Вернуться к А.Ю. Панфилов. Тайна «Красного перца» (М.А. Булгаков в 1924 году): Выпуск I

Участники Армагеддона

Прошлое и будущее мало интересовало авантюристов, находившихся у власти. Им было важно только настоящее: их сегодняшние заботы и страхи, расстановка сил, ход текущей борьбы. Они могли проигнорировать насмешки над покойником Лениным и не стали бы ломать себе головы над пророчествами о событиях, пусть и самого недалекого будущего. Опытный журналист, такой как Булгаков, должен был понимать, что задеть их и вызвать репрессии могло только то, что касалось злобы дня.

Причиной гибели «Дрезины» послужила пародия на памятник Коминтерну, опубликованная в самый момент краха надежд руководителей этой зловещей организации на революцию в Германии. То, что должно было произойти на этот раз, — произойдет в июньском № 16 «Занозы». В приведенном нами стихотворении прозвучал мотив «суда», на котором должно последовать наказание за совершенное «преступление», и этот мотив повторится накануне события, в предыдущем, майском № 15. Здесь это будет уже мотив... Страшного суда, Апокалипсиса!

Заметка в известной нам рубрике «Капкан» так и называется — «Архангелова труба»: «Точная копия бланка одного совучреждения:

Р.С.Ф.С.Р.
Отдельная рота по охране
«Волоховстроя»
войск Г.П.У.П.О.
По части политической
11 сентября 1923 г.
№ 137

Разъезд Волховстрой, Мурманск. ж. д.
Почт. отд.
«Михаила Архангела» (?)

Почтовый знак — два рожка; но у этого почтового отделения, вероятно, в качестве знака — архангелова труба.

Как это объяснить, что на глазах войск ГПУ небесное воинство заняло такую важную позицию?»

Пребывание «под охраной» войск ГПУ как современный, посюсторонний вариант «ада» — устойчивый, как мы видели, мотив, развиваемый на страницах журнала, и в том числе — по отношению к его собственной «подпольной», руководимой Булгаковым деятельности. В приведенной заметке эта метафора разворачивается явственно: войска ГПУ откровенно называются находящимися... в противоборстве с «небесным воинством»! А знак, который подобает почтовому отделению, к ним относящемуся, может быть каламбурно интерпретирован как... ро́жки, рога.

Но в данном случае показательно еще то, что, вводя метафору Страшного суда и загробных мук, журнал использует фигуру... небесного покровителя Михаила Булгакова, архангела Михаила, труба которого должна возвестить начало Судного дня. Тем самым еще раз дается косвенное указание на писателя, стоящего за событиями, которые в это время происходят в журнале и вокруг него.