Вернуться к В.М. Акимов. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады

«Сам человек и управляет»?

Вот тогда и возникает главная проблема всего булгаковского творчества (да и всей русской литературы XX века): как жить человеку, если разрушен прежний «распорядок на земле»?

Наивный, хотя по-своему непосредственный и чистый Иван Бездомный восклицает: «Сам человек и управляет!» (Впрочем, внутренне он не очень уверен в ответе, для него лично неясном.)

Здесь ход сюжета сразу же вводит в роман всю безмерно трудную для русской жизни проблематику духовного «самостоянья» человека.

«Сам человек» как значимая духовная величина вот главное и спасительное открытие русского христианства в XX в. Человек — «сам» и «каждый» — стал необходимостью христианства нового, «персоналистического», а не традиционного, «общинного», «мирского», «роевого».

Не только Бог стал опорой человека, но и человек — опорой Бога. А вне этой опоры Бог в XX в. просто не может себя осуществить.

Дьявол же только в этой ситуации распада прежнего Дома и утраты прежнего Бога может «втереться» в человека, занять «место пусто» в промежутке между старым Богом-Домом и новым Богом-Человеком.

Вот почему для понимания Булгакова решающее значение имеет то, что он пришел в литературу в тот момент, когда рухнул тысячелетний мирской русский ДОМ и умер мирской русский БОГ.

...Булгаков-врач насмотрелся в годы гражданской войны на бесконечные физические гибели, каких никогда раньше не знала Россия. Писатель Булгаков был окружен гибелями духовными. И он понял, что между ними есть связь.

Во всех своих книгах Булгаков пишет о духовном выживании русского человека. Вдумывается в «секрет» такого выживания (и одновременно открывает простую и печальную «тайну» его гибели: она в том, что человек сам позволяет хозяйничать в себе бесам).

В «Дьяволиаде», в «Собачьем сердце», в «Роковых яйцах», в «Белой гвардии» — он ищет этот ответ. И находит его — убежденно и окончательно — в «Мастере и Маргарите».

На развалинах прежней, утраченной и невозвратимой «классической» России начиналась не только литературная, но и духовная судьба самого Булгакова, его борьба за свое спасение от бесовщины.

В этой же действительности жили и живут миллионы его соотечественников. Они, их судьбы тоже стали его полем боя: и кто поддался распаду и оказался на балу сатаны; и те, кто восстал против него и победил, «смертью смерть поправ».

Восстановить прежний образ жизни также невозможно, как и вернуть прежнюю ничем не замутненную Веру. Воскресение Бога должно произойти в самом человеке, в каждом человеке. Воландовское снисходительное: «Люди как люди...», — тут решительно не годится. России нужны другие люди, способные совершить новый подвиг, подобный тому, что совершил Иешуа Га-Ноцри две тысячи лет назад.

Об этом, мне кажется, стоило бы повести речь учителю в диалоге с его аудиторией. Здесь, в этих вопросах и ответах — необходимость Булгакова нам и нашему времени.

А теперь разберемся во всем по порядку.