Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Московский связной

Имя подлинного автора этой «шифровки» Горький легко мог разгадать, если, с одной стороны, читал газету «Гудок» (а это вовсе не исключено), а с другой — был знаком с книгой известного последователя Н.А. Морозова1 — Д.О. Святского «Лестница Иакова или сон наяву. Библейско-астрономический этюд» (а это, учитывая антирелигиозную направленность книги, вполне возможно). В «Гудке» конца 1923 — начала 1924 года были опубликованы очерки Булгакова «Лестница в рай» и «Часы жизни и смерти», в которых используется библейский образ «лестницы Иакова», по которой ангелы нисходят на землю и восходят на небо, — а в книге Святского, вышедшей еще в 1911 году, «доказывается», что библейское видение «лестницы Иакова» возникло в действительности... из наблюдения звездного неба.

Святский разбирает не только канонический библейский текст, но и древнерусский апокриф на тот же сюжет. Обратившись к полному тексту апокрифа (неоднократно публиковавшемуся в изданиях XIX века), можно обнаружить прообраз того вкрапления бессмысленного набора букв в связный текст, который мы с недоумением наблюдаем в подписи под рисунком. Таким образом русский переводчик передал непонятное ему слово гипотетического, до сих пор неизвестного науке источника: «кфалконагаргаилюявед»!

Более того, в тексте булгаковского очерка «Часы жизни и смерти», где столь большую роль играет библейский символ ангельской «лестницы», обнаруживаются реминисценции и из самой книги Святского! Святский, разбирая древнерусский апокриф, обращает внимание на то, что в нем «на верху лестницы была отрубленная голова ужасного вида». Символика головы, и специально — отрубленной головы, также развивается в очерке Булгакова: Ленин — бывший «глава» государства, и к нему, мертвой, «отрубленной» голове «ужасного вида», по лестнице на поклонение поднимаются толпы людей!

Святский к тому же сопоставляет этот образ... с созвездием Персея, несущего в руке отрубленную голову Медузы (на месте которой, добавляет он, в арабской астрономии располагалась звезда под названием Алгол, то есть в переводе... «дьявол»!). Автор книги напоминает о свойстве головы Медузы окаменять взглядом все живое: отсюда-то у Булгакова в очерке и появляется странная фраза, что Ленин, то есть «отрубленная голова» Советского государства и большевистской партии, как Медуза Горгона, своей смертью «окаменил застывшие караулы»...

Наконец, в полном тексте апокрифа, который Святским приводится лишь в извлечениях, предсказывается наказание тем, которые «служили капищам и жерли мертвым». Это делает еще более мотивированным соотнесение апокрифа о «лестнице Иакова» с воздвигаемым на Красной площади «капищем» — мавзолеем — для поклонения мертвецу!.. Сопоставив эти данные, Горький (а он все-таки недаром считался великим человеком и был заядлым книгочеем) мог понять, что за «шифрованным» сообщением журнала «Заноза» стоит автор очерка «Часы жизни и смерти». Выбор же промежуточного источника шифра — очерка на смерть Ленина — предвещает появление в апреле-мае 1924 года в советской периодике первой редакции собственного мемуарного очерка Горького «В.И.Ленин», примкнувшего числу тех, что стали предметом пародирования в февральском булгаковском «Воспоминании...»

Примечания

1. Аллюзия на название его книги, «разоблачающей» происхождение Апокалипсиса, — «Откровение в грозе и буре» — содержится в очерке Булгакова «Москва краснокаменная» («Маячат две фигуры [...] У другой [...] на голове выгоревший в грозе и буре бархатный околыш»: срв. в этом пассаже, помимо аллюзии на Морозова, обыгрывание другого имени — Маяковского).