147. [Б. п.]. «Дни Турбиных» // Руль. Берлин, 1928. 24 окт. № 2406. С. 5.

148. [Б. п.]. «Дни Турбиных», «Зойкина квартира» и «Багровый остров» снимаются с репертуара // Рабочая Москва. 1929. 6 мар. С. 3.

149. [Б. п.] «Дни Турбиных» и «Любовь Яровая». Диспут в театре Вс. Мейерхольда // Программы гос. акад. театров. 1927. 15—21 февр. № 7. С. 16—17.

150. [Б. п.]. «Дни Турбиных» во МХАТе — первом: (Отзыв о спектакле А. Орлинского) // 30 дней. М., 1926. № 11. С. 80—81.

151. [Б. п.]. За рубежом: Театр и общественность // Рабис. М., 1929. № 2. С. 17.

152. [Б. п.]. Иностранцы на премьере «Турбиных» в МХТ // Сегодня. Рига, 1926. 18 нояб. № 261. С. 4.

153. [Б. п.]. Лицом к эпохе. Театральное обозрение // Новый зритель. М., 1926. № 43. С. 3—4.

154. [Б. п.]. На производстве: Конец «Дням Турбиных» // Рабис. М., 1927. № 32. С. 16.

155. [Б. п.]. Открытие сезона МХАТ // Наша газета. М., 1926. 4 сент. С. 4.

156. [Б. п.]. Перспективы театрального сезона: (Спектакль «Белая гвардия» во МХАТе) // Новый зритель. М., 1926. № 40. С. 12.

157. [Б. п.]. Положить конец «Дням Турбиных»! // Комсомольская правда. М., 1929. 6 мар. С. 4.

158. [Б. п.]. Правая рука не знает, что делает левая: («Дни Турбиных» еще не сняты) // Комсомольская правда. М., 1929. 29 мар. С. 4.

159. [Б. п.]. Протест против «Дней Турбиных»: (Группа московских комсомольцев против пьесы М. Булгакова в постановке МХАТ-I) // Красная газета. Веч. вып. Л., 1926. 5 окт. С. 1.

160. [Б. п.]. Русский театр в Париже // Последние новости. Париж, 1927. 26 окт. № 2408. С. 4.

161. [Б. п.]. Русский театр в Париже // Возрождение. Париж, 1927. 1 дек. № 912. С. 4.

162. [Б. п.]. Русский театр в Париже // Возрождение. Париж, 1927. 11 дек. № 922. С. 3.

163. [Б. п.]. Русский театр в Париже // Последние новости. Париж, 1927. 11 дек. № 2454. С. 4.

164. [Б. п.]. Суд над «Белой гвардией»: (Диспут в Доме печати) // Новый зритель. М., 1926. № 42. С. 4.

165. [Б. п.]. Театры освобождаются от пьес Булгакова // Вечерняя Москва. 1929. 6 мар. № 54. С. 3.

166. [Б. п.]. Театральные новости за неделю // Современный театр. М., 1928. 15 июля. № 28/29. С. 505.

167. [Б.П.]. Управление Ак-театров о себе: (Беседа с завлитчастью Управления Ак-театров Г.М. Моргенштерном) // Новый зритель. М., 1926. № 48. С. 10.

168. [Б. п.]. Что покажет МХТ в будущем сезоне // Вечерняя Москва. 1929. 28 июня. С. 3.

169. А.Д. На театральном фронте: Наступление справа // Рабочий и театр. М., 1928. № 43. С. 2.

170. Адуев Н.Д. Болтовня контрамарочника: театр. фельетон // Современный театр. М., 1927. 12 сент. № 2. С. 24.

171. Адуев Н.Д. Перспективы: театр, фельетон // Современный театр. М., 1927. 11 окт. № 6. С. 88.

172. Афиногенов А. Художник и действительность // Октябрь. М., 1930. № 11. С. 309, 312.

173. Ашмарин В. «Дни Турбиных», МХАТ-I // Наша газета. М., 1926. 6 окт. С. 4.

174. Б. В пользу студентов // Руль. Берлин, 1928. 1 нояб. № 2413. С. 4.

175. Безыменский А. Открытое письмо Московскому Художественному театру // Комсомольская правда. М., 1926. 14 окт. С. 4.

176. Бескин Э. За год // Жизнь искусства. Л., 1927. № 2. С. 5.

177. Бескин Э. Кремовые шторы // Жизнь искусства. М., 1926. № 41. С. 7.

178. Блюм В. Еще раз о «Днях Турбиных» // Программы гос. акад. театров. М., 1926. 26 окт. 1 нояб. С. 5, 14.

179. Блюм В. Односторонняя стабилизация // Современный театр. М., 1927. 18 окт. № 7. С. 99.

180. Блюм В. Четыре шага назад // Программы гос. акад. театров. М., 1926. 5—11 окт. С. 14.

181. Бройде М. Театральная политика Советской власти // Программы гос. акад. театров. М., 1926. 12—18 окт. С. 10.

182. Востоков А., Рукавишников Н. «За» и «Против» «Дней Турбиных» // Комсомольская правда. М., 1926. 26 дек. С. 4.

183. Герман П. Новогодняя прогулка: Страничка юмора / Современный театр. М., 1929. 1 янв. № 1. С. 16.

184. Голичников В. «Дни Турбиных» и МХАТ // Рабочий и театр. М., 1926. № 42. С. 6—7.

185. Горбачев Г. Творчество М. Булгакова // Красная газ. Веч. вып. Л., 1927. 24 мая. С. 5.

186. Гусев С. Задачи театральной критики // Рабочий и театр. М., 1927. № 27. С. 3—4.

187. Данич П. «Дни Турбиных» Булгакова // Рабочая газета. М., 1926. 15 окт. С. 8.

188. Данский В. «Дни Турбиных» // Ленинградская правда. 1926. 27 окт. С. 6.

189. Загорский М. Неудачная инсценировка: («Дни Турбиных» во МХАТе) // Новый зритель. М., 1926. № 42. С. 6.

190. Загорский М. Послесловие к докладу П. Маркова «О перспективах театрального сезона» // Программы гос. акад. театров. М., 1926. 5—11 окт. С. 7.

191. И.К. Конец «дракам»: «На посту» против булгаковщины // Рабочая Москва. 1928. 7 дек. С. 3.

192. Керженцев П. Наши задачи в области искусства. Сокращенная стенограмма доклада на диспуте в Красном зале МК // Революция и культура. М., 1928. 30 нояб. № 22. С. 22—28.

193. Коган П.С. На подступах к революционному театру // Клубная сцена. М., 1928. № 2—3. С. 5—6.

194. Кр-в П. [Керженцев П.] Суд над «Днями Турбиных»: (О диспуте в Доме печати) // Вечерняя Москва. 1926. 12 окт. С. 3.

195. Л. Классовый враг на сцене // Гудок. М., 1929. 23 февр. С. 6.

196. Левидов М. Досадный пустяк // Вечерняя Москва. 1926. 8 окт. С. 3.

197. Литовский О. [Выступление на теасовещании при Агитпропе ЦК РКП(б)] // Новый зритель. М., 1927. № 20. С. 6.

198. Литовский О. «Дни», которые потрясли театральную общественность // Новый зритель. М., 1926. № 43. С. 5.

199. Луначарский А. [Изложение выступления на совещании в Наркомпросе 7 февр. 1927 г.] // Вечерняя Москва. 1927. 8 февр. С. 3.

200. Луначарский А. [Изложение доклада на диспуте в Театре им. Вс. Мейерхольда о спектаклях «Дни Турбиных» и «Любовь Яровая»] // Правда. М., 1927. 10 февр. С. 6.

201. Луначарский А. [Изложение выступления на совещании в Наркомпросе 7 февр, 1927 г.] // Новый зритель. М., 1927. № 7. С. 11.

202. Луначарский А. [Изложение доклада на диспуте в Театре им. Вс. Мейерхольда о спектаклях «Дни Турбиных» и «Любовь Яровая»] // На лит. посту. М., 1927. № 4. С. 73—75.

203. Луначарский А. «Дни Турбиных» // Красн. газ. Веч. вып. Л., 1926. 5 окт. С. 2.

204. Луначарский А.В. «Дни Турбиных» // Красная панорама. М., 1926. № 43. С. 8.

205. Луначарский А. Первые новинки сезона // Известия. М., 1926. 8 окт. С. 5.

206. Марголин С. Молодняк МХАТ-I // Новый зритель. М., 1927. № 13. С. 4—5.

207. Марков П.А. Стабилизация театральных стилей // Современный театр. М., 1927. И окт. № 6. С. 82.

208. Мустангова Е. Михаил Булгаков // Печать и революция. М., 1927. № 4. С. 81—87.

209. Мустангова Е. О Михаиле Булгакове // Жизнь искусства. Л., 1926. № 45. С. 13.

210. Нусинов И. Булгаков, Михаил Афанасьевич [...] // Литературная энциклопедия. Т. I. М., 1928. Стлб. 609—611.

211. Нусинов И. Путь М. Булгакова // Печать и революция. М., 1929. № 24. С. 40—53.

212. Ольшевец М. Новые слова, старые споры // Известия. М., 1926. 17 нояб. С. 5.

213. Орлинский А. Гражданская война на сцене МХАТ-I // Правда. М., 1926. 8 окт. С. 6.

214. Орлинский А. Против булгаковщины // Новый зритель. М., 1926. № 241. С. 3—4.

215. Орлинский А. Против булгаковщины: «Белая гвардия» сквозь розовые очки // Рабочая газета. М., 1926. 7 окт. С. 8.

216. Патриот. «Дни Турбиных» // Руль. Берлин, 1928. 21 окт. № 2404. С. 9.

217. Пиотровский А. Молодой Художественный театр: («Дни Турбиных») // Красн. газ. Веч. вып. Л., 1926. 9 окт. С. 4.

218. Райх В. К итогам театрального сезона // На лит. посту. М., 1927. № 11—12. С. 66—74.

219. Розенцвейг Б. Поход беллетриста в театр // Советский театр. М., 1930. № 3—4. С. 4—5.

220. Ст. Ас. [Асилов С.] Осиновый кол: К возобновлению «Дней Турбиных» во МХАТ // Жизнь искусства. М., 1927. № 44. С. 6—7.

221. Старик А. «Дни Турбиных»: (В порядке обсуждения) // Комсомольская правда. М., 1926. 4 дек. С. 4.

222. Тверской К. Первые впечатления сезона // Рабочий театр. М., 1926. № 41. С. 6.

223. Уриэль: [Литовский О.С.]. На неверном пути: («Дни Турбиных» Булгакова в Художественном театре) // Комсомольская правда. М., 1926. 10 окт. С. 6.

224. Ходасевич В. Смысл и судьба «Белой гвардии» // Театр. М., 1989. № 6. С. 153—154.

225. Ценовский А. «Дни Турбиных» // Труд. М., 1926. 9 окт. С. 3.

226. Черкасский А. «Дни Турбиных» — домашняя контрреволюция // Комсомолия. М., 1926. № 12. С. 66—67.

227. Чернояров В. Сборная команда // Новый зритель. М., 1926. № 32. С. 8—9.

228. Черский П. Крах «Турбиных» и... ликвидация «Кооператопа» // Красн. газ. Веч. вып. Л., 1926. 15 окт. С. 5.

229. Шварц Л. Театральные заметки // Журнал для всех. М., 1929. № 6. С. 113—114.

230. Эльсберг Ж. Булгаков и МХАТ // На лит. посту. М., 1927. № 3. С. 47—48.

II. Научная и критическая литература

231. Агурский М. Идеология национал-большевизма. М., 2003.

232. Адамович Г. «Дни Турбиных» М. Булгакова // Литературное обозрение. М., 1991. № 5. С. 42—43.

233. Александрова О.И., Балягина И.Я. Ремарки, организующие звуковое пространство, в драматургии М. Булгакова: (На материале пьес 20-х годов) // Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте. Самара, 1991. С. 72—73.

234. Альтшулер А.М. «Дни Турбиных» и «Бег» М. Булгакова в истории советского театра 20-х годов. АКД. М., 1971.

235. Ан Бен Ен. Сатирическая драматургия Н. Эрдмана: «Мандат» и «Самоубийца» // Ученые записки. М., 2000. С. 71—88.

236. Ан Бен Ен. «Скрежещущий комизм» (Роль гротеска в образнохудожественной структуре сатирической комедиографии) // Голоса молодых ученых. Вып. 4. М., 1998. С. 7—17.

237. Аронсон О. Театр и аффект. Биомеханика Мейерхольда vs Психотехника Станиславского // Советская власть и медиа. СПб., 2006. С. 296—305.

238. Бабичева Ю.В. Жанровые разновидности русской драмы: (На материале драматургии М.А. Булгакова). Вологда, 1989.

239. Белая Г.А. История в лицах. Из литературной критики 20-х годов. Тверь, 2003.

240. Белая Г.А. Дон-Кихоты революции — опыт побед и поражений. М., 2004.

241. Белая Г. Экзистенциальная проблематика творчества М. Зощенко // Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 4—13.

242. Березкин В.И. Советская сценография 1917—1941. М., 1990.

243. Берковский Н. Мир, создаваемый литературой. М., 1989.

244. Биккулова И.А. Проблемы взаимосвязи романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» М. Булгакова // Размышления о жанре. М., 1992. С. 67—77.

245. Биккулова И.А. Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» и его пьеса «Дни Турбиных» в контексте литературного процесса 20-х годов. АКД. М., 1992.

246. Бойко М.Н. Психологическое направление в русской академической науке XIX века (А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский) // Проблемы методологии современного искусствознания. М., 1989. С. 84—109.

247. Большая цензура: Писатели и журналисты в Стране Советов. 1917—1956. Сб. документов. М., 2005.

248. Булгаков М.А. Письма. Жизнеописание в документах. М., 1989.

249. Василевский А. О драме и комедиях Николая Эрдмана // Октябрь. 1988. № 3. С. 204—206.

250. Велехов Л. Самый остроумный. К 90-летию со дня рождения Н. Эрдмана // Театр. 1990. № 3. С. 90—96.

251. Виленкин В. Воспоминания с комментариями. М., 1982.

252. Воробьева Т.Л. Гоголевские традиции в драматургии Н.Р. Эрдмана // Проблемы литературных жанров. Материалы IX международной научной конференции. 8—10 дек. 1998. Ч. 2. Томск, 1999. С. 144—149.

253. Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988.

254. Гаранина Н.С. Стиль русской театральной критики. М., 1970.

255. Герасимов Ю.К. История русской театральной критики. Вып. 5. Л., 1977.

256. Гладков А.К. Пять лет с Мейерхольдом // Гладков А.К. Театр: Воспоминания и размышления. М., 1980. С. 82—327.

257. Гозенпуд А. Поэтика ремарок Булгакова // Михаил Булгаков: «Этот мир мой...». СПб., 1993. С. 79—90.

258. Головчинер В.Е. Эпическая драма в русской литературе XX века. Томск, 2001.

259. Голубков М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы, 20—30-е гг. М., 1992.

260. Горячая С. Сменовеховцы 20—30-х годов: оценка большевистского опыта реформирования России. АКД. Ростов на Дону, 2004.

261. Грабовски И. «Контроль и руководство»: литературная политика советской партийной бюрократии в 1920-е годы // Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века. М., 2002. С. 17—49.

262. Грознова Н.А.М. Булгаков и критика его времени (По материалам булгаковских альбомов) // Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. СПб., 1994. Кн. 2. С. 5—33.

263. Громов Е. Сталин: искусство и власть. М., 2003.

264. Гудкова В.В. Время и театр Михаила Булгакова. М., 1988.

265. Гудкова В.В. Истоки: Критические дискуссии по поводу творчества М. Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Литературное обозрение. М., 1991. № 5. С. 3—11.

266. Гурлянд А. Из воспоминаний об Антоне Павловиче Чехове // Чехов и театр: Письма, фельетоны, современники о Чехове-драматурге. М., 1961. С. 203—215.

267. Дневник Елены Булгаковой. М., 1990.

268. Добренко Е.А. Формовка советского читателя. Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. СПб., 1997.

269. Дронов А.В. Рецептивная эстетика // Современное зарубежное литературоведение: Страны Зап. Европы и США: Концепции. Школы. Термины. М., 1996. С. 127—138.

270. Дудина Л.Н. Символика образов в пьесе «Дни Турбиных» // Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте. Самара, 1991. С. 69—70.

271. Евреинов Н.Н. Тайные пружины искусства: статьи по философии искусства, этике и культурологии, 1920—1950 гг. М., 2004.

272. Елина Е.Г. Литературная критика и общественное сознание в Советской России 1920-х годов. Саратов, 1994.

273. Ермакова Т.А. «Дни Турбиных» М. Булгакова и полемика вокруг пьесы // Уч. Зап. Моск. Обл. пед. Ин-та им. Н.К. Крупской. Том 187: Сов. Лит. М., 1967. Вып. 8. С. 89—102.

274. Ермакова Т.А. Драматургия М.А. Булгакова. Автореф. дис. (...) канд. филол. наук. М., 1971.

275. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.

276. Жидков В.С. Театр и власть. 1917—1927. От свободы до «осознанной необходимости». М., 2003.

277. Журчева О.В. Жанр анекдота в литературе XX века (рассказы М. Зощенко 20-х годов и пьеса Н. Эрдмана «Мандат») // Художественный язык литературы 20-х годов XX века. Самара, 2001. С. 179—197.

278. Зись А.Я., Стафецкая М.П. Интерпретация произведения как феномена культуры // Теории, школы, концепции (критические анализы): Художественная рецепция и герменевтика. М., 1985. С. 69—102.

279. Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме // Иванов Вяч. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995. С. 106—134.

280. Иванов Вяч. Заметки о формальной школе и Ю.Н. Тынянове // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 2000. Т. 2. С. 626—628.

281. Иванов Вяч. О существе трагедии // Иванов Вяч. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995. С. 90—103.

282. Изер В. Историко-функциональная текстовая модель литературы // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1997. № 3. С. 118—142.

283. История русского драматического театра. В 7 т. Т. 7. 1898—1917. М., 1987.

284. История русской литературной критики / Под ред. В.В. Прозорова. М., 2002.

285. Каблуков В.В. Драматургия Н. Эрдмана. Проблемы поэтики. Дис. (...) канд. филол. наук. Томск, 1997.

286. Казаркин А.П. Русская литературная критика XX в. Томск, 2004.

287. Калашников Ю.С. Формалистическое направление в театре // Очерки истории русского советского драматургического театра. Т. 1. 1917—1934. М., 1954. С. 411—412.

288. Канунникова И.А. Художественный мир Н.Р. Эрдмана. Дис. (...) канд. филол. наук. М., 1996.

289. Канунникова И.А. Элементы пародии в поэтике Н. Эрдмана // Русская литература XX века: образ, язык, мысль. М., 1995. С. 30—41.

290. Ким Чжи Хан, Молчанова С.В. Ремарки в пьесах М.А. Булгакова «Дни Турбиных» и «Бег» // Русская речь. М., 2004. № 1. С. 28—33.

291. Киреева А.Ф. История советской литературной критики. Саратов, 1979.

292. Киселев Н.Н. Русская советская комедия 20—30-х годов. АКД. М., 1974.

293. Клещенко Б.И. Вторая «Чайка» Художественного театра: (Историко-биографические корни пьес «Чайка» А. Чехова и «Дни Турбиных» М. Булгакова) // Тезисы республиканских Булгаковских чтений. Черновцы, 1991. С. 56—57.

294. Климова Л.П. К.С. Станиславский в русской и советской критике. Л., 1986.

295. Козлов Н.П. От романа к пьесе «Белая гвардия» и «Дни Турбиных» М. Булгакова) // Содержательность форм в художественной литературе. Куйбышев, 1989. С. 105—125.

296. Комаров С.А.А. Чехов — В. Маяковский: комедиограф в диалоге с русской культурой конца XIX — первой трети XX века. Тюмень, 2002.

297. Кормилов С.И., Скороспелова Е.Б. Литературная критика в России XX в. (после 1917 г.). Материалы к курсу. М., 1996.

298. Кузина Н.В. О нескольких важнейших оппозициях в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // Русская филология. Смоленск, 1999. С. 110—126.

299. Кузнецов С.Н. О функциях ремарки в чеховской драме // Русская литература. 1985. № 1. С. 150—154.

300. Купцова О.Н. Из истории становления советской театральной критики (1917—1926). Саратов, 1984.

301. Лесскис Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». Комментарии. М., 1999.

302. Ливанова М.В. Культурно-речевой стереотип эпохи в ранних произведениях А.Т. Твардовского // Творчество М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова в контексте русской и мировой культуры. Смоленск. 2000. С. 169—173.

303. Лурье Я.С. В работе над текстом «Дней Турбиных» // Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова. Л., 1987. С. 16—38.

304. Лурье Я.С. Примечания к пьесам «Белая гвардия», «Дни Турбиных» // Булгаков М.А. Пьесы 1920-х годов. Л., 1989. С. 514—536.

305. Малли Л. Культурное наследие Пролеткульта: один из путей к соцреализму? // Соцреалистический канон. СПб., 2000. С. 180—189.

306. Марков П. В Художественном театре. Книга завлита. М., 1976.

307. Марков П. Книга воспоминаний. М., 1983.

308. Мейерхольд в русской театральной критике. 1920—1938 гг. М., 2000.

309. Мейерхольд и другие. Документы и материалы. Мейерхольдовский сборник. Вып. 2. М., 2000.

310. Мейерхольд В.Э. Переписка. 1896—1939. М., 1976.

311. Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. 1891—1917. Ч. 1. М., 1968.

312. Менглинова Л.Б. Проблемы гротеска в советском литературоведении и критике 20-х годов // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 4. Томск, 1982. С. 15—27.

313. Мильков Д.Э. Русский литературный авангард: Поэтика жеста. Символизм — футуризм — обэриу. АКД. СПб., 2000.

314. Михайлова М.В. История русской литературной критики конца XIX — начала XX в. Методические указания. М., 1985.

315. Михалевич Е.В. Сопоставительный анализ речевых партий персонажей романа М. Булгакова «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». АКД. СПб., 1999.

316. Мягков Б.С. Михаил Булгаков: материалы к персоналии: (Литература о жизни и творчестве) // Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Кн. 3. СПб., 1995. С. 275—367.

317. Натсак О. Сменовеховство и «русский фашизм» как идейно-политические феномены: по материалам русской эмиграции в Харбине в 20—30-е годы XX века. АКД. М., 2000.

318. Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. В 2 т. Т. 2. М., 1979.

319. Немцев В.И. Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова: Материалы к лекциям. Самара, 1999.

320. Н.Р. Эрдман // Театральная жизнь. М., 1991. № 5. С. 1—31.

321. Овэс Л.С. Пластические искусства и театр: Конструктивизм и его воплощение на сцене ТИМа // Взаимосвязи: Театр в контексте культуры: Сб. научн. трудов. Л., 1991. С. 99—125.

322. Очерки истории русской театральной критики. Конец XIX — начало XX века. Л., 1979.

323. Переверзев В.Ф. Проблемы марксистского литературоведения // Литература и марксизм. 1926. № 2.

324. Песочинский Н.В. Актер в театре Мейерхольда // Русское актерское искусство XX века: Сб. научн. трудов. СПб., 1992. Вып. 1. С. 65—152.

325. Петелин В.М.А. Булгаков и «Дни Турбиных» // Петелин В. Россия — любовь моя. М., 1986. С. 215—221.

326. Петров В.Г. Комическое и трагическое в драматургии М.А. Булгакова (20-е годы). АКД. М., 1983.

327. Петров В.Б. Литературные традиции и типологические схождения в драматургии 20-х годов (на материале пьес М. Булгакова «Дни Турбиных» и «Бег») // Типологическое изучение литературного процесса. Пермь, 1987. С. 65—78.

328. Петров В.Б. Пьеса Н. Эрдмана «Мандат» в контексте сатирической комедиографии 20-х гг. // Проблемы типологии русской литературы XX века. Пермь, 1991. С. 70—80.

329. Поликарпова Е.С. Трагикомический театр Николая Эрдмана. Дис. (...) канд. филол. наук. Самара, 1997.

330. Поспелов Г.Н. Методологическое развитие советского литературоведения // Советское литературоведение за пятьдесят лет. М., 1967. С. 7—125.

331. Росницкая О.Б. Карнавальные и романтические традиции в пьесах М.А. Булгакова «Бег», «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных» // Рациональное и эмоциональное в литературе и фольклоре. Волгоград, 2001. С. 152—156.

332. Роткова М.Л. «Белая гвардия» и «Дни Турбиных» М. Булгакова: К проблеме трансформации романа в драму // Художественный текст и культура. Владимир, 2004. С. 385—390.

333. Руднева Л. Комедия Николая Эрдмана, ее триумф и забвение // Театр. М., 1987. № 10. С. 28—33.

334. Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981.

335. Рудницкий К. Портрет З. Райх // Рудницкий К.Л. Любимцы публики. Киев, 1990. С. 28—54.

336. Русский авангард 1910-х — 1920-х годов и театр. СПб., 2000.

337. Русская литературная критика начала XX в.: Современный взгляд. Сборник обзоров. М., 1991.

338. Светликова И.Ю. Истоки русского формализма: традиция психологизма и формальной школы. М., 2005.

339. Свободин А. О Николае Робертовиче Эрдмане // Театральная жизнь. М., 1990. № 1. С. 26—29.

340. Селиванов Ю.Б. Н.Р. Эрдман и Н.В. Гоголь: особенности художественного взаимодействия // Текст. Культура. Социум. Вологда, 2000. С. 105—118.

341. Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идея, практика. М., 1995.

342. Скоропанова И.С. Идейно-художественные искания М.А. Булгакова (20-е годы). АКД. Минск, 1972.

343. Скороспелова Е. Русская проза XX века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003.

344. Смелянский А. Истребители // Московские новости. № 17. 25 апреля. 1993. С. 4.

345. Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1989.

346. Солганик Г.Я. Общие особенности языка газеты // Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980. С. 39—46.

347. Спехова О.П. Мотив оборотничества в пьесе Н.Р. Эрдмана «Мандат» // Проблемы литературных жанров. Ч. 2. Томск, 2002. С. 89—93.

348. Стрельцова Е. Великое унижение: Н. Эрдман // Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20—30-х годов. М., 1993. С. 307—345.

349. Судаков И. Ранние роли Хмелева // Ежегодник Московского Художественного театра за 1945 год. М., 1949. Т. 2. С. 39—40.

350. Сухих С.И. Психологическое литературоведение Д.Н. Овсянико-Куликовского: Из лекций по истории русского литературоведения. Н. Новгород, 2001.

351. Сухих С.И. «Технологическая» поэтика формальной школы: Из лекций по истории русского литературоведения. Н. Новгород, 2001.

352. Тамарченко А. Драматургическое новаторство М. Булгакова // Русская литература. 1990. № 1. С. 11—17.

353. Тарабукин Н. Зрительное оформление в ГосТИМе // Театр. 1990. № 1. С. 92—96.

354. Театральная критика: история и теория. М., 1989.

355. Театральная критика 1917—1927 гг. Проблемы развития. Л., 1987.

356. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000.

357. Тильга Л.В. Поэтика драмы рубежа 1920-х — 1930-х годов и мотив самоубийства. М.А. Булгаков. «Бег». Н.Р. Эрдман. «Самоубийца». Опыт контекстуального анализа. АКД. СПб., 1995.

358. Тимофеева А.С. Театральная критика П.А. Маркова: система воззрений и принципов. АКД. М., 1984.

359. Титкова Н.Е. Проблема русской литературной традиции в драматургии М.А. Булгакова. АКД. Н. Новгород, 2000.

360. Титов Г. Мейерхольд и художники // Театр. 1992. № 1. С. 80—82.

361. Титова Г.В. Театральная деятельность А.В. Луначарского. Л., 1969.

362. Тубин Я.С. А.В. Луначарский и Московский Художественный театр (К вопросу о социологической функции театра). М., 1972.

363. Тубин Я.С. Послереволюционный МХАТ в поисках социально активного репертуара. Луначарский и МХАТ // Искусство театра. Свердловск, 1987. С. 21—30.

364. Тяпкина Е.А. Вспоминая Вс. Э. Мейерхольда // Вопросы театра. М., 1990. С. 161—202.

365. Тяпкина Е. Эрдман в театре Мейерхольда // Театральная жизнь. М., 1989. № 5. С. 15—19.

366. Файман Г. «Булгаковщина» // Театр. 1991. № 12. С. 80—103.

367. Файман Г. Коллективное жизнеописание Михаила Булгакова // Независимая газета. 28 сентября, 1994. С. 5.

368. Файман Г. Коллективное жизнеописание Михаила Булгакова // Независимая газета. 28 декабря, 1994. С. 3.

369. Фельдман О. «Отражение нашей судьбы»: К теме Эрдман и Мейерхольд // Театр. М., 1990. № 1. С. 117—121.

370. Хализев В.Е. Интерпретация и литературная критика // Проблемы теории литературной критики. Сб. ст. под ред. П.А. Николаева и Л.В. Чернец. М., 1980. С. 49—92.

371. Ханзен-Леве О.А. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М., 2001.

372. Хмельницкая М.Ю. К вопросу о театрально-эстетическом идеале А.В. Луначарского (А.В. Луначарский и Московский Малый и Камерный театры. 1917—1927 гг.). Л., 1974.

373. Чудакова М.О. Булгаков и Лубянка // Литературная газета. 8 декабря. 1993. С. 5.

374. Чудакова М.О. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988.

375. Чудакова М.О. Некоторые проблемы источниковедения и рецепции пьес М. Булгакова о гражданской войне // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени. Сб. ст. / Сост. А. Нинов. — М., 1988. С. 57—95.

376. Шахматова Е.В. Традиции восточного театра в эстетике Мейерхольда // Театральное искусство Востока. Особенности развития. М., 1984. С. 105—119.

377. Шешуков С. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х гг. М., 1970.

378. Шошин В.А. М.А. Булгаков и театр: (По материалам Рукописного отдела Пушкинского Дома) // Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. Кн. 2. СПб., 1994. С. 91—158.

379. Щеглов Ю. Конструктивистский балаган Н. Эрдмана // Новое литературное обозрение. М., 1998. № 33. С. 118—162.

380. Эйзенштейн С. Монтаж аттракционов // Леф. М., 1923. № 3. С. 70—75.

381. Эльяшевич А. Лиризм. Экспрессия. Гротеск. Л., 1975.

382. Эрлих В. Русский формализм: история и теория. СПб., 1996.

383. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001.

384. Яблоков Е.А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова: «Записки юного врача». Тверь, 2002.

385. Яблоков Е.А. Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия». М., 1997.

386. Янгиров Р. Русская эмиграция о романе «Белая гвардия»: 1920—1930-е гг. // Михаил Булгаков на исходе XX века. СПб., 1999. С. 50—73.

387. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

388. Яншин М.М. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1984.

389. Яусс Х.-Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12. С. 34—84.

III. Энциклопедические и справочные издания

390. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1990.

391. Пави П. Словарь театра. М., 1991.

392. Русский драматический театр. Энциклопедия. М., 2001.

393. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996.