Вернуться к Н.В. Хомук. Ранняя проза М.А. Булгакова: Поэтика телесности

Заключение

Рассмотренные нами в первой главе автобиографические «медицинские» рассказы являются начальным этапом булгаковского творчества, которое далее, с середины 1920-х гг., обратится к другим, не медицинским темам (социально-критическим, историческим и философским). Произойдет трансформация образа врача. Позволим себе привести большую цитату из статьи М.О. Чудаковой: «Претерпев глубоко содержательную эволюцию, фигура Врача предстает в творчестве Булгакова в разных вариантах. В «Белой гвардии» врач, также главный герой, в огне катаклизма уже не может играть свою прежнюю роль: он вынужден видеть убийства и сам стрелять; затем он становится больным, пациентом, сначала — раненым и спасаемым женщиной, потом умирающим от тифа — и спасенным также женщиной (жаркой молитвой сестры). Но в двух повестях, действие которых происходит уже в «ненормальной» советской реальности, положительная воля, делавшая «юного врача» всесильным борцом со смертью, деформирована, искажена; профессионализм и энергия уже отклонены от своих целей и не приводят к доброму результату. Вперед выдвинут самый мотив могущества. В «Роковых яйцах» он еще недостаточен — естествоиспытатель (вариант Врача) с чертами интеллектуального и личностного всесилия становится жертвой своего гениального, но не сбалансированного им с новым социумом открытия. В повести «Собачье сердце» — следующий этап могущества. Герой-врач уже способен повернуть свой неудачный (также не сбалансированный с новыми условиями) эксперимент вспять и, возвращая «неудачного» человека в первоначальное естество (предвосхищение трансформаций «плохих» людей в «Мастере и Маргарите»), остается победителем. В последнем романе — не менее трех вариантов трансформаций персонажа, сложившегося когда-то в цикле «Записок юного врача». Во-первых, «юный врач», ставший маститым, раздвинувший пределы маленькой земской больницы до превосходно устроенной клиники (Стравинский). Во-вторых, персонаж, первоначально явленный в фигурах профессоров Персикова и Преображенского, которые, демонстрируя всесилие разума и воли, уже далеко отклонялись от миссии целителя, предстанет теперь в той же, но резко разросшейся сюжетной функции — уже в обличье лжецелителя, ловца душ человеческих с его инфернальным всемогуществом (Воланд). Но, в-третьих, в этом же романе возрождалась и подлинная суть главного булгаковского персонажа — должная связь врача и врачуемого. В 1925—26 годах она утверждалась в «Записках юного врача» как важная общественная скрепа утраченного мира досоветской России. Теперь Мастер выступал в романе в роли духовного врача Ивана Бездомного, в их отношениях восстанавливалась естественная и невысокомерная вертикальная структура «учитель — ученик» (аналог связи «врач — пациент»). Глубоким подтекстом этих отношений являлись отношения Христа с его учениками, представленными в романе парой Иешуа — Левий Матвей. Иешуа также не узнан никем, кроме ученика»1.

Образ «медицинского тела» в «Записках юного врача» и рассказах, тематически близких этому циклу, позволил Булгакову актуализировать важнейшие и перспективные задачи. Прежде всего, это касается определения положения человека в мире. Мир — царство тьмы и смерти, не оставляющее человеку шансов избежать трагического исхода. «Крест страданий» несет тело. Телесные состояния определяют узкие границы свободы человека, обостряют потребность преодоления подчиненности реальности. Именно через тело персонаж включен в мир; оно значительно дополняет «зоркость» сознания. Мир внятен герою именно через язык тела.

Инициация героя и повествователя осуществляется на пути телесных трансформаций, которые имеют мифопоэтическое основание через христианские мотивы, представляющие собой как бы метафоры философских гуманистических2 смыслов. Инициация эта делится на следующие этапы: нарушение первоначального порядка в эмпирии; вторжение физической угрозы, смерти; самопожертвование как самоотдача себя другому (человеку и человечеству) — условие для нового утверждения мира. Как отмечал М. Бахтин: «Важно было показать всю необычайную сложность и глубину человеческого тела и его жизни и раскрыть новое значение, новое место человеческой телесности в реальном пространственно-временном мире. В соотнесении с конкретной человеческой телесностью и весь остальной мир приобретает новый смысл и конкретную реальность, материальность, вступает не в символический, а в материальный пространственно-временной контакт с человеком. Человеческое тело становится здесь конкретным измерителем мира, измерителем его реальной весомости и ценности для человека. Здесь впервые делается последовательная попытка построить всю картину мира вокруг телесного человека, так сказать в зоне физического контакта с ним»3.

Мир динамичен и катастрофичен. Человек дан в открытой перспективе своего телесного столкновения, своей телесно-духовной дестабилизации под воздействием мира. И именно изнутри этого нужно отталкиваться в рассмотрении человека (от тела — к сознанию, вернее — к системе нового ценностного соотношения его телесного присутствия и большого мира (а не только его социальной и исторической среды, с которыми он взаимодействует непосредственно). Однако претерпевания тела еще не несут ценности. «Организм просто живет, но изнутри себя самого не оправдан. Только извне может сойти на него благодать оправдания»4. Тело не может быть ценностью для себя самое, хоть оно и органично создано миром и живет во взаимодействии с ним. Только через другого и через целое мира (божественное единство) тело обретает ценность. У Булгакова редуцировано психологическое углубление в отношения людей. Становятся императивны такие реакции, как спасение (актуальная ситуация для «Записок юного врача»), героическое, связанное с самопожертвованием, страдание и покаяние, красота (роль женского начала в мире Булгакова). В «Записках юного врача» — моноцентризм героя-повествователя, для которого важно соучастие с миром (природным и социальным) как единым жизненным процессом (его полнота и поступательное развитие не отрицается). В романе «Белая гвардия» мир теряет природную и историческую репродуктивность (воспроизводство), она уже целиком вытекает из сферы плотного взаимодействия людей, и поэтому в романе — ансамбль персонажей и главных героев самого различного уровня, их своеобразное равенство перед бытием (Турбины и Василиса). Утрачивается иллюзия априорной родственности мира и телесного присутствия в нем человека. В романе «Белая гвардия тело встречается с миром в точке деформации их обоих (а не в точке экстраординарного события медицинского вмешательства при благополучном в целом состоянии жизни и человека в «Записках юного врача»), и только в этой точке деформации и угрозы телесно можно ухватить подлинную ценность, а не в человеке и мире самих по себе. Ситуации телесной деформации и, самое главное конфигурации (преображения), активнее представлены в романе, чем в записках. Поэтому именно в романе возникают пространство космоса и другие пространства, как бы перпендикулярные основному эмпирическому (а не только довольно эмблематичное пространство сна «Записок»).

Роль тела двунаправленна: во-первых, это оплотнение собой, осваивание мира через телесное начало, перевод его в человеческие границы (антропологические); и во-вторых, страдающее, умирающее. Борющееся и преодолевающее собственную невозможность тело предстает как форма выхода из границ человеческого (трансгрессия как момент уникального и экстраординарного телесного опыта-выхода из антропологии — в онтологию).

В финале произведений Булгакова все сильнее заявляет о себе принцип симфонизма, связанный с соположением тех образов мира, которые складываются через телесно-духовную интериоризацию, проводимую героями. Это телесное «овнутрение» дает возможность располагать героя в том образе мира, который складывается из его телесного взаимодействия и представлений. В «Записках юного врача» этот мир моноцентричен; расслоение героя и повествователя происходит в рассказах «Я убил» и «Морфий». В «Белой гвардии» преодоление того, что тело оформляет себя перед миром: Николка — эстетизация романтического героизма; Алексей — стоицизм; Елена — культ прекрасной дамы, напоминающий культ мадонны. У повествователя — ирония, юмор — для сопоставления планов (пушкинская интонация).

Человек (тело) определяет свое место, но для него также необходимо предполагать телесно-ценностные центры (полюса), которые вне его и как бы на границе того пространства и к которым он обращен своим телесным присутствием, вступает с ними в диалоговое соотношение, и это определяет неслучайность присутствия Я и возможное проницание объективно-чужого материально враждебного ему пространства, определяет уникальность присутствия, а эти вне его телесно-ценностные полюса «оплотняют» собой, ценностно-хронотопически завершают телесное присутствие человека в его существе. В романе «Белая гвардия» можно отметить такие примеры телесно-духовных полюсов: Бог, мать, другой умерший человек (Жилин, Най-Турс, Николка); дряхлый педель Максим (который задает другой телесный полюс прошлого в его подлинности, по сравнению с Александром I на картине). Центр местоположения человека определяется этой своеобразной его «полостью» или открытостью, что позволяет не проецировать свою позицию на окружающее (это прежний момент идейно-мировоззренческих проекций субъекта на объект), а динамично «быть» на пересечении внеположенных ему центров бытия, отзывающихся и впускаемых в эту открытость телесного его единственного места и определяемого ими. То есть сознание (а о нем в художественном мире Булгакова сигнализирует прежде всего телесное состояние) мыслит себя через окружающее, через явления мира, а не через идеи или духовное), оно самоопределяется в поле открытого диалога (булгаковской симфоничности разного) с реально телесно ему данными ценностными явлениями мира, телесно отзывающимися и опознаваемыми. И тело-место определяется как центр телесного присутствия в пересечении с телесно отзывающимися ему явлениями бытия, через это также как бы заново получающие свое место.

И именно в поле конкретики тела-места снимается для внеположенных ему реальных источников градация времени, граница их исчезновения. Попросту говоря, если они определяют тело-место (или определяли, когда еще были в эмпирическом плане), то даже при своем исчезновении они есть всегда, потому что «во истину были» (будь то лампа или рояль, рукописи, которые поэтому «не горят», и пр.). Подчеркнем, что через конкретность определяемого ими тела-места они не просто образы духовного, а вполне телесно-пространственны (но только уже не в эмпирическом пространстве).

Через свое тело-место человек выходит в сферу совместности МЫ (финалы произведений), в которой только и может развертываться дискурс «человеческой свободы», соединяющий по-новому автора с главными героями и меняющий статус ими пережитого как статус уже изображенного и открытого не исчезновению.

Тело задает особое соотношение мира и текста в произведениях Булгакова. В фабульном плане в ранних рассказах возможен happy end, в этом проявляется вера в силу разума, культуры, закона эволюции жизненного порядка (прогресс). Но в последующем («постреволюционном») мире произведений позитивное разрешение событий исключено. И это делает необходимым усиление роли текста. Художественных его констант, призванных в качестве противовеса для безысходности фабульной реальности утвердить универсальную гармонию Красоты, Свободы и Вечности. В таком контексте, «проигрывая» в фабуле, булгаковский герой утверждает подлинность своего присутствия в центре бытия через «очищение» и «просветление», связанные с катарсисом, переживаемым, прежде всего, телесно. Через телесность утверждается онтологическая подлинность и неизменность ценностного мира, который у Булгакова не имеет изначальной христианской основы. Человек платит собой для нового рождения мира как ценностного бытия.

Роль тела и телесности была нами рассмотрена на следующих уровнях: в булгаковской художественной антропологии (включающей в себя не только отношения персонажей, но и отношения повествователя и читателя между собой и с системой образов) и в художественной онтологии. Являясь малой «страдательной» величиной, частью, подчиненной миру биологически (позитивистский аспект), социально, исторически, универсально-бытийно, человек в то же время через свое тело наделяет мир возможностью быть жизненнореальным (аутентичным) текстом. Например, одной из форм такой аутентичности в эстетико-онтологическом плане является рукопись, руко-писание, как своего рода «оживотворение» ценностей и смыслов, форма их перевода из отвлеченного плана в план осуществленности, «сбываемости», т. е. бытия. Это объясняет изначальное (уже в первых рассказах) единство врачевателя тела и души с писателем (а не просто повествователем).

Различные деформации и разъятая тела и письма (текст может представать «обрывочно») требуют нового единства, мобилизующего для себя телесное начало читателя как «скрепителя» именно в его телесной включенности, в единстве опыта его жизненного присутствия). Круг фабулы охватывается более широким кругом вневременной тесной связи повествователя и читателя (что называется «рука в руке»). Это делает возможным встречу в иной пространственной сфере, над-земной, но телесно не менее реальной (Най-Турс — Турбин; Иешуа — Понтий Пилат в финале; самоубийца Максудов — читатель и т. д.).

Примечания

1. Чудакова М.О. Новые работы. 2003—2006. М.: Время, 2007. С. 398.

2. Подчеркнем что гуманизм, с которого и начинается Новое время с его культурой, значительно отличается от отношения к человеку в христианстве, которому следовать непосредственно старалось Средневековье.

3. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 23.

4. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 81.