Вернуться к В.Н. Сутормин. По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты. ПутеБродитель

34. Серебряный переулок

Перед второй «Мишкиной сберкнижкой» мы свернём влево и, пройдя по узкому проходу, спустимся по лестнице, за которой начинается Серебряный переулок. Когда-то здесь проживали мастера чеканки монет Старого государева серебряного двора. Учёт и контроль там явно оставляли желать лучшего, иначе с чего бы в этих местах регулярно обнаруживались клады?

Почти полторы тысячи серебряных копеек конца XVI — начала XVIII века нашли здесь в 1839 году. В 1913 году совсем недалеко отсюда, на нынешней Композиторской улице, которая тогда называлась Дурновским переулком, были обнаружены 1100 серебряных монет времён Михаила Фёдоровича в железном кувшине. Ещё один клад из 9 тысяч серебряных монет в двух глиняных горшках нашли в 1911 году при постройке дома № 4.

Серебряный переулок в сторону Арбата, в глубине по левой стороне — клиника доктора Руднева. Фото из собрания Э.В. Готье-Дюфайе из фонда ЦИГИ, 1914 г.

Это здание по заказу доктора С.М. Руднева строил Лев Кекушев, один из самых талантливых московских архитекторов рубежа XIX—XX веков, человек загадочной судьбы. Построивший первое в Москве здание в стиле модерн, оказавший серьёзное влияние на коллег другими своими работами и в значительной степени определивший лицо московского модерна, добившийся славы и успеха, Кекушев ещё при жизни оказался почти полностью забытым.

Две части этого здания — словно два автографа, и различия в них трудно не заметить. Уходящий в глубину участка корпус хирургической клиники возведён в 1902 году, в период творческого расцвета мастера, когда на Поварской по его проекту строился особняк Миндовского, и общий почерк виден в уверенно прорисованных элементах лепного и кованого декора, в облицовке полуподвального этажа массивными блоками натурального камня... А вторая часть владения, расположенная вдоль переулка, строилась почти десять лет спустя — каннелированные колонны, скучноватая лепнина... Доходный дом Руднева сделан добротно, но без полёта фантазии, без следов того вдохновения, что отличало прежние работы Кекушева, мимо которых невозможно было пройти и не заметить. Существует даже легенда, будто бы Лев Николаевич бросил постройку этого здания, не окончив последний этаж.

Серебряный переулок, дом № 4. Детали дворового фасада. Фото М. Фединой, 2012 г.

Что же произошло со звездой московского модерна? Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно по целому ряду причин, но можно рассмотреть несколько версий. Однако мы не станем заниматься этим «на ходу», между делом. Личность Льва Николаевича Кекушева и его творчество достойны отдельного разговора. Оставим эту тему до нашей следующей прогулки.