Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Приключения Шурика

Одним из наиболее впечатляющих свидетельств участия Булгакова в формировании материалов «Дрезины» нам представилось встретившееся там карикатурное изображение итальянского диктатора Муссолини... точь-в-точь соответствующее изображению одичавшего убийцы профессора Персикова в повести «Роковые яйца». Карикатура эта находит в публикациях «Красного перца» 1923—1924 гг. самое широкое отражение. В «Дрезине», напомним, она входила в серию рисунков, стилизованных в духе площадного «паноптикума». Знаком этот балаганный жанр и московскому «Красному перцу»: в ноябрьском № 25 1924 года находится серия рисунков Ю. Ганфа, которая так и называется: «Паноптикум» (стр. 8—9) — множество карикатур на темы недавней истории и быта с подписями, сделанными раешным стихом.

При ближайшем рассмотрении оказалось, что подспудный замысел «дрезининского» изображения вобрал в себя мотивы... будущего кинематографа 60-х годов: ранней короткометражной кинокомедии Л. Гайдая «Напарник» из фильма «Операция «Ы»...» И именно о мотивах этого «источника» карикатуры 1923 года заставляет вспоминать в «Красном перце» рисунок того же Ю.Г. в мартовском № 6 того же, что и его «Паноптикум», 1924 года (стр. 15).

Рисунок снабжен документальным эпиграфом: «Виновник взрыва в Харькове — хозяин оружейной мастерской, получивший при взрыве сильные ожоги — привлечен к суду». Между судьей и подсудимым происходит следующий диалог: «Судья: — Подсудимый, ваше слово.

Голос из-под бинтов: — Я не могу говорить... Меня вверх ногами поставили».

На рисунке перед судьей, на скамье подсудимых, под стражей, изображен полностью забинтованный человек, в виде какого-то кокона, так что отсутствуют и голова, и руки, и ноги. Перед нами — словно бы кадр кинофильма Гайдая, непосредственно предшествующий тем, что отражены на изображении Муссолини в «Дрезине»! Там, в «Дрезине», «вспоминается», как Шурик вырезает дырочки в рулоне обоев, с ног до головы заключающем в себе тело пойманного хулигана. Здесь — предыдущий этап манипуляций Шурика с ним: он вкатывает рулон, ставит его на-попа, наносит удар — раздается глухое протестующее мычание, по которому Шурик заключает, что поставил своего замурованного в обои противника... вверх ногами!