Вернуться к А. Диалло. Структура художественного конфликта в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Введение

Роман «Мастер и Маргарита» как и предугадывал писатель, был уложен Е.С. Булгаковой «во тьму ящика» и не увидел свет при жизни Булгакова. Это произведение является одним из самих читаемых произведений XX и XXI веков.

Творчество М.А. Булгакова привлекало внимание исследователей разных направлений. В контексте культуры двадцатого века М.А. Булгаков является великим писателем русской и мировой словесности двадцатого века.

Талант автора был отмечен уже с первых его произведений. Доказательством этого может служить письмо П.С. Попова вдове писателя Е.С. Булгаковой от 27 декабря 1940 г. Впервые прочитав рукопись «Мастера и Маргариты», в письме, полном восторгов, он, тем не менее, замечает: «Гениальное мастерство останется гениальным мастерством, но сейчас роман неприемлем. Должно будет пройти лет 50—100»1. В авторе «Мастера и Маргариты» современники видели, прежде всего, продолжателя традиций русской классической литературы.

Благодаря усилиям многих литературоведов, писателей, лингвистов, философов, о «Мастере и Маргарите» возникла огромная научная литература. Живой интерес к творчеству М.А. Булгакова в России начинается в 70-е — 90-е годы двадцатого века, когда издаются работы И.З. Белобровцевой, И.И. Виноградова, И.Л. Галинской, Б.М. Гаспарова, Г. Котчеткова, А. Кураева, С.К. Кульюса, О.Б. Кушлина, Л.Я. Лакшина, Г.А. Лесскиса, В.И. Немцева, П.В. Палиевского, П.С. Попова, К.М. Симонова, Л.А. Скорино, Ю. Смирнова, Б.В. Соколова, М.О. Чудаковой, Л.М. Яновской и других исследователей.

Исследования, посвященные роману писателя, в целом, содержат общую историко-литературную характеристику и некоторые замечания с точки зрения специфики художественного метода М.А. Булгакова, обнаружившейся в «Мастере и Маргарите».

Названные исследователи, выделяя роман «Мастера и Маргариты» по масштабности, многообразию злободневного материала, обратились к раскрытию тематической особенности, проблематики, образа главного героя, жанровой оригинальности произведения. В работах этих исследователей присутствует общий проблемно-тематический анализ романа в контексте всего творчества М.А. Булгакова, сочетающий в себе историко-культурный, социологический, биографический и творческо-генетический метод истолкования. Отметим, однако, что в работах Б.В. Соколова и М.О. Чудаковой еще сильны традиции историко-социальной трактовки художественного текста, слишком нарочитая привязка романа к исторической реальности. В этих работах намечено организация сюжета, оригинальность жанра «Мастера и Маргариты», проблематики, способа повествования.

Исследователи отметили, что реальность в произведении изображена сквозь призму чувств, ощущений героя: в романе художественной задачей было пропустить то главное, что поразило или увлекло, через собственное понимание жизни, с тем, чтобы выяснить, что это принесло ему в смысле познания действительности, как это запечатлелось в его сознании и душе, как способствовало формированию личности.

Многоплановость и сложность булгаковского текста дали импульс разным линиям в изучении романа. Речь идет не только об истории создания, истории его публикации, источниках романа, истолковании отдельных его образов, семантике и стилистике романа. Привлекла возможность исследователей разнообразного истолкования и пристальной интерпретации тончайших деталей его строения. Этой теме посвящены исследования Б.М. Гаспарова, Б.В. Соколова, В.И. Немцева, П.С. Попова, Г.Л. Лесскиса, Л.М. Яновской, К.М. Симонова, И.И. Виноградова, Л.Я. Лакшина, Л.А. Скорино, О.Б. Кушлина, Ю. Смирнова, И.З. Белобровцевой, С.К. Кульюса, П.В. Палиевского, Г. Кочеткова, А. Кураева и других исследователей. Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных этой тематике, остается неосвещенным, вопрос о целостном видении конфликтно-антиномических особенностей романа.

Итак, конфликт является одной из важнейших структурных категорий художественного текста, по сути «текстообразующей» его особенностью, и, можно сказать, «текстопорождающей» компонентой художественного произведения.

Это положение имеет прямое отношение и к булгаковскому роману, который не просто пронизан многообразными антиномическими «нитями», но целиком существует в рамках многообразных пространственных, временных и этических антиномических координат. Отсюда проистекает и актуальность темы диссертации.

Проблема пространственно-временного конфликта, на наш взгляд, является одной из важнейших проблем булгаковедения. Прежде всего, пространственное и временное исследования текста позволяют увидеть внутреннее единство художественного мира М.А. Булгакова, раскрыть основные, константные, образы и мотивы его произведения.

Более того, время и пространство для М.А. Булгакова являются ценностными категориями: временно-пространственная ситуация того или иного предмета, явления лежит в основе оценки этого предмета: все, что относится к настоящему времени, оценивается отрицательно М.А. Булгаковым, именно с прошлым связано представление М.А. Булгакова об абсолютном идеале. Поэтому можно безошибочно сказать, что обращение к любому аспекту произведения автора выводит нас на проблему, которая стала предметом данного исследования.

Степень изученности. Несмотря на значительность научных работ, посвященных конфликту в художественном пространстве и времени, проблема пространственно-временного конфликта организации художественного мира Булгакова остается недостаточно исследованной. Представления, относящиеся к данной проблеме, существуют в работах Б.В. Соколова, М.О. Чудакова, Б.В. Белобровцева, С.К. Кульюс. Отдельная глава, посвященная художественному пространству и времени, имеется в книге Б.В. Соколова «Загадки творчества Булгакова». Отношение Булгакова ко времени и пространству становится одним из объектов книги В.К. Харченко, С.Г. Григоренко «Континуальность пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Теоретическая значимость обусловлена тем, что в диссертации делается попытка применить приемы комплексного анализа категории конфликта в художественном пространстве и времени. Наблюдения над текстом романа имеют значение для дальнейшей разработки теории художественного конфликта.

Научная новизна определяется тем, что предпринимается попытка целостного анализа конфликта пространства и времени в творчестве М.А. Булгакова на примере «Мастера и Маргариты».

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его материалы могут быть включены в курс лекции при разработке учебных пособий по истории русской литературы двадцатого века, а также современной теории литературы, спецкурсах по проблемам, посвященным художественному конфликту времени и пространства в творчестве М.А. Булгакова.

Теоретические и методологические источники. Теоретическую основу этой работы составили труды А.Я. Гуревича, Ю.С. Степанова, Ю.М. Лотмана, М.Д. Ахундова, М.Ф. Мурьянова, В.П. Руднева Л.Г. Бабенко, Д.С. Лихачева, П. Флоренского, М. Хайдеггера и другие.

Немаловажную роль в разработке темы сыграли исследования, в которых рассматриваются мифологическая, иудеохристианская концепции, а также вопросы пространственной и временной структуры в тексте художественного произведения.

Целью данной работы является изучение временно — пространственной и характерологической организации художественного мира Булгакова в романе «Мастер и Маргарита». Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Анализ основных теорий художественного времени и пространства, существующих в литературоведении.

2. На основании этого анализа сформулировать свое понимание проявления художественного конфликта в романе через установление основополагающих пространственных и характерологических связей.

3. Установить типологии конфликтно-антиномических отношений в художественном пространстве и времени в романе, а также своеобразие иерархии образной системы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Роман «Мастер и Маргарита» отличается развитой системой конфликтно-антиномических связей на всех уровнях его архитектоники. Своеобразие этой системы, ее уникальность, является отражением философских, художественных и космогонических представлений писателя. В то же самое время система предстает как «текстообразующее ядро», своеобразный сложносоставный «остов», на котором строится текст романа.

2. Временные отношения в романе подчиняются динамике сосуществования в тексте основных временных категорий — прошлое, настоящее, будущее, которые образуют в тексте романа каждый раз уникальную картину, особую ценностную конфигурацию, которая образуется действием антиномического ценностного вектора. Ценностный вектор в романе Булгакова отражает отношение автора ко времени. Концепция художественного времени базируется, прежде всего, на трех важнейших антиномических оппозициях — время реальноеирреальное, время историческоебытовое, время авторавремя персонажей.

3. Структуру художественного пространства романа во всей его разветвленности и многообразии организуют моменты притяжения и отталкивания. Три главных пространственных «сектора» общего пространственной сферы находятся в отношениях дополняемости и разделенности, и в суммарном итоге создают фундамент, поддерживающий нравственно-этическую философию Булгакова.

4. Системность образов романа М.А. Булгакова обосновывается через установление оригинальности его художественного конфликта. Сложные художественно-смысловые взаимосвязи между персонажами опираются на принципы взаимного притяжения-отталкивания, а также на принцип «зеркальной иерархичности».

Кроме того, системность связана и с особой «протеистической» (многозначной) природой текста романа. Природа романа связана с установкой на множественность прочтения. Следствием этого является установление принципа множественности иерархии главных героев. Протагонистом становится любой из значимых персонажей в зависимости от угла зрения читателя.

Апробация работы прошла на формах научных докладов, которые были представлены в конференциях студентов и молодых ученых РУДН (2010,2011), в коллективной монографии «Художественный конфликт в русской и зарубежной литературе», М., РУДН, 2011 г. Материалы исследования отражены в 5 публикациях.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Первая глава посвящена организации временных антиномических отношений, вторая рассматривает конфликт в художественном пространстве, в третьей дан анализ системных связей в образной системе. В Заключении приводятся выводы исследования.

Примечания

1. Белобровцева И.З., Кульюс С.К. Путеводитель по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учеб. Пособие. — М.: Издательство Московского университета, 2012. — С. 8—9.