Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Гонка вооружений

Точно таким же, скрытым образом военная тема содержится в остроумном по технике выполнения рисунке М. Черемных в № 19 (стр. 7), о котором мы уже говорили в связи с предвосхищением у Булгакова набоковских романов. Напомним: рисунку предшествует эпиграф — «В Англии вводится воздушное наблюдение за уличным движением (из газет)». Наверху, посередине страницы — полицейский, свешивающийся за борт дирижабля и кричащий: «— Ты куда смотрел, чорт лупоглазый!..» Кому он кричит — ясно не сразу: внизу, в правом углу страницы, отделенная совершенно посторонними текстами... вторая часть рисунка: перевернувшийся автомобиль, врезавшийся... ну, разумеется — в сошедший с рельс, «булгаковский» трамвай. Здесь же получает свое разрешение и вторая загадка — почему тот, кому кричит полицейский, — «лупоглазый»? Из-под автомобиля торчат руки и голова в автомобильных очках: именно «лупоглазая»!

Эти специфические очки сами по себе напоминают маску на карикатуре «Французская борьба»; а в целом рисунок иносказательно повествует о судьбе журнала и о знакомом уже нам, тоже иносказательном сообщении о «крушении дрезины», которое через месяца два прозвучит в фельетоне «Гудка». Интересный смысл получает ответная реплика, обращенная от пострадавшего автомобилиста к полицейскому — а одновременно, и от Булгакова к лицам, ответственным за преследование журнала: «Так я же за тобой следил!..» Сатирическая журналистика Булгакова и была непрерывной «слежкой» за проделками большевистских политиканов. Но кроме того — этот во всех отношениях «загадочный» рисунок как бы представляет собой картину... бомбежки города с воздуха; типичную картину грядущей, Второй мировой войны! И в соответствии с этим, разбомбленный «чорт» получает традиционный для «Занозы» опознавательный знак государственного масштаба, который обладает звучание публикации: торчащая его голова покрыта клетчатой кепкой.

Та же тема сверх-современных орудий массового уничтожения вполне откровенно звучит и в № 17 на рисунке В. Козлинского «Еще о «невидимых лучах»» (стр. 3). Эпиграф — из области фантастических «уток»: «Англичанин Гриндель Матьюс открыл невидимые лучи, убивающие на расстоянии, снижающие аэропланы, останавливающие моторы и т. д.» Об этом и диалог: «Журналист. — Вы слышали, Гриндель Матьюс при помощи невидимых лучей останавливает на расстоянии моторы.

Инспектор Р.К.И. — Велика штука! на днях я ревизовал одного председателя треста, так тот за один месяц без всяких невидимых лучей остановил две действующие фабрики».