Вернуться к А.Н. Барков. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение

Послесловие

Только для тех, кто одолел всю книгу до конца:

Уважаемый читатель! Спасибо за Ваше терпение. Полагаю, что мне удалось вырвать Вас из замкнутых кругов. Хотите подтверждения? Тогда прочтите, пожалуйста, вот этот отрывок из книги доктора филологических наук Л.М. Яновской «Треугольник Воланда»:

«В апреле 1939 года Михаил Булгаков читал нескольким друзьям фактически уже законченный роман «Мастер и Маргарита».

Прочитав три главы, спросил: «Кто такой Воланд, как по-вашему?» Слушатели замялись. Елена Сергеевна, чтобы подбодрить их, предложила обменяться записочками и в своей написала: «Дьявол». Драматург А.М. Файко, увы, написал:

«Я не знаю». В.Я. Виленкин (тогда заместитель заведующего литературной частью МХАТа) угадал: «Сатана». «Михаил Афанасьевич, — рассказывает в своих мемуарах В.Я. Виленкин, — не утерпев, подошел ко мне сзади, пока я выводил своего «Сатану», и, заглянув в записку, погладил по голове».

Помнится, рассказ Виленкина меня поразил: не узнать Воланда.

Я впервые читала роман в апреле 1963 года, у Елены Сергеевны Булгаковой дома... Елена Сергеевна спросила, поняла ли я, кто такой Воланд. Кажется, я отмахнулась — кивком головы и движением руки... Ах, не мешайте... Не узнать Воланда!»

Так почему же я — через много лет, читая глазами, — так хорошо понимала автора, а друзья, слушавшие то же из его собственных, живых уст, терялись при ответе на вопрос, кто такой Воланд? «Отвечать прямо никто не решался, — замечает Виленкин, — это казалось рискованным».

Я не спрашиваю Вас, уважаемый читатель, действительно ли Лидия Марковна поняла, кто такой Воланд. Я лишь прошу Вас, неискушенного в литературоведении и в текстологии читателя, дать ответ на вопрос, почему «отвечать прямо никто не решался»? Почему «это казалось рискованным»?

И, наконец, почему, уважаемый читатель, ответ появился у Вас еще до того, как Вы дочитали до конца сам вопрос, а доктора наук до сих пор не могут получить его с 1963 года?..

По голове гладить не буду. Потому что по голове вообще не гладят. Гладят по головке... Лучше дам-ка всем желающим возможность сделать хоть маленькое, но свое собственное открытие в литературоведении (см. 3-ю страницу обложки). Желаю успеха.

Для тех, кто прочитал книгу и хочет проверить свои возможности в литературоведении:

Описывая в своем «Треугольнике» правленную Булгаковым четвертую редакцию романа (1935 год, сцена шабаша Воланда), Л.М. Яновская приводит такую выдержку:

«Тогда Коровьев вынул из кармана фрака тяжелое, в овальной раме в алмазах (зачеркнуто: «тяжелый овальный в алмазах портрет человека в фигурном воротнике, с цепью на груди, с хитро разделанной бородой». — Л.Я.) изображение черного пуделя и собственноручно повесил его Маргарите. Украшение чрезвычайно обременило Маргариту. Цепь натирала шею, пудель тянул согнуться».

Как текстолог, Лидия Марковна, разумеется, не стала углубляться в вопрос о портрете. Действительно, пудель — так пудель, чем он хуже?.. Но, поскольку в литературоведении этот вопрос не поднимался вообще, то предлагается Вам, уважаемый читатель, выполнить эту работу вместо булгаковедов. Прямо сейчас.

Задание: пользуясь только этой информацией, назвать имя и фамилию владельца экзотической цепи и хитро разделанной бороды. На отчество не претендую — Воланд с ним, с отчеством... Минута на размышление. Заново листать эту книгу вряд ли стоит — в ней эта фамилия встречается всего один раз. Лучше поройтесь в памяти, ведь и эта роскошная борода, и златая цепь на муже том всем нам слишком хорошо известны. Можно вспомнить содержание работы Луначарского о Ма... — простите, я хотел сказать — о мастере. И о предлагаемой в этой книге трактовке воландовского шабаша, где этот портрет фигурировал в соответствии с первоначальным замыслом писателя — не то как икона, не то как символ веры во что-то. Как фетиш, словом.

Догадались? Прекрасно. А теперь представьте, уже чисто факультативно, как в корне изменилось бы представление о романе Булгакова и о мировоззрении писателя в целом, если бы наши булгаковеды потрудились найти ответ на этот уже совсем несложный для Вас, читатель, вопрос. О вычеркнутой Булгаковым строчке своего романа...

Эх, МАССОЛИТ... Тридцать лет кряду помещать Булгакова на место этого пуделя... Это ж додуматься только!..

А теперь снова прошу: углубитесь в творчество Владимира Орлова. Не пожалеете. Успехов Вам!

Автор