Вернуться к Н.А. Плаксицкая. «Расколотый» человек в «раздробленном» мире: образ мира и образ человека в сатире М.А. Булгакова

Введение

Проблема «человек и мир» является основополагающей в литературе и философии. Конечно, в каждую эпоху ее значимость как моделирующего фактора культуры различна. Являясь центральной для культуры XX века, она определяет онтологический, аксиологический и гносеологический параметры существования личности и общества, человека и мира. В постановке этой проблемы и ее решении необходимо наличие двух составляющих: направление сознания «вовне», в космос и обращение его «внутрь», к человеку. Первый элемент создает картину мира, а ориентированность «внутрь» дает нам возможность постичь суть и место человека в окружающем мире, где он определяется не как часть вещного мира, а как бытие другого ряда, так как наделен сознанием и чувствами.

«Полюсами напряжения» в мышлении являются мир «внешний» по отношению к человеческому сознанию, окружающие человека социум и природа, и мир «внутренний» — психологическая жизнь субъекта. Мир и человек в художественном тексте отражают в себе особенности восприятия данных категорий в разные эпохи, так как каждая из них по-своему их структурирует1. Поэтому всякий мастер слова при решении проблемы «мир и человек» стремится отразить не только свою мировоззренческую позицию, но и особенности времени, в котором создается произведение.

Преобладающее настроение в культуре начала XX века можно определить как чувство утраты целостной картины мира, что в XIX веке предсказывал еще Н.В. Гоголь. В «Мертвых душах» писатель характеризовал грядущую эпоху как время «страшного раздробления». По мнению Гоголю, «страшное раздробление» выражается не только в экономическом и политическом кризисе, но и в разрушении социальных институтов: происходят изменения в системе традиционных классов (интеллигенция объявляется врагом народа, пролетариат провозглашаться единственной прогрессивной силой, дворянство уничтожается). В результате ослабляются непосредственные связи между людьми, человек чувствует себя потерянным в страшном и постоянно меняющемся мире. Одновременно с социальным «раздроблением» личности происходит «раздробление» внутреннее, психологическое. Человек не может найти своего места в мире, он тяготиться навязанными ему из вне и часто противоречащими друг другу, культурными, социальными и психологическими «ролями». Значит, вместе с образом мира видоизменяется и образ человека, становясь все более относительным, изменчивым и неустойчивым.

В периоды кризисов и исторических переломов, когда в обществе актуализируются проблемы ценностей, определяющих нормы поведения человека в социуме, особенно возрастает интерес к сатире. Поэтому изучение сатирического образа человека и образа мира в творчестве Булгакова в таком аспекте является весьма актуальным на данном этапе развития современного общества. Рассмотрение настоящей проблемы дает возможность приблизиться к решению вопроса о существенных принципах поэтики сатирической прозы писателя и через них постичь художественный мир сатиры писателя, способы воплощения в конкретные художественные формы тех идей, которые волновали художника.

Сатирический образ человека и мира в тексте совмещает в своей основе черты эпохи и мировоззренческую позицию писателя, его взгляд на происходящие события и роль в этом процессе человека, поэтому в творчестве М.А. Булгакова он рассматривается нами как, образ человека, созданный в культуре XX века и отраженный на фоне картины мира, которая выстраивается и осмысливается художником в сатирическом ключе.

Примечания

1. Софронова, Л.А. Еще раз о проблемах истории культуры / Л.А. Софронова // Советское славяноведение. 1990. № 2. С. 44—52.