Вернуться к В.А. Осиненко. Тайны романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Глава 1. Никогда не разговаривайте с неизвестными

...так кто ж ты, наконец? — Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо...

Гете. Фауст

Весной вечером, в Москве, на Патриарших прудах председатель правления московской литературной ассоциации МАССОЛИТ, редактор журнала Михаил Александрович Берлиоз критикует поэта Ивана Николаевича Понырева (Бездомного), написавшего поэму про Иисуса Христа как о живом человеке.

Внезапно Берлиозу становится плохо и ему показался «Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая...» И все прошло.

Появляется иностранец и, услышав их разговор, садится между ними на скамейку, удивляется, что они атеисты и не верят, что существует Бог, управляющий жизнью людей.

— Браво! — вскричал иностранец — браво! Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств. А затем как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство!..

— Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки! — совершенно неожиданно бухнул Иван Николаевич.

Иностранец предсказывает Берлиозу смерть под трамваем, а не от падающего кирпича, Поныреву советует спросить у профессора клиники про шизофрению. Показывает газету с его портретом и стихами.

— Извините меня, что я в пылу нашего спора забыл представить себя вам. Вот моя карточка, паспорт и приглашение приехать в Москву для консультации... немец... Я специалист по черной магии... Я единственный в мире специалист... Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история!.. — прошептал: «Имейте в виду, что Иисус существовал...»

В сентябре 1925 г. Л. Авербах так оценил творчество М.А. Булгакова: «Рассказы М. Булгакова цельны, выдержанны, единое в них построение и единая тема. Тема эта — удручающая бессмыслица, путаность и ничтожество советского быта, хаос, рождающийся из коммунистических попыток строить новое общество... Появляется писатель, не рядящийся даже в попутнические цвета. Не только наша критика и библиография, но наши издательства должны быть настороже, а Главлит — тем паче!»

А вот мнение Е.С. Булгаковой о пьесах М.А. Булгакова: «Задумав пьесу, Булгаков видел возможность говорить на излюбленную тему о праве писателя на свой, ему одному принадлежащий взгляд на искусство и на жизнь. В исторических пьесах — «Мольер», «Пушкин», «Дон Кихот» — он пользовался прошлым для того, чтобы выразить свое отношение к современной жизни, волновавшей его так же, как волновала и волнует она нас сейчас».

Раньше М.А. Булгакова к теме о дьяволе обратился С.А. Клычков (Лешенков, 1889—1937, репрессирован). В 1927 г. журнал «Молодая гвардия» опубликовал его третий роман «Темный корень» или книга «Князь тьмы». Миром правит дьявол, зло сильнее добра. Клычковский дьявол крестьянский, одет в красную рубаху, но ведь «немецкие черти все в красном».

В черновой тетради 3 (1929—1931) в незаконченной главе «Консультант с копытом» возраст Антона Мироновича Берлиоза «лет тридцати» и Ивана Петровича Тешкина (Беспризорного) — «двадцати четырех». Беседуют об антирелигиозном стихотворении для журнала.

В редакциях романа (1928—1937) указаны возрасты беседующих: первого — «тридцатипятилетний приблизительно», «другой лет на десять моложе первого».

Михаил Александрович Берлиоз (в редакции 1928—1929 гг. Мирцев Владимир Миронович, в редакции 1929—1931 гг. — Антон (или Марк) Антонович Берлиоз, председатель Всеобписа) имеет многое от Л.Л. Авербаха.

Авербах Леопольд Леонидович (1903—1939, репрессирован), критик и публицист. С 1926 г. редактор журнала «На литературном посту» и генеральный секретарь Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Его мать — сестра Якова Свердлова, женат на дочери Бонч-Бруевича, а сестра Ида — законная супруга Г. Ягоды.

Фамилия Авербах могла дать повод М. Булгакову ввести в свой роман фамилии композиторов (Г. Берлиоз (1803—1869) — французский композитор, дирижер), в ней окончание «бах» — это фамилия немецкого композитора и органиста Иоганна Себастьяна Баха (1685—1750). В названии МАССОЛИТ имеется слово «ассоциация», которое есть и в РАППе, председатель МАССОЛИТа соответствует генеральному секретарю РАПП. Можно сделать вывод, что в последней редакции романа автор для Берлиоза окончательно установил прототип Л.Л. Авербаха, не указывая его возраст.

Ранее был указан 35-летний возраст. В 1933 г. такой возраст был у А.И. Безыменского (1898—1973), опубликовавшего 1 августа 1929 г. в газете «Правда» свое произведение «Выстрел» про полковника Алексея Турбина, которого следует убить.

19 марта 1930 г. И. Сталин ответил А. Безыменскому: «Пишу с опозданием. Я не знаток литературы и, конечно, не критик. Тем не менее ввиду Ваших настояний могу сообщить Вам свое мнение.

Читал и «Выстрел», и «День нашей жизни». Ничего ни «мелкобуржуазного», ни «антипартийного» в этих произведениях нет. И то, и другое, особенно «Выстрел», можно считать образцами революционного пролетарского искусства для настоящего времени...». (И. Сталин, «Сочинения». Том 12. Издательство политической литературы. Москва. 1949. Стр. 200.)

Алексей Турбин — персонаж произведений М.А. Булгакова романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». Фамилию Турбина носила семья бабушки писателя.

В образе Бездомного — поэт Павел Николаевич Васильев (1910—1937, репрессирован). Родился в сибирском городе Зайсан, окончил среднюю школу в Омске, уехал на Дальний Восток. Стихи печатает с 1927 г. в журнале «Сибирские огни».

Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» появилось 24 апреля 1932 г. Все писательские организации должны быть ликвидированы, и создается единый Союз советских писателей. Для проведения этой работы создан Комитет под руководством М. Горького. Прием в Союз писателей происходит в 1934 г. М.А. Булгаков подал анкету 29 мая 1934 г. В августе 1934 г. состоялся I съезд Союза советских писателей. До съезда существовали Всесоюзное объединение пролетарских писателей и Всероссийское общество крестьянских писателей. Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) объединяла местные организации Москвы (МАПП), Ленинграда (ЛАПП) и т. д. Музыкантов объединяла своя ассоциация РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов), легкую музыку они считали нэпманской.

Таким образом, приблизительно год описываемых событий 1933-й.

Фамилия Берлиоз (Владимир Миронович) и имя Иванушка имеются в черновой тетради за 1928—1929 гг. В главе «Мания фурибунда» упомянут и год: «Писательский ресторан, помещавшийся в городе Москве на бульваре, как раз насупротив памятника знаменитому поэту Александру Ивановичу Житомирскому, отравившемуся в 1933 году осетриной, носил дикое название «Шалаш Грибоедова».

Свое мнение о Иисусе Христе М.А. Булгаков записал в свой дневник 5.01.1925 г.: «Соль в идее, ее можно доказать документально: Иисуса Христа изображают в виде негодяя и мошенника, именно его. Нетрудно понять, чья это работа. Этому преступлению нет цены».

Взяв власть в октябре 1917 г., большевики (в апреле 1917 г. организованных большевиков числилось 46 тыс., из них рабочих было 60,2%, в 1924 г. — 639 тыс., в конце 1926 г. — 1078 тыс., из них рабочих 63%) повели борьбу с религией и религиозным сознанием громадного большинства населения. Атеизм (греческое — безбожие) — отрицание существования бога или богов, духов, сверхъестественных сил и вообще всяких религиозных верований. В январе 1918 г. издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Церкви и монастыри закрываются. Борьбу с религией в СССР возглавил Союз безбожников, возникший с апреля 1925 г. и имеющий в Москве свой Центральный совет, издающий газету и журнал «Безбожник» и методический журнал «Антирелигиозник».

Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ. В редакции 1928—1937 гг. М. Булгаков словами иностранца сказал: «водрузить его в Соловки невозможно по той причине, что он уже сто двадцать пять лет находится в местах, гораздо более отдаленных от Патриарших прудов, чем Соловки». Автор относил время появления Воланда в Москве к 1929 г., а перерабатывая роман в последние годы жизни, остановился на 1933 г.

Соловецкий монастырь основан в XV веке на острове Соловецком в Белом море. Был крупным хозяйственным предприятием по эксплуатации природных богатств края. Использовал наемный труд и труд богомольцев. В XVI—XVII веках играл роль военной крепости от шведских посягательств. Служил местом церковной и политической ссылки. В 1923 г. преобразован в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), прозванный «Соловки». Через пять лет в нем содержится более 50 тысяч заключенных.

Иностранец уверен, что «Кирпич ни с того ни с сего», то есть случайно, упасть на голову не может.

В редакции 1928—1937 гг. иностранец прославление поэту Поныреву находит во вчерашнем номере еженедельного иллюстративного журнала, а не в «Литературной газете».

В черновой тетради 2 (1928—1929) в главе «Шестое доказательство» инженер представил Берлиозу и Иванушке карточку со словами «D-r Theodor Voland» и назвался «я по белой магии!» В черновой редакции за 1934—1936 гг. была специальная глава «Белая магия и ее разоблачение».

Магия — колдовство, система действий и слов, вынуждающая окружающую среду (природную или человеческую) к желательным изменениям. В христианстве: «белая» магия ищет опоры в добрых духах, святых, «черная» магия связана с миром бесов.

Почти за десять лет автор изменил свое отношение к Воланду от «белой» магии к «черной», которая окончательно установилась в редакции романа, законченного в 1937—1938 гг. в годы большого террора, названного в народе «ежовщина».

Если М.А. Булгаков вначале пытался представить образ И.В. Сталина в Воланде и его «белой магии», о чем свидетельствуют названия «Копыто инженера», «Копыто консультанта», то после звонка к нему И. Сталина в 1930 г. потребовалось еще 7 лет для выработки своего окончательного мнения о «вожде народов».

Попав в Москву, в ее человеческое окружение, даже Воланд вынужден говорить шепотом о том, что Иисус жил, для советских людей, — это запретная тема.