Вернуться к Э.Н. Филатьев. Тайна булгаковского «Мастера...»

Маленький эпилог

Итак, тайна булгаковского мастера вроде бы раскрыта, и наши упорные попытки разгадать зашифрованные мысли великого романа наконец-то подошли...

В самом деле, к чему же мы, собственно, подошли?

Если честно и откровенно, то всего лишь к осознанию абсолютной бессмысленности поисков в текстах — подтекстов, в образах — прообразов, а в типажах — их прототипов.

Художник нарисовал прекрасную картину, писатель написал выдающуюся книгу... Можно годами ломать голову, отыскивая тех, кто вдохновлял творцов на создание шедевров, кто лёг в основу их бессмертных творений. И можно до бесконечности повторять, что любая картина — всего лишь бледная копия оригинала. Истинный художник-творец, впитав в себя оригинальные впечатления от окружающей его жизни, создаёт неповторимый оригинал, который начинает жить по своим собственным законам. Не подчиняясь никому! Даже своему создателю!

И что с того, если мы узнаем, кого именно имел в виду Булгаков, создавая колоритную фигуру, скажем, Берлиоза?

Что с того, если мы будем знать, зачем превратил он красавицу Маргариту в ведьму?..

Не зря про подобные попытки в народе говорят, что все они «от лукавого»!

История — ведь это совсем не то, что произошло когда-то, а то, как «дела давно минувших дней» описаны в книгах. Вот почему мы не будем больше философствовать, а по примеру Михаила Булгакова расскажем лишь о дальнейшей судьбе некоторых участников нашего повествования.

Иосиф Сталин. Любителям каббалистических подсчётов будет небезынтересно узнать, что генсек пережил крамольного писателя ровно на 13 лет (на тринадцать!). И умер тоже в марте. Странные до ужаса совпадения!

Жёны Булгакова покидали этот мир в обратном порядке — по сравнению с той очерёдностью, с которой они входили в жизнь Михаила Афанасьевича. Первой ушла из жизни (в самом начале 70-х годов) Елена Сергеевна. За нею вскоре последовала Любовь Евгеньевна. И уже в самом начале 80-х скончалась Татьяна Николаевна, незадолго до этого схоронившая последнего своего мужа, бывшего адвоката Кисельгофа (того самого, которого в 20-х годах Михаил Булгаков называл своим добрым приятелем).

Вспомним и о тех, кто не верил в уход из жизни 48-летнего Булгакова. Старший пасынок Михаила Афанасьевича, Евгений Шиловский, умер в 36 лет от той же самой болезни почек, что и Булгаков. Младший, Сергей Шиловский, скончался в 49 лет, то есть почти в том же самом возрасте, что и Булгаков. Третий неверующий пересмешник, художник Владимир Дмитриев, ушёл из жизни, не дожив трёх месяцев до своего 48-летия. С чего вдруг? Почему такая странная закономерность? Ответов на эти вопросы мы, увы, не знаем и вряд ли когда-нибудь узнаем. Это ещё одна загадка, над которой кому-то предстоит поломать голову.

В мемуарах одной из претенденток в прообразы Маргариты — Маргариты Петровны Смирновой (утверждавшей, что это её на стыке 20—30-х годов Булгаков якобы встретил в одном из арбатских переулков с букетом мимозы в руках) — есть одно примечательное место:

«Михаил Афанасьевич сказал мне однажды: "Маргарита Петровна, знайте, мы умрём с вами в один день. Вы увидите — это будет так". 10 марта у меня была зафиксирована клиническая смерть. Я умирала в больнице имени Склифосовского».

Что это — очередное случайное совпадение, каким-то образом угаданное Булгаковым, или странное «колдовство» из числа тех, что кишмя кишели в его биографии?

И вот что ещё хотелось бы сказать. Люди давным-давно пришли к выводу, что судить о человеке следует по его делам, а не по его намерениям. И не по тому, на кого он похож в тех или иных своих поступках.

В самом деле, разве что-то изменится в мире оттого, что мы узнаем об истинных намерениях и подлинных планах, скажем, того же Булгакова, писателя с удивительно ёрнической, баламутской фамилией? О нём судили, судят и будут судить по его рассказам, повестям, пьесам и романам. До тех пор пока эти произведения будут интересны человеческому сообществу, их автора будут помнить. И чтить его сочинения. То есть его тексты. А также всё то, что он пытался упрятать от постороннего глаза глубоко между строчек — в подтекст. Ведь не зря же он называл себя мастером, то есть человеком, создающим произведения с тайным двойным, а то и тройным смыслом!

А теперь хочется привести фразу из книги поэтессы Ларисы Васильевой «Жена и муза»:

«Настоящая тайна всегда открыта всем, просто не все это видят, пока кто-нибудь, догадливый или осведомлённый, не назовёт её по имени».

Впрочем, рассуждать о загадках и тайнах можно до бесконечности. Роман Булгакова от этого понятнее не станет. Как был он соткан из великого множества головоломных загадок, так и останется загадочно-таинственным. Но стремиться разгадать их (разгадать по-своему!) будут всегда — представители каждого нового поколения читателей.

Вот им-то и будет интересно прочесть эту книгу. Книгу, которая называется «ТАЙНА БУЛГАКОВСКОГО "МАСТЕРА..."».

Москва
28.09.1999—7.01.2006