Вернуться к О.С. Бердяева. Проза Михаила Булгакова. Текст и метатекст

Библиография

I

1. Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5-ти т. / Редкол.: Г. Гоц, А. Караганов, В. Лакшин и др. М., 1989—1990.

2. Булгаков М. Собрание сочинений: В 10-ти т. / Сост., предисл., Подг. текста В. Петелина. М., 1995—2000.

3. Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 8 т. / Сост., подг. текстов, предисл., коммент. В.И. Лосев. М., 2002.

4. Булгаков М. Драмы и комедии. М., 1965.

5. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Москва. 1966. № 11; 1967. № 1.

6. Булгаков М. Грядущие перспективы / Коммент. Н. Натовой // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1991. Т. XXIV. С. 271—278.

7. Булгаков М. Великий канцлер / Предисл. и коммент. В. Лосева. М., 1992. — 544 с.

8. Булгакова Е. Дневник Елены Булгаковой / Сост., текстов., подг. и коммент. В. Лосева и Л. Яновской. М., 1990. — 399 с.

9. Булгаков М. Дневник. Письма. 1914—1940 / Составл., подг. текста и коммент. В.И. Лосева. М., 1997. — 640 с.

10. Булгаков М.А. Белая гвардия / Текстологическая подготовка, публикация 21 главы, послесловие И.Ф. Владимирова. М., 1998. — 278 с.

11. Булгаков М.А. Великий канцлер. Князь тьмы. М., 2000. — 544 с.

12. Булгаковы М. и Е. Дневник Мастера и Маргариты / Сост., предисл., коммент. В.И. Лосева. М., 2001. — 559 с.

13. Булгаков М.А. Пьесы 1920-х годов / Вступ. ст., сост. и общая ред. А.А. Нинова. М., 1989. — 591 с.

14. Булгаков М.А. Пьесы 1930-х годов / Вступ. ст. А.М. Смелянского; Сост. и общая ред. А.А. Нинова. М., 1994. — 671 с.

15. Булгаков М. Из писем / Публикация В. Гудковой // Современная драматургия. 1986. № 4. С. 261—268.

16. Из переписки М.А. Булгакова с Е.И. Замятиным и Л.Н. Замятиной 1928—1936 / Публ. В.В. Бузник // Русская литература. 1989. № 4. С. 178—188.

II

17. Абдуллина Г.А. О композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Поэтика русской советской прозы. Межвузовский научный сборник. Уфа, 1985. С. 55—63.

18. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. 1990. № 7. — с. 95—100.

19. Адамович Г. «Дни Турбиных» М. Булгакова. — О русском языке и споре кн. Волконского с П. Бицилли // Адамович Г. Собрание сочинений. Литературные беседы. В 2-х кн. / Вступ. ст., сост. и прим. О.А. Коростелев. С.-Пб., 1998. Книга 2 («Звено»: 1926—1928). С. 293—300.

20. Альми И.Л. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и традиции русской классики // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979. С. 16—40.

21. Андреев М.Л. Беатриче Данте и Маргарита Булгакова // Дантовские чтения. 1990. М., 1993. С. 148—154.

22. Аннинский Л. Без Булгакова // Свободная мысль. 1992. № 12. С. 82—88.

23. Аскольдов А. Восемь снов // Театр. 1957. № 8. С. 61—66.

24. Афанасьев А.Н. Заметки о загробной жизни по славянским преданиям // Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору этнографии и мифологии / Сост., подг. текста, статья, коммент. А.Л. Топоркова. М., 1996. С. 289—305.

25. Афанасьев А.Н. Зооморфические божества у славян // Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору этнографии и мифологии / Сост., подг. текста, статья, коммент. А.Л. Топоркова. М., 1996. С. 144—194.

26. Афанасьев А.Н. Баснословные сказания о птицах // Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3-х т. / Репринт издания 1865 года с исправлениями. М., 1994. Т. 1. С. 488—552.

27. Афанасьев А.Н. Ведун и ведьма С. 82 // Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. Статьи по фольклору этнографии и мифологии / Сост., подг. текста, статья, коммент. А.Л. Топоркова. М., 1996. С. 45—85.

28. Бабич А. Образ дьявола в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Studia Russica. XVII. Budapest, 1999. P. 349—358.

29. Бабичева Ю.В. Фантастическая дилогия М. Булгакова («Блаженство» и «Иван Васильевич») // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. Нинов; Науч. ред. В. Гудкова. М., 1988. С. 125—140.

30. Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы XIX — начала XX века. Учебное пособие к спецкурсу. Вологда, 1982. — 128 с.

31. Бабичева Ю.В. Жанровые разновидности русской драмы (на материале драматургии М.А. Булгакова): Учебное пособие. Вологда, 1989. — 95 с.

32. Балонов Ф.Р. Литературные перекрестки и параллели. Леонид Андреев и Михаил Булгаков // Леонид Андреев: Материалы и исследования. М., 2000. С. 271—281.

33. Балонов Ф. Песни лирников в «Белой гвардии» Михаила Булгакова // Новое лит. обозрение. М., 2000. № 44. С. 195—198.

34. Барков А.Н. Религиозно-философские аспекты романа «Мастер и Маргарита» // Возвращенные имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ / Отв. ред. В.И. Немцев. Самара, 1994. С. 64—73.

35. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. — 504 с.

36. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров, Подг. текста Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина, Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. М., 1979. — 424 с.

37. Бачелис И. О белых арапах и красных туземцах // Молодая гвардия. 1929. № 1. С. 105—111.

38. Безродный М.В. Об одном источнике романа «Мастер и Маргарита» // Русская литература. 1988. № 4. С. 205—208.

39. Бессонова М.И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Автореф. дисс. ... канд. филолог. наук. М., 1996. — 25 с.

40. Белобровцева И.З., Кульюс С.К. Михаил Булгаков в 1934—1936 гг.: на пути к мифу // Филологические чтения: 1996. Сборник памяти Владимира Самойловича Белькинда. Даугавпилс, 1998. С. 106—115.

41. Белобровцева И., Кульюс С. «Стальные перья, стальные крылья» (Мотив полета в творчестве Булгакова) // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С.-Пб., 1999. С. 145—150.

42. Белозерская — Булгакова Л.Е. Воспоминания. М., 1990. — 223 с.

43. Берлина М. Прощай, веселая квартира: О постановке пьесы Булгакова «Зойкина квартира» в Ленинграде // Искусство Ленинграда. 1990. № 9. С. 22—25.

44. Биккулова И. Анализ драматического произведения («Дни Турбиных» Михаила Булгакова) / Учебно-методическое пособие. М., 1994. — 45 с.

45. Б.: [Блюм В.]. На холостом ходу: («Зойкина квартира» в Студии им. Вахтангова) // Новый зритель. 1926. № 45. С. 13—14.

46. Блюм В. Правая опасность в театре: (От нашего корреспондента) // Экран. 1929. № 7. С. 5.

47. Богданов К.А. Деньги в фольклоре. С.-Пб., 1995. — 128 с.

48. Боголюбов А.Н. Как попал в роман М.А. Булгакова чернокнижник Герберт? // Природа. 1988. № 8. С. 122—126.

49. Богомолов Н.А. Андрей Белый и советские писатели: К истории творческих связей // Андрей Белый: Проблемы творчества. М., 1998.

50. Богомолов Н.А. Постсимволизм (общие замечания) // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Книга 2. М., 2001. С. 381—390.

51. Богопольская Е. Под знаком Воланда // Русская мысль. Париж, 1992. 22 мая. № 3930. С. 15.

52. [Б. п.] О ТЕА-политике (На диспуте В Ком. Академии) // Новый зритель. 1926. № 41. С. 4.

53. [Б. п.] Суд над «Белой гвардией»: (Диспут в Доме печати) // Новый зритель. 1926. № 42. С. 4.

54. [Б. п.] Открытие сезона МХАТ // Наша газета. 1926. 4 сент. С. 4.

55. [Б. п.] Дни Турбиных в МХАТ первом // 30 дней. 1926. № 11. С. 80—81.

56. [Б. п.] «Бег» остается под запретом // Современный театр. 1928. № 44. С. 712.

57. [Б. п.] «Багровый остров» в Камерном театре / Беседа с А. Таировым // Новый зритель. 1928. № 49. С. 14.

58. [Б. п.] Без руля и без ветрил: («Багровый остров» М. Булгакова в Московском Камерном театре) // Экран. 1929. 20 апреля. С. 6.

59. [Б. п.] «Дни Турбиных» М. Булгакова: МХАТ-I. Постановки И. Судакова // Театр и драматургия. 1934. № 1. С. 16.

60. [Б. п.] Либретто оперы «Черное море» // Литературная газета. М., 1937. № 21. С. 6.

61. [Б. п.] Опера «Петр I» // Театральная декада. М., 1937. № 32. С. 11.

62. [Б. п.] Умер писатель М.А. Булгаков: [Некролог] // Веч. Москва. 1940. 11 марта. С. 3.

63. [Б. п.] Прекрасный драматург // Вахтанговец. М., 1940. 18 марта. С. 4.

64. [Б. п.] М.А. Булгаков // Горьковец. М., 1940. 1 апреля. С. 4.

65. [Б. п.] Памяти Булгакова // Лит. газ. М., 1940. 20 октября. С. 8.

66. [Б. п.] Булгаков М.А. // Большая Советская энциклопедия / Гл. ред. С.И. Вавилов. М., 1951. Т. 6. Изд. 2-е. С. 259.

67. Брикер Б. Наказание в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Типология мотива // Russian Literature (1994). P. 1—38.

68. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. / Под общ. ред. А.С. Мясникова, Б.С. Рюрикова, А.Т. Твардовского. Т. 4. М., 1966.

69. Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст. 1978. М., 1978. С. 156—248.

70. Бэлза И.Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе: (на примере произведений М.А. Булгакова) // Контекст: 1980. М., 1981. С. 119—150.

71. Бэлза И. Дантовская концепция «Мастера и Маргариты» // Дантовские чтения. 1987. М., 1989. С. 58—90.

72. Бэлза И. Партитуры Михаила Булгакова // Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 55—83.

73. Варпаховский Ф. Дело Турбиных // Театр. 1990. № 8. С. 105—117.

74. Вахитова Т.М. Булгаков и Л. Леонов. К вопросу о творческих параллелях («Белая гвардия» и «Белая ночь») // Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. С.-Пб., 1991. Кн. 1. С. 80—94.

75. Вахитова Т.М. Проблема власти в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. С.-Пб., 1994. Кн. 2. С. 74—90.

76. Вейль П., Генис А. Загадки главного романа, или откровение в эпоху Воланда // ЛГ-Досье. 1991. № 5. С. 3, 13.

77. Вержбицка А. Метатекст в тексте: Пер. с польского Головачевой А.В. // Вержбицка А.; Сост. Николаева Т.М. М., 1978. Вып. VIII. С. 402—421.

78. Викторович О.В. Иерусалим — Ершалаим: Проблема истинности событий в творческой истории романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1999. Вып. 12. С. 190—194.

79. Виленкин В. О Михаиле Афанасьевиче Булгакове // Воспоминания с комментариями. М., 1982. С. 379—405.

80. Виленский Ю.Г. Доктор Булгаков. Киев, 1991. — 256 с.

81. Виленский Ю.Г., Навроцкий В.В., Шалюгин Г.А. Михаил Булгаков и Крым. Симферополь 1995. — 144 с.

82. Владимиров И.Ф. «Алый мах» всадника из Апокалипсиса // Булгаков М.А. Белая гвардия. М., 1998. С. 265—278.

83. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. С.-Пб., 1998. — 672 с.

84. Воздвиженский В.Г. Пределы интерпретации: Наследие Михаила Булгакова в истолковании критики 70-х годов // Литературно-художественный процесс 70-х годов в зеркале критики. М., 1982. С. 112—123.

85. Володин В. Либретто, которое никому не понадобилось: К истории создания М.А. Булгаковым либретто «Петр Великий» // Советская музыка. 1988. № 2. С. 60—62.

86. Воронский А. О том, что у нас нет // Красная новь. 1925. № 10. С. 254, 259, 262—263.

87. Воронский А. Писатель, книга, читатель // Красная новь. М., 1927. № 1. С. 226—239.

88. Воспоминания о Михаиле Булгакове / Составители Е.С. Булгакова и С.А. Ляндрес. М., 1988. — 526 с.

89. Вулис А. В системе зеркал // Звезда Востока. 1984. № 11. С. 179—187.

90. Вулис А. Что может отразиться в зеркале? // Вопросы литературы. 1987. № 1. С. 213—217.

91. Вулис А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 1991. — 346 с.

92. Выступление на диспуте о спектаклях «Дни Турбиных» и «Любовь Яровая». Стенограмма // Фонд Владимирова В.К. РГАЛИ. Ф. 2355. Оп. 1. Ед. хр. 5. Л. 1—64.

93. Gaál-Baróti M. Булгаков и Гете: Образ Маргариты в свете гетевского «Фауста» // Studia Russica Budapestinensia. II—III. Материалы III и IV Пушкинологического коллоквиума в Будапеште 1991, 1993. Budapest, 1995. P. 313—318.

94. Гаврюшин Н.К. Нравственный идеал и литургическая символика в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография / Отв. ред. Н.А. Грознова, А.И. Павловский. С.-Пб., 1995. Кн. 3. С. 25—34.

95. Галинская И.Л. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова: К вопросу об историко-философских источниках романа // Известия Академии наук СССР. М., 1983. Т. 44. № 2. С. 106—115.

96. Галинская И.Л. Криптография романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова // Галинская И.Л. Загадки известных книг. М., 1986. С. 65—126.

97. Галушкин А. Головокружение от неуспехов. Спецзаписка ОГПУ об отношении советских писателей к И.В. Сталину // Новое литературное обозрение. 1999. № 38. С. 104—110.

98. Гангус А. Что сделал ты с братом своим? // Театр. 1989. № 6. С. 92—110.

99. Гаспаров Б.М. Тема святочного карнавала в поэме А. Блока «Двенадцать» // Б.М. Гаспаров. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М., 1993. С. 4—28.

100. Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Б.М. Гаспаров. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М., 1993. С. 28—83.

101. Гегель Г. Лекции по философии истории // Гегель. Сочинения. М., 1932. Т. X. Кн. 2.

102. Гегель Г. Философия истории // Гегель. Собр. соч. Л., 1935. Т. VIII.

103. Гедройц А. Сон и бред у Достоевского // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1981. T XIV. С. 214—230.

104. Герасимов Д. В пределах вечности: Кровь и огонь в «Мастере и Маргарите» // День. 1992. № 17. С. 6.

105. Гете И. Фауст: Трагедия / Пер. Б. Пастернака. Предисл. и коммент. А. Аникста. М., 1998. — 688 с.

106. Гиндин С.И. Текст // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. Стб. 1063—1064.

107. Гиппиус З. Черные тетради // Звенья: Исторический альманах. М.—С.-Пб., 1992. Вып. 2.

108. Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 4 т. / Под общ. ред. Н.Л. Степанова. М., 1968. Т. 1.

109. Гозенпуд А. Поэтика ремарок Булгакова // Михаил Булгаков: «Этот мир мой...». Театр Михаила Булгакова в современном мире: Сб. ст. С.-Пб., 1993. С. 79—90.

110. Головинчер В.Е. Своеобразие драматического действия пьесы «Багровый остров» и ее место в творческих исканиях М. Булгакова // Проблемы литературных жанров: Материалы VII науч. межвуз. конференции. Томск, 1992. С. 127—129.

111. Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы. 20—30-е годы. М., 1992. — 202 с.

112. Горбов Д. Итоги литературного года // Новый мир. 1925. № 12. С. 129—148.

113. Горелик Д.Е. Воланд и пятимерная теория поля // Природа. 1978. № 1. С. 159—160.

114. Городницкий А. В театре все условно: Из книги воспоминаний «И вблизи и вдали» // Театральная жизнь. 1991. № 21. С. 26.

115. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. Литературное наследство. М., 1963. Т. 70.

116. Грознова Н.А. Повесть «Собачье сердце» в литературном контексте 20-х годов // Творчество Михаила Булгакова. С.-Пб., 1995. Кн. 1. С. 43—63.

117. Гройс Б. Ницшеанские темы и мотивы в советской культуре 30-х годов // Бахтинский сборник. Вып. II: Бахтин между Россией и Западом / Отв. ред. Д. Куюнджич, В.Л. Махлин М., 1992. С. 104—126.

118. Гроссман-Рощин И. Стабилизация интеллигентских душ и проблемы литературы // Октябрь. 1925. № 7.

119. Guerman M. Mikail Vrubel. Introduction // Mikail Vrubel. Альбом (на английском языке) / Translated from the Russian by J. Greenfield and V. Dereviaghin / Leningrad, 1985. P. 7—51.

120. Гудкова В. Сквозные мотивы произведений М.А. Булгакова и их раскрытие в сценическом искусстве наших дней // Некоторые актуальные проблемы искусства и искусствознания. Сб. ст. М., 1981. С. 167—183.

121. Гудкова В.В. Примечание к публ. перепис. Булгакова с французской актрисой М. Рейнгарт по поводу постановки в Париже «Зойкиной квартиры» // Современная драматургия. 1986. № 4. С. 260—268.

122. Гудкова В. О чем рассказывают «восемь снов» «Бега» // Вопросы театра. 1987. № Н. С. 230—249.

123. Гудкова В.В. Судьба пьесы «Бег» // Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова. Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 39—59.

124. Гудкова В. Осторожно, Шариков! Булгаков на сцене 1980-х // Литературное обозрение. М., 1988. № 4. С. 84—90.

125. Гудкова В. «Зойкина квартира» М.А. Булгакова // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени / Сост. А.А. Нинов; Науч. ред. В.В. Гудкова. М., 1988. С. 96—125.

126. Гудкова В.В. Повести Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989. Т. 2. С. 663—703.

127. Гудкова В. Истоки. Критические дискуссии по поводу творчества М.А. Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 3—11.

128. Дамаскин Иоанн св. Точное изложение православной веры. Ростов-на-Дону, 1992. — 465 с.

129. Дашевская О.А. Мотив безумия в драматургии М. Булгакова и русская романтическая традиция // Проблемы метода и жанра: Сб. статей / Отв. Ред. Ф.З. Канунова. Томск. 1997. С. 220—231.

130. Дементьев А., Михайлова Е., Поляк Л. Введение // История русской советской литературы: В 4 т. М., 1967. Т. 2. С. 5—170.

131. Дементьева М. Зойкина квартира // Огонек. 1988. № 22. С. 32—33.

132. Jiuliani R. Жанры русского народного театра и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. К вопросу: Булгаков и авангард // Russian Literature. XXI. 1987. P. 37—58.

133. Джулиани Р. Демонический элемент в «Записках на манжетах» // Возвращенные имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ / Отв. ред. В.И. Немцев. Самара, 1994. С. 24—32.

134. Джулиани Р. Игровой элемент в малой прозе Булгакова: фельетон «Сорок сороков» и раек // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С.-Пб., 1999. С. 40—49.

135. Дмитриева Л.С. Время и пространство в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Целостность художественного произведения и проблема его анализа в школьном и вузовском изучении литературы: Тез. докл. республ. науч. конференции. Донецк. 1977. С. 230—231.

136. Дмитриевская Е. «Англичане» из Перми // Театр. 1990. № 5. С. 97—98.

137. Дриккер А. Русское сердце // Знамя. 2000. № 5. С. 207—215.

138. Дунаев М. «Истина о том, что болит голова» // Златоуст. 1992. № 1. С. 306—349.

139. Душина Л.Н. Ритмический прием как смысловой центр произведения (повесть М.А. Булгакова «Роковые яйца») // Душина Л.Н. Русская поэзия и проза XIX—XX В.В.: Ритмическая организация текста / Под ред. А.А. Демченко. Саратов, 2002. С. 174—182.

140. Егоров Б.Ф. Булгаков и Гоголь (Тема борьбы со злом) // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 90—95.

141. Ермакова Т.А. «Бег» М. Булгакова: К вопросу об идейно-художественном содержании пьесы // Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н.К. Крупской. Т. 223: советская литература. М., 1968. Вып. 9. С. 101—115.

142. Ерыкалова И.Е. Русские цари в пьесах Булгакова // Возвращенные имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ / Отв. ред. В.И. Немцев. Самара, 1994. С. 45—55.

143. Загорский М. Неудачная инсценировка // Новый зритель. 1926. № 42 (145). С. 6.

144. Замятин Е. Новая русская проза // Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Сост. и коммент. А.Ю. Галушкина; Подг. текста А.Ю. Галушкина, М.Ю. Любимовой. М., 1999. С. 82—95.

145. Замятин Е. О синтетизме // Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Сост. и коммент. А.Ю. Галушкина; Подг. текста А.Ю. Галушкина, М.Ю. Любимовой. М., 1999. С. 74—82.

146. Замятин Е. О литературе, революции, энтропии и о прочем // Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Сост. и коммент. А.Ю. Галушкина; Подг. текста А.Ю. Галушкина, М.Ю. Любимовой. М., 1999. С. 95—101.

147. Замятин Е. О сегодняшнем и о современном // Я боюсь: Литературная критика. Публицистика. Воспоминания / Сост. и коммент. А.Ю. Галушкина; Подг. текста А.Ю. Галушкина, М.Ю. Любимовой. М., 1999. С. 101—112.

148. Земляной С. Михаил Булгаков и проблемы национального сознания русских // Свободная мысль. 1992. № 11. С. 92—100.

149. Земская Е.А. Николка Турбин и братья Булгаковы // Театр. 1991. № 5. С. 33—47.

150. Земская Е.А. М.А. Булгаков в последний год жизни (По материалам семейного архива) // Наше наследие. 1991. № 3. С. 81—86.

151. Зеркалов А. Евангелие Михаила Булгакова: Опыт исследования 4-х глав романа «Мастер и Маргарита». Ardis, Ann Arbor. 1984. — 250 с.

152. Зеркалов А. Иисус из Назарета и Иешуа Га-Ноцри. К анализу библейской линии романа // Наука и религия. 1987. № 9. С. 47—52.

153. Зеркалов А. Воланд, Мефистофель и другие: Заметки о «теологии» романа // Наука и религия. 1987. № 8. С. 49—51; № 9. С. 27—29.

154. Золотоносов М. «Родись второрожденьем тайным» // Вопросы литературы. 1989. № 4. С. 171—173.

155. Золотоносов М. «Сатана в нестерпимом блеске...». О некоторых новых контекстах изучения «Мастера и Маргариты» // Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 100—107.

156. Золотоносов М. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма (СРА). С.-Пб., 1995. — 93 с.

157. Зоркая Н. О «Зойкиной квартире» в Театре им. Евг. Вахтангова // Зоркая Н. Творческий путь А.А. Попова. М., 1954. С. 79—83.

158. Иванов В.В. Черт у Набокова и Булгакова // Избранные труды по семиотике и истории культуры. М., 2000. Т. 2. С. 707—713.

159. Иваньшина Е.А. Автор — текст — читатель в творчестве Михаила Булгакова 1930-х годов: «Адам и Ева», «Мастер и Маргарита». Автореф. дисс... канд. филол. наук. Воронеж, 1998. — 28 с.

160. Иваньшина Е.А. Из наблюдений над поэтическим языком романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы второй международной конференции. М., 2003. С. 65—70.

161. Ивлева Л. Ряженые в традиционной русской культуре. Петербург, 1994. — 235 с.

162. Икрамов К. «Постойте, положите шляпу...» // Новое литературное обозрение. 1993. № 4. С. 177—196.

163. Ильин И.П. Метарассказ // Западное литературоведение XX века: энциклопедия. М., 2004. С. 251—253.

164. Ильин И.П. Текстовой анализ // Западное литературоведение XX века: энциклопедия. М., 2004. С. 395—398.

165. Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. 1990. № 2. С. 44—56.

166. Ионин Л.Г. Понимание и экспертиза // Вопросы философии. 1991. № 10. С. 50—53.

167. Иоффе С. Тайнопись в «Собачьем сердце» // Новый журнал. Нью-Йорк, 1987. Кн. 168—169. С. 18—23.

168. Искусствоведы из Полит Бюро / Публ. подг. Кривова Н., Борщаговский А. // Литературная газета. 1992. 29 июля. С. 20—21.

169. Исмагулова Т.Д. К истории отношений М. Булгакова и Ленинградского Красного театра // Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова: Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 124—133.

170. История русской советской литературы / Под ред. проф. П.С. Выходцева. — 2-е изд. М., 1974. — 736 с.

171. Йованович М. Булгаков и Данте: «Божественная комедия» как литературный источник «Мастера и Маргариты» // Studia Slavica Hungaren. Budapest. 1989. 1/2. С. 107—115.

172. Йованович М. Еще раз о шахматной сцене // 64: шахматное обозрение. 1986. № 2. С. 24—25.

173. Каверин В. Заметки о драматургии Булгакова // Булгаков М. Драмы и комедии. М., 1965. С. 3—12.

174. Каганская М., Бар-Селла З. Мастер Гамбс и Маргарита. Тель-Авив, 1984. — 183 с.

175. Каганская М. Белое и красное // Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 93—99.

176. Казаркин А.П. Контекст и оценка («Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Казаркин А.П. Литературно-критические очерки. Томск, 1987. С. 134—182.

177. Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения (Вокруг Мастера и Маргариты Булгакова). Учебное пособие. Кемерово, 1988. С. 134—183.

178. Казаркин А.П. Творчество Михаила Булгакова. Томск, 1991. — 150 с.

179. Kámán E. О жанре романа Мастера (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Studia Russica Budapestinensia. II—III. 1995. P. 319—334.

180. Karas' J. Фантастическое в творчестве М. Булгакова и Н. Гоголя («Петербургские повести» — «Дьяволиада» — «Мастер и Маргарита») // Studia Rossica Poznaniensia. Poznań. 1993. Z. XXIII. P 53—60.

181. Кацис Л. «...О том, что никто не придет назад»: Предреволюционный Петербург в «Белой гвардии» М.А. Булгакова // Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 78—87.

182. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. «Вот твой вечный дом...»: Личность и творчество Михаила Булгакова. С.-Пб., 2000. — 160 с.

183. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» / Научн. докл. высш. шк. // Филологические науки. М., 1991. № 6. С. 3—11.

184. Király G. Мастер и Маргарита (Заметки о типе интертекстуальности в романе) // Studia Russica Budapestinensia. II—III. Будапешт. 1995. С. 335—358.

185. Кнебель М.В.С. Соколова [Роли в пьесах Булгакова] // Ежегодник Московского художественного театра: 1943. М., 1945. С. 801.

186. Кожевникова Н.А. Прямое и метафорическое словоупотребление в романе «Белая гвардия» // Русский язык в СССР. 1991. № 4. С. 36—41.

187. Козлов Н.П. Место романа М. Булгакова «Белая гвардия» в русской советской прозе 20-х годов // Содержательность форм в художественной литературе: Межвуз. сб. науч. ст. Куйбышев, 1988. С. 146—163.

188. Коллектив МХАТ СССР им. Горького. Памяти М.А. Булгакова: [Некролог] // Известия. 1940. 12 марта. С. 4.

189. Колтунова М.В. О концепции личности в романе «Мастер и Маргарита» // Возвращенные имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ / Отв. ред. В.И. Немцев. Самара, 1994. С. 55—64.

190. Комаров С.А. О художественной структуре романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Художественное творчество и литературный процесс. Вып. 5. Томск. 1983. С. 25—34.

191. Кончаковский А. Что читал «Мастер» // Библиофил: Люди, рукописи, книги: Тайны и открытия. М., 1999. Сб. 1. С. 113—126.

192. Кораблев А.А. Художественное время в романе «Мастер и Маргарита» // Вопросы русской литературы. Львов, 1987. № 2 (50). С. 8—13.

193. Кораблев А.А. Время и вечность в пьесах М. Булгакова // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С.-Пб., 1999. С. 39—56.

194. Кораблев А.А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 35—52.

195. Кораблев А.А. Мастер: Астральный роман. Часть 1. Донецк, 1996. — 216 с.

196. Кораблев А.А. Мастер: Астральный роман. Часть 2. Донецк, 1997. — 240 с.

197. Кораблев А.А. Мастер: Астральный роман. Часть 3. Донецк, 1997. — 250 с.

198. Кораблев А.А. Консультации профессора Воланда // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1997. Вып. 8. С. 31—41.

199. Кораблев А.А. Игра эпиграфов в романах М. Булгакова // Русская филология. Украинский вестник. Харьков, 1997. № 1—2. С. 37—41.

200. Корниенко Н.В. Москва во времени: (Имя Петербурга и Москвы в русской литературе 10—30-х гг. XX века) // Москва в русской и мировой литературе. М., 2000. С. 210—247.

201. Королев А. Москва и Ершалаим: фантастическая реальность в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // В мире фантастики. Сб. литературно-критических статей и очерков. М., 1989. С. 80—100.

202. Королев А. Между Христом и Сатаной // Театральная жизнь. 1991. № 13. С. 30—32; № 14. С. 29—31; № 15. С. 28—31.

203. Коротченко Е.П. Метанаррация // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001. С. 459—461.

204. Костиков В. Не будем проклинать изгнанье... (Пути и судьбы русской эмиграции). М., 1990. — 464 с.

205. Крепс М. Булгаков и Пастернак как романисты. Анализ романов «Мастер и Маргарита» и «Доктор Живаго». Ann Arbor. 1984. — 137 с.

206. Круговой Г. Гностический роман М. Булгакова // Грани. 1983. № 134. С. 47—81.

207. Круговой Г. Эмблематика чисел в «Мастере и Маргарите» // Грани. 1982. № 123. С. 197—222.

208. Круговой Г. О бунте и измене на корабле Саардамского Плотника (О романе Михаила Булгакова «Белая гвардия») // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1991. Т. XXIV. С. 21—42.

209. Кузякина Н. «Мне снился монастырь...»: (о «Беге» М. Булгакова) // Литературная Россия. 1989. № 24. С. 21.

210. Кушлина О., Смирнов Ю. Магия слова (Заметки на полях романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». К 95-летию со дня рождения автора) // Памир. 1986. № 5. С. 152—167. № 6. С. 108—123.

211. Лакшин В. Вторая встреча: Воспоминания и портреты. М., 1984. — 368 с.

212. Лакшин В.Я. Булгакиада М., 1987. — 47 с.

213. Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1990. Т. 1. С. 5—68.

214. Лакшин В.Я. О Доме и Бездомье (Александр Блок и Михаил Булгаков) // Литература в школе. 1993. № 3. С. 18—22.

215. Лаппа Т. Он помнил обо мне: Воспоминания Т.Н. Лаппа // Студенческий меридиан. М., 1991. № 5. С. 39—41.

216. Левина Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Науч. докл. высш. шк.: Филологические науки. 1991. № 1. С. 12—23.

217. Лежнев А. Литературные заметки // Красная новь. М., 1925. № 7. С. 263—271.

218. Лежнев А. О литературе: Статьи / Сост. Г.А. Белая; Коммент. М.Г. Коминарская. М., 1987.

219. Лежнев И. О романе и о Всеобуче // Россия. 1923. № 7. С. 8—11.

220. Лепахин В. Иконное и иконическое в романе «Мастер и Маргарита» // Северо-восток. 1992. № 4. С. 4—5.

221. Лескисс Г. Последний роман Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1990. Т. 5. С. 607—664.

222. Лескисс Г. Триптих М. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия»; «Записки покойника»; «Мастер и Маргарита». М., 1999. — 430 с.

223. Левшин В.А. Садовая 302-бис // Воспоминания о Михаиле Булгакове / Сост. Е.С. Булгакова и С.А. Ляндерс. М., 1988. С. 175—176.

224. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997. — 198 с.

225. Литературная теория немецкого романтизма: Документы / Под ред., со вступ. статьей Н.Я. Берковского: Пер. Т.И. Сильман и И.Я. Колубовского. Л., 1934. — 568 с.

226. Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918—1940 / Т. 2. Периодика и литературные центры. М., 2000. — 640 с.

227. Литовский О. «Дни», которые потрясли театральную общественность // Новый зритель. 1926. Кн. 43. С. 5.

228. Лосев В. Судьба романа // Слово. 1991. № 4. С. 15—17.

229. Лотман Ю.М. Дом в «Мастере и Маргарите» // Ученые записки Тартуского ун-та. Вып. 545. 1983. № 4. С. 130—137.

230. Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. С. 5—56.

231. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. — 272 с.

232. Лурье Я., Серман И. От «Белой гвардии» к «Дням Турбиных» // Русская литература. 1965. № 2. С. 194—203.

233. Лурье Я.С.М. Булгаков в работе над текстом «Дней Турбиных» // Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова: Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 16—38.

234. Лурье Я.С., Панеях В.М. Работа М.А. Булгакова над курсом Истории СССР // Русская литература. 1988. № 3. С. 183—193.

235. Лурье Я.С. Иван Грозный и древнерусская литература в творчестве М. Булгакова // Труды Отдела древнерусской литературы. С.-Пб., 1992. Т. 45. С. 315—321.

236. Лурье Я.С. Историческая проблематика в произведениях М. Булгакова (М. Булгаков и «Война и мир» Л. Толстого) // Время и вечность в пьесах М. Булгакова // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С.-Пб., 1999. С. 190—201.

237. Лурье Я. К проблеме мировоззрения Михаила Булгакова // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С.-Пб., 1999. С. 9—17.

238. Лунц Л. (1901—1924) Вне закона. Пьесы. Рассказы. Статьи / Сост., послесл., примеч. М. Вайнштейн. С.-Пб., 1994. — 240 с.

239. Магомедова Д.М. «Никому не известный композитор-однофамилец...»: (О семантических аллюзиях в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. Т. 44. М., 1985. № 1. С. 83—86.

240. Магомедова Д.М., Тамарченко Н.Д. «Сверхтекст» и «Сверхдеталь» в русской и западной культуре // Дискурс: коммуникативные стратегии культуры и образования. М., 1998. № 7. С. 24—28.

241. Макаровская Г., Жук А. О романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Волга. 1968. № 6. С. 60—65.

242. Максудов С. «Мастер и Маргарита» как театральное представление // Театральная жизнь. 1991. № 19. С. 11—13; № 21. С. 12—14.

243. Малахов В. Гавань у поворота времен. Онтология Дома в «Белой гвардии» Михаила Булгакова // Вопросы литературы. 2000. № 4. С. 326—336.

244. Мандельштам О. Конец романа // Мандельштам О. Собр. соч.: В 4-х т. / Сост. и коммент. П. Нерлера и А. Никитаева. М., 1993. Т. 2. С. 271—275.

245. Мандельштам О. Литературная Москва. Рождение фабулы // Мандельштам О. Собр. соч.: В 4-х т. / Сост. и коммент. П. Нерлера и А. Никитаева Т. 2. С. 260—265.

246. Марков П. О театре. В 4-х книгах. М., 1974—1977.

247. Марков П. Книга воспоминаний. М., 1985. — 607 с.

248. Мартьянова С.А. Опыт аксиологической интерпретации романа XX века («Белая гвардия» М.А. Булгакова, «В круге первом» А.И. Солженицына) // Внутренний строй литературного произведения: Сборник научных статей. Владимир, 2001. С. 95—113.

249. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. — 407 с.

250. Мелетинский Е.М. Ворон // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. М., 1991. Т. 1. С. 245—247.

251. Менглинова Л. Гротеск в повести М. А Булгакова «Роковые яйца» // Художественное творчество и литературный процесс. М., 1988. Вып. 8. С. 72—87.

252. Менглинова Л.Б. Романтическая традиция в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Проблемы литературных жанров. Томск, 1990. С. 142—144.

253. Менглинова Л.Б. Конфликт в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» // Русская литература в XX веке: имена, проблемы, культурный диалог. Сб. памяти проф. Н.Н. Киселева / Ред. А.П. Казаркин, Т.Л. Рыбальченко. Томск, 1999. С. 43—55.

254. М.З. [Загорский М.]. «Зойкина квартира» в Студии им. Вахтангова // 30 дней. 1926. № 11. С. 81.

255. Милн Л. «Я благодарна ему за этот урок» // ЛГ-Досье. 1991. № 5. С. 28.

256. Милн Л. Михаил Булгаков-драматург в современном мире // Михаил Булгаков: «Этот мир мой...». Театр Михаила Булгакова в современном мире: Сб. ст. С.-Пб., 1993. С. 6—21.

257. Милн Л. Творчество М.А. Булгакова в европейских традициях шутовства // Дискурс: коммуникативные стратегии культуры и образования. М., 1998. № 7. С. 55—59.

258. Миндлин Э. Молодой Булгаков // Воспоминания о Михаиле Булгакове / Составители Е.С. Булгакова и С.А. Ляндрес. М., 1988. С. 155.

259. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М., 1991—1992.

260. Михайлик Е. Сентиментальное путешествие Белой гвардии // Тыняновский сборник. Вып. 11: Девятые Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М., 2002. С. 468—489.

261. Михайлова Т. «Смерть Берлиоза» в контексте древнеирландской мифопоэтической традиции (К проблеме развития концепта судьбы) // Логос. 2002. № 1. С. 99—108.

262. Можейко М.А. Текстовой анализ // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001. С. 823—824.

263. Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины XX века. М., 1998. — 484 с.

264. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины XX века (советский период). М., 2001. — 310 с.

265. Мустангова Е. Михаил Булгаков // Печать и революция. 1927. № 4. С. 85—86.

266. Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования / Пер. с немецкого. М., 2000.

267. Мягков Б. Алфавитный указатель произведений М.А. Булгакова: Материалы к библиографии // Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Л., 1991. Кн. 1.

268. Мягков Б. Булгаковская Москва. М., 1993. — 222 с.

269. Надь И. Биография — культура — текст (О «сдвиге» в русской культурной парадигме) // Пушкин и Пастернак: Материалы Второго Пушкинского коллоквиума. Studia Russica Budapestinensia. С. 219—244.

270. Назаров М. Миссия русской эмиграции. М., 1994. Т. 1. — 415 с.

271. Натова Н. Михаил Булгаков и Гоголь: Опыт сопоставительного анализа // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1984. Т. XVII. С. 83—114.

272. Натова Н. От текста к сцене: Повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова и ее театральная интерпретация // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1984. Т. XXIV. С. 43—132.

273. Natov N. Mikhail Bulgakov. Boston, 1985. — 144 с.

274. Неёлов Е.М. Сказка «Царевна-лягушка» и повесть М. Булгакова «Роковые яйца» // Проблемы детской литературы и фольклор. Петрозаводск. 2001. С. 52—58.

275. Некрасов В. Дом Турбиных // Новый мир. 1967. № 9. С. 132—142.

276. Немцев В.И. Художественно-эстетическое влияние романа А. Прево «Манон Леско» на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Классическое наследие и современность. Вып. 1. Куйбышев, 1986. С. 146—147.

277. Немцев В.И. Функция повествователя и художественной речи // Поэтика советской литературы двадцатых годов: Межвузовский сборник научных трудов / отв. Ред. С.А. Голубков. Куйбышев, 1989. С. 72—98.

278. Немцев В.И. Михаил Булгаков: становление романиста. Самара, 1991. — 164 с.

279. Немцев В.И. Поэтика М.А. Булгакова как эстетическое явление: Дис. в виде научн. докл. на соиск. уч. степ. д-ра филолог. наук. Волгоград, 1999. — 45 с.

280. Немцев В. Предметы материальной культуры в пьесах Булгакова // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений в С.-Пб. (май 1997). С.-Пб., 1999. С. 18—21.

281. Никольский С.В. На грани метафор и аллюзий (о некоторых зашифрованных мотивах в антиутопиях Булгакова) // Известия АН Серия литературы и языка. 1999, т. 58. № 1. С. 11—19.

282. Никольский С.В. Над страницами антиутопий К. Чапека и М. Булгакова (Поэтика скрытых мотивов). М., 2001. — 176 с.

283. Неоценимый подарок. Переписка Пастернаков и Ломоносовых (1925—1970) // Минувшее: Исторический альманах. 15 / Публикация Барнза К. и Дэвиса Р. Подг. текста Бутчер П., Дэвиса Р., Шоррокс Л.М., С.-Пб., 1995. С. 193—247; Неоценимый подарок. Переписка Пастернаков и Ломоносовых (1925—1970) // Минувшее: Исторический альманах. 17 / Публикация Барнза К. и Дэвиса Р. Под. текста Бутчер П., Дэвиса Р., Шоррокс Л.М., С.-Пб., 1995. С. 358—410.

284. Никонова Т.А. «Дом» и «Город» в художественной концепции романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1987. С. 53—62.

285. Никонова Т.А. Нравственные законы художественного мира М. Булгакова // Русская литература XX века: Учебное пособие. Воронеж, 1999. С. 353—365.

286. Нинов А. О драматургии и театре Михаила Булгакова (Итоги и перспективы изучения) // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени / Сост. А.А. Нинов; Науч. ред. В.В. Гудкова. М., 1988. С. 6—39.

287. Нинов А. Загадка «Батума»: Сталин в последней пьесе Булгакова. Анализ и версия // Театр. 1991. № 7. С. 39—57.

288. Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству / Пер. В.А. Флеровой // Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Пер. с нем.; Сост., ред. и авт. Примеч. К.А. Свасьян. М., 1990. С. 631—692.

289. Новоселицкая Л. Жизнь и смерть романа Хлудова // Театр. 1968. № 8. С. 15—16.

290. Нусинов И.М. Путь М. Булгакова // Печать и революция. 1929. № 4. С. 40—53.

291. Отан-Матьё М. Восприятие драматургии Булгакова во Франции: от «Зойкиной квартиры» до «Бега» // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений в С-Пб (май 1997). С.-Пб., 1999. С. 97—109.

292. Орлов М. История сношений человека с дьяволом. М.; С.-Пб., 2000. — 480 с.

293. Овчинников И. В редакции «Гудка» // Воспоминания о Михаиле Булгакове / Сост. Е.С. Булгакова и С.А. Ляндерс. М., 1988. С. 131—132.

294. Орлинский А. Против булгаковщины // Новый зритель. 1926. № 41. С. 3—4.

295. О'Рык Ю. Чудеса контрразведки // Мужской взгляд. М., 2002. № 5. С. 20—21.

296. Осинский Н. Литературные заметки // Правда. 1925. №№ 168, 170.

297. Павловский А.И. Булгаков и Ахматова: из истории творческих взаимоотношений // Русская литература. 1988. № 4. С. 3—16.

298. Pavan Pagnini S. Морфология романа Булгакова «Мастер и Маргарита» как волшебной сказки // Russian Literature. XXXI. 1992. P. 353—374.

299. Падучева Е.В. Семантика нарратива // Падучева Е.В. Семантические исследования. М., 1996. С. 368—450.

300. Палиевский П. Последняя книга М. Булгакова // Палиевский П. Шолохов и Булгаков. М., 1999. С. 51—82.

301. Паршин Л. Великий бал у сатаны // Наука и жизнь. 1990. № 10. С. 93—99.

302. Паршин Л. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова. М., 1991. — 207 с.

303. Пастернак Б. Доктор Живаго: Роман // Пастернак Б. Собр. соч.: В 5 т. М., 1990. Т. 3. — 734 с.

304. Петелин В.В. Возвращение мастера: Статьи о М.А. Булгакове / Библ. «Огонек». М., 1986. № 38. — 45 с.

305. Петелин В.В. Михаил Булгаков: жизнь, личность, творчество. М., 1989. — 495 с.

306. Петренко А.Ф. Сатирическая проза М.А. Булгакова 1920-х годов: поэтика комического. Автореф. дис. ... канд. филолог. наук. Ставрополь, 2000.

307. Петров В.Б. Мотив «бега» в драматургии М. Булгакова о гражданской войне // Творческая индивидуальность писателя и литературный процесс. Вологда, 1987. С. 68—79.

308. Петров В.Б. Литературные традиции и типологические схождения в драматургии 20-х годов (на материале пьес Михаила Булгакова «Дни Турбиных» и «Бег») // Типологическое изучение литературного процесса: (на материале советской литературы): Межвузовский сб. науч. тр. Пермь, 1987. С. 65—78.

309. Петров В.Б. Внедраматургические элементы в трагикомедии М.А. Булгакова «Бег» // Филологические науки. 1988. № 1. С. 66—69.

310. Петров В.Б. Типологические сходства в комедиях В. Маяковского и М. Булгакова двадцатых годов // Поэтика советской литературы двадцатых годов: Межвузовский сборник научных трудов / отв. Ред. С.А. Голубков. Куйбышев, 1989. С. 98—112.

311. Петров В.Б. Жанрово-стилевое своеобразие пьесы М. Булгакова «Зойкина квартира» (К вопросу о становлении советской сатирической комедии) // Художественный опыт советской литературы и жанровые процессы: Сб. науч. тр. Свердловск, 1990. С. 28—39.

312. Петрова Н.В. От «Киева-города» к «Белой гвардии» (М.А. Булгаков — публицист и художник) // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979. С. 3—16.

313. Петровский М. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. Нинов; Науч. ред. В. Гудкова. М., 1988. С. 369—391.

314. Петровский М. Смех под знаком апокалипсиса (М. Булгаков и «Сатирикон») // Вопросы литературы. 1991. № 5. С. 3—34.

315. Пикель Р. Новая пьеса Булгакова «Бег» // Искусство. 1929. № 3—4. С. 66—75.

316. Пильский П. Ирония и фантастика // Булгаковский сборник. II. Материалы по истории русской литературы XX века. Таллинн, 1994. С. 146—148.

317. Пимонов В. Загадка Маргариты // 64: Шахматное обозрение. М., 1985. № 17. С. 24—24.

318. Письма М. Волошина — М. Булгакову. РО ИРЛИ РАН. Ф. 369. № 3 71. Л. 1, 2.

319. Платек Я.М. Мастер и музыка: Перечитывая М.А. Булгакова // Платек Я. Верьте музыке. М., 1989. С. 301—340.

320. Плаксицкая Н.А. Традиции Э.Т.А. Гофмана в романе «Мастер и Маргарита» // Мир романтизма. Тверь, 2000. С. 159—164.

321. Покровский Б. О чем беседовал Воланд с Берлиозом: Философские проблемы романа Булгакова «Мастер и Маргарита» // Записки Русской академической группы в США. Нью-Йорк, 1991. Т. XXIV. С. 143—162.

322. Полоцкая Э.А. Антон Чехов // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Книга 1. М., 2001. С. 390—457.

323. Пономарева Е.В. Новеллистика М. Булгакова 20-х г. Автореф. дис. ... канд. филолог. наук. Екатеринбург, 1999. — 22 с.

324. Пономарева Е.В. Влияние экспрессионистской парадигмы на поэтику русской новеллистики 20-х гг. XX века // Русское литературоведение в новом тысячелетии. Материалы 1-й Международной конференции «Русское литературоведение в новом тысячелетии». В 2 тт. Т. 2. М., 2003. С. 163—167.

325. Правдухин В. «Недра»: книга шестая // Красная Новь. 1925. № 3. С. 288—289.

326. Притчетт Соден В. В ожидании будущего // Иностранная литература. 1989. № 6. С. 50—65.

327. Приходько И.С. Традиции западноевропейской мениппеи в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Замысел и его художественное воплощение в произведениях советских писателей. Владимир, 1979. С. 41—68.

328. Проффер Э. Художник и власть: По страницам романа «Мастер и Маргарита» // Иностранная литература. 1991. № 5. С. 212—213.

329. Пулатов Т. «Восточные мотивы Мастера и Маргариты» // Звезда Востока. 1988. № 2. С. 125—127.

330. Рабинянц А. Пушкиниана Михаила Булгакова // Библиофил: Люди, рукописи, книги: Тайны и открытия. М., 1999. Сб. 1. С. 43—49.

331. Раев М. История культуры русской эмиграции 1919—1939: пер. с англ. / Предисл. О. Казиной. М., 1994. — 296 с.

332. Ренан Э. Жизнь Иисуса / Поли. науч. пер. с 25-го издания А.С. Усовой. Под ред. и с предисл. А.Н. Веселовского. Послесл. И.С. Свенцицкой. М., 1991. — 398 с.

333. Родословная Михаила Булгакова / Автор-составитель Б. Мягков, Предисл. Л. Аннинского. М., 2001. — 96 с.

334. Розенталь И. Достоевский, Булгаков и современная физика // Слово. № 12. С. 60—61.

335. Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Н. Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Кобринский и др.; Под ред. С.И. Тиминой. С.-Пб., — М., 2002. — 586 с.

336. Саванская Л. Звезды не гаснут / Зеленый крест. 1991. № 1. С. 42—43.

337. Сахаров В. Михаил Булгаков: писатель и власть. По секретным архивам ЦК КПСС и КГБ. М., 2000. — 446 с.

338. Сахаров В. Булгаковская трагическая буффонада: спектакль «Проходимец Кири-Куки» по пьесе «Багровый остров» в Моск. театре оперетты // Лит. Россия. 1989. № 25. С. 20.

339. Семенова С. «Всю ночь читал я твой завет...»: Образ Христа в современном романе // Новый мир. 1989. № 11. С. 229—243.

340. Силард Л. Андрей Белый // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Книга 2. М., 2001. С. 144—190.

341. Скобелев В.П. О функции архаико-эпического элемента в романной структуре «Белой гвардии»: Приватное «Я» и «коллективная одушевленность» // Возвращенные имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. Ред. В.И. Немцев. Самара, 1994. С. 34—45.

342. Скорбилина Т. Образ художника и время: традиции русской литературы в романе // Москва. 1987. № 3. С. 173—181.

343. Скоропадский П.П. «Украина будет!..» Из воспоминаний // Минувшее: Исторический альманах. 17 / Публикация А. Варлыго, С.-Пб., 1995. С. 7—115.

344. Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго»). М., 2003. — 358 с.

345. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995. — 416 с.

346. Смелянский А. «Волшебная камера»: К истории создания спектакля «Дни Турбиных» во МХАТе // Современная драматургия. 1983. № 4. С. 266—279.

347. Смелянский А. Булгаков, МХАТ. «Театральный роман»... // Театр. 1985. № 8. С. 88—99.

348. Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1989. — 432 с.

349. Смелянский А. Уход (Булгаков, Сталин, «Батум»). М., 1988. — 48 с.

350. Смелянский А. Театр Михаила Булгакова: тридцатые годы // Булгаков М.А. Пьесы 1930-х годов / Театральное наследие. М., 1994. С. 4—24.

351. Смелянский А.М. Булгаков и поэма Гоголя // Театральная жизнь. 1984. № 7. С. 14—15; № 8. С. 30—31; № 9. С. 22—23.

352. Смирнов Ю. Мистика и реальность сатанинского бала // Памир. 1988. № 9. С. 139—163.

353. Смирнов Ю. Еще раз о восточных мотивах в «Мастере и Маргарите» // Памир. 1989. № 7. С. 161—170.

354. Смирнов Ю.М. Театр и театральное пространство в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // «Этот мир мой...». Театр Михаила Булгакова в современном мире: Сб. ст. С.-Пб., 1993. Т. 1. С. 139—147.

355. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник / Науч. ред. и сост. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова. М., 1996. — 319 с.

356. Соколов Б. Три лица одного персонажа // Литературная учеба. 1985. № 6. С. 213—217.

357. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. М., 1996. — 592 с.

358. Солодовников А. Хмелев [Роли в пьесах Булгакова] // Ежегодник Московского художественного театра: 1943. М., 1945. С. 363.

359. Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. Нинов; Науч. ред. В. Гудкова. М., 1988. С. 304—312.

360. Спендель де Варда Д. Волшебство, или Маски предметов // Михаил Булгаков на исходе XX века. Материалы VIII международных Булгаковских чтений. С.-Пб., 1999. С. 22—32.

361. Сталин И. Ответ В.Н. Билль-Белоцерковскому // Сталин И. Сочинения / Институт Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП(б). М., 1949. Т. 11. С. 328.

362. Stenbock-Fermor E. Bulgakov's «Master and Margarita» and Goethe's «Faust» // The Slavic and European Journal [USA], vol. 25. No. 2. P. 309—325.

363. Степанов H. Новелла Бабеля // И.Э. Бабель. Статьи и материалы. Л., 1928.

364. Стрельцова Е. «В числе погибших быть не желаю...» Михаил Булгаков (1891—1940) // Парадокс о драме: перечитывая пьесы 1920—1930-х гг. / Рос. ин-т искусствознания МК РФ; отв. ред. Е.И. Стрельцова. М., 1993. С. 244—278.

365. Сухих И.Н. Евангелие от Михаила (1928—1940. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова) // Звезда. 2000. № 6. С. 213—225.

366. Сухих И.Н. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова: роман-лабиринт // Русская литература XX века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений / В.Н. Альфонсов, В.Е. Васильев, А.А. Кобринский и др.; Под ред. С.И. Тиминой. С.-Пб., М., 2002. С. 466—486.

367. Тамарченко Н.Д. Лев Толстой // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Книга 1. М., 2001. С. 336—390.

368. Тарабукин Н.М. Михаил Александрович Врубель. М., 1974. — 174 с.

369. Татаринов А.В. Леонид Андреев // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Книга 2. М., 2001. С. 286—340.

370. Тимофеев Л.И. Введение // История русской советской литературы: В 4 Т. М., 1967. Т. 1. С. 7—102.

371. Тинг. Девять заметок о «Мертвых душах» // 30 дней. 1933. № 1. С. 75—77.

372. Тинченко Я. «Белая гвардия» Михаила Булгакова. Киев; Львов, 1997. — 390 с.

373. Токарева М. Вчера и сегодня «Зойкиной квартиры» // Михаил Булгаков: «Этот мир мой...». Театр Михаила Булгакова в современном мире: Сб. ст. С.-Пб., 1993. С. 34—50.

374. Туркельтауб И. «Багровый остров» в Московском камерном театре // Жизнь искусства. 1928. № 52. С. 10—11.

375. Усманова А.Р. Текст // Постмодернизм. Энциклопедия / Сост. и науч. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001. С. 822—823.

376. Устрялов Н. Обмирщение // Россия. 1923. № 9.

377. Утехин Н.П. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова (об источниках действительных и мнимых) // Русская литература. 1979. № 4. С. 89—109.

378. Уэллс Г. Пища богов // Уэллс Герберт. Собр. соч.: В 15 т. / Под общ. ред. Ю. Кагарлицкого. М., 1964. Т. 3.

379. Уэллс Г. Война в воздухе // Уэллс Герберт. Собр. соч.: В 15 т. / Под общ. ред. Ю. Кагарлицкого. М., 1964. Т. 4.

380. Уэллс Г. Россия во мгле // Уэллс Герберт. Собр. соч.: В 15 т. / Под общ. ред. Ю. Кагарлицкого. М., 1964. Т. 15.

381. Faryno J. История о Понтии Пилате // Russian Literature. XVIII. 1985. С. 43—61.

382. Федорченко С. Народ на войне. Книга третья. Гражданская война // Из истории советской литературы 1920—1930-х годов: Новые материалы и исследования. М., 1983. Т. 93. С. 9—160.

383. Фиалкова Л.Л. Пространство и время в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» (к проблеме изучения жанра и композиции произведения) // Жанр и композиция литературного произведения: межвузовский сборник. Петрозаводск, 1986. С. 152—157.

384. Филипс-Юзвигг Е. Парадигмы метафоры крещения в «Мастере и Маргарите» Булгакова // Записки Русской академической группы в США. N.Y., 1985. Т. XVIII. С. 223—231.

385. Фоменко Л.П. Цитаты в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // О жанре и стиле советской литературы. Калинин, 1990. С. 47—56.

386. Ханнс Дж.Д. Роль Иешуа в романе «Мастер и Маргарита» // Возвращенные имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ / Отв. ред. В.И. Немцев. Самара, 1994. С. 74—90.

387. Химич В.В. «Странный реализм» М. Булгакова. Екатеринбург, 1995. — 256 с.

388. Химич В. «Магическая» пространственная вертикаль в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // XX век. Литература. Стиль. Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900—1950). Екатеринбург, 1998. Вып. 3. С. 115—122.

389. Ходасевич В. Смысл и судьба «Белой гвардии» // Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 43—45.

390. Hoisington S. Fairy-tale elements in Bulgakov's The Master and Margarita // Slavic and East European Journal. 1981. Vol. 25. № 2. P. 44—55.

391. Чеботарева В.А. К истории создания «Белой гвардии» // Русская литература. 1974. № 4. С. 148—152.

392. Чедрова А. Христианские аспекты романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» // Новый журнал. Нью-Йорк, 1985. № 160. С. 175—183.

393. Чехов А.П. Собр. соч.: В 12 т. / Под общ. ред. В.В. Ермилова. М., 1963. Т. 9.

394. Чудакова М. Условия существования // В мире книг. 1974. № 12. С. 79—81.

395. Чудакова М.О. Архив М.А. Булгакова. Материалы для творческой биографии писателя // Записки отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В.И. Ленина. М., 1976. Вып. 37. С. 61—64.

396. Чудакова М. Опыт реконструкции текста М.А. Булгакова // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1977. М., 1977. С. 97—103.

397. Чудакова М. «И книги, книги...» (М.А. Булгаков) // «Они питали мою музу...»: (Книги в творчестве писателя). М., 1986. С. 219—247.

398. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988. — 672 с.

399. Чудакова М.О. Некоторые проблемы источниковедения и рецепции пьес Булгакова о гражданской войне // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени: Сб. ст. / Сост. А. Нинов; Науч. ред. В. Гудкова. М., 1988. С. 37—96.

400. Чудакова М. Первая и последняя попытка. (Пьеса М. Булгакова о Сталине) // Современная драматургия. 1988. № 5. С. 204—218.

401. Чудакова М. Пастернак и Булгаков: рубеж двух литературных циклов // Литературное обозрение, 1991. № 5. С. 11—17.

402. Чудакова М.О. Евгений Онегин, Воланд и Мастер // Возвращенные имена русской литературы: Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвузовский сборник научных работ / Отв. ред. В.И. Немцев. Самара, 1994. С. 5—10.

403. Чудакова М.О. Булгаков, Сталин и Пугачев. «Таинственная связь» между властителем и жертвой // Русская мысль. 1995. 11—17 мая. С. 11, 14.

404. Чудакова М.О. Избранные работы. Т. 1. Литература советского прошлого. М., 2001. — 472 с.

405. Чудакова М.О. К биографии Е.А. Шиловского // Тыняновский сборник. Вып. 11: Девятые Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М., 2002. С. 508—511.

406. Чукашина М. Господин авантюрист из «Белой гвардии» // Российская газета. 1999. 1 апреля. С. 31.

407. Шаргородский С. Собачье сердце, или Чудовищная история // Литературное обозрение. 1991. № 5. С. 87—93.

408. Шаргородский С. Заметки о Булгакове // Новое литературное обозрение. 1998. № 30. С. 260—265.

409. Шереметьева Е.М. Булгаков и Красный театр // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С. 271—285.

410. Шкловский В. Закрытие сезона: Михаил Булгаков // Наша газета. 1926. 3 мая. С. 4.

411. Шкловский В.Б. Михаил Булгаков // Гамбургский счет: Статьи — воспоминания — эссе (1914—1933) / Сост. А.Ю. Галушкин и А.П. Чудаков; Предисл. А.П. Чудаков; Коммент. и подг. текста А.Ю. Галушкин. М., 1990. С. 299—301.

412. Шнеерсон М. Что может выйти из этого Шарикова? // Грани. 1988. № 150. С. 136—162.

413. Шумихин С. Практика пушкинизма. 1887—1999 // Новое литературное обозрение. 2000. № 41.

414. Эндрюс Э. Взаимосвязь творчества Булгакова и Замятина: развитие символики Замятина в романе «Мастер и Маргарита»: (тема революции в аспекте интертекстуального анализа) // Вест. С.-Петербургского ун-та. Сер. 2. История, языкознание, литературоведение. 1992. Вып. 2. С. 75—82.

415. Эткинд А. Посол и Сатана. Уильям К. Буллит в булгаковской Москве // Звезда. 1993. № 1. С. 193—207.

416. Яблоков Е.А. «Я — часть той силы...» // Русская литература. 1988. № 2. С. 3—31.

417. Яблоков Е.А. О роли безличности в истории (источники «наполеоновской» темы в произведениях Булгакова) // традиции в контексте русской культуры / Сб-к статей и материалов. Череповец, 1997. С. 103—106.

418. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001. — 420 с.

419. Яблоков Е.А. Текст и подтекст в рассказах М. Булгакова («Записки юного врача»). Тверь, 2002. — 103 с.

420. Янгиров Р. Михаил Булгаков и русская эмиграция // Русская мысль. 1991. № 3884, № 3885.

421. Янгиров Р. Русская эмиграция о романе «Белая гвардия» (1920—1930-е гг.) // Михаил Булгаков на исходе XX века: Материалы VIII Междунар. Булгаковских чтений в С.-Петербурге (май 1997). С.-Пб., 1999. С. 50—74.

422. Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983. — 320 с.

423. Яновская Л. Треугольник Воланда. К истории романа «Мастер и Маргарита». Киев, 1992. — 189 с.

424. Янушкевич А.С. В.А. Жуковский в мире Михаила Булгакова // Филология — Philologia. Краснодар, 1996. № 9. С. 27—31.

425. Яншин М.М. О Михаиле Булгакове // Статьи, воспоминания и письма. М., 1984. С. 35—85.

426. Юзовский Ю. О пьесах Михаила Булгакова // Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова. Сб. науч. тр. Л., 1987. С. 144—146.

427. Юнг К.Г. AION. Исследование феноменологии самости / Пер. М.А. Собуцкий. М., 1997. — 336 с.