Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

Музей М.А. Булгакова об авторе

Жизнь автора этой книги со столь необычным и интригующим названием настолько богата интереснейшими событиями, счастливыми встречами и преодолёнными испытаниями. что описание её могло бы составить содержание отдельного произведения.

О ком-то можно рассказать кратко — без всякого ущерба для читателя, но только не об авторе «Переплетённых судеб...»

Итак, Владимир Владимирович Соловьёв родился 8-го июля 1937-го года в Москве, в семье служащих. Отец его, тоже Владимир Владимирович Соловьёв (1903—1971), ставший инвалидом в 1923-м году из-за разбойного нападения на него бандитов, был до конца своей жизни высококвалифицированным преподавателем истории и философии. Мать Владимира, Тамара Павловна Соловьёва (урождённая Захарова, 1907—1988), будучи замечательным педагогом и администратором, успевала при этом вести домашнее хозяйство и воспитывать четверых детей. Обладая редкой памятью, красивым голосом и педагогическим даром, она привила детям любовь к музыке, родной истории и языку. Предками В.В. Соловьёва по отцовской линии были знаменитые представители рода Бенкендорфов (линия Александра Ивановича Бенкендорфа,!801—1873), по материнской — известные строители железных дорог в России И.И. и К.И. Захаровы.

В самом начале Великой Отечественной войны семья была эвакуирована из Москвы на Урал — в Свердловск, а затем в Сысерть. Здесь осенью 1942-го года, из-за почти круглосуточной занятости родителей на работе, 5-летний Владимир и его 3-летний брат Борис были помещены в Кашинский детдом, где Владимир с помощью некоего 8-летнего Гоги «по буковке за буковкой» изучает алфавит и самостоятельно обучается читать.

Первой прочитанной им книгой были рассказы Аркадия Гайдара с фотографией автора. Каково же было удивление юного читателя, когда выяснилось, что «дядя», изображённый на фотографии, не только ехал с ними в одном вагоне из Москвы до самой Казани, но и с разрешения матери брал Володю в своё купе, рассказывал ему удивительные истории и угощал братьев отменно вкусными «лимонными дольками».

Второй книгой, которую Владимир прочитал в детдоме, были «Сочинения Н.В. Гоголя». По вечерам в тёмной палате Володя чуть не наизусть рассказывал сверстникам необыкновенные и страшные истории из книги Гоголя, чем, очевидно, не только закалял психику ребят, но и прививал им жгучий интерес к самостоятельному чтению русской классики.

Там же, в Кашинском детдоме, состоялась встреча-ссора, а затем и настоящая мальчишеская дружба братьев Соловьёвых с братьями Джимом (вспомним темнокожего малыша в кинофильме «Цирк» с Любовью Орловой) и Томом Паттерсонами, жившими здесь же с матерью В.И. Араловой и бабушкой почти год по чьему-то высокому распоряжению. После возвращения из эвакуации весной 1944-го года семья Соловьёвых вынуждена была переехать из Москвы (здесь их квартира оказалась занятой) в Калугу — «на родину предков», где, заметим, почти за сто лет до этого у калужского губернатора Н.М. Смирнова и его красавицы жены А.О. Смирновой-Россет, воспетой Пушкиным, неоднократно гостил Николай Васильевич Гоголь.

Осенью 1944-го года Владимир поступает в первый класс калужской школы-семилетки № 13, в здании которой некогда жил доблестный «кавказский пленник» имам Шамиль и директором которой был А.Ф. Туликов — двоюродный брат советского композитора Серафима Сергеевича Туликова. Едва научившись писать, Володя выводит каракулями свой первый «живописный», однако пророческий стишок: «У берега растёт тростник, у тростника стоит лесник». Каким зрением он мог увидеть тогда, семилетний, себя через 15 лет — техноруком (лесником) Покровского леспромхоза в Якутии, стоящим в 50-градусный мороз у берега таёжного озера, обнесённого рыжим тростником?

5 апреля 2007 года. Москва, Тверская ул., дом 13. Момент дарения Владимиром Владимировичем Соловьёвым мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову уникального «пушкинского» «Мерседеса», подаренного ему ранее в 1994 году праправнучкой А.С. Пушкина и правнучкой Александра Второго Клотильдой фон Ринтелен, а также дарения мэру идеи проведения в Москве, Калуге и Полотняном Заводе Первого всемирного съезда потомков А.С. Пушкина

В начале 1950-го года Володя, очень любивший музыку, пришёл в Калужский Дворец пионеров, куда его привело не только любопытство и стремление узнать, «как делается музыка», но и желание «делать музыку» самому. Руководитель оркестра народных инструментов, в прошлом участник прославленного оркестра Василия Андреева, Федяй Юрий Георгиевич, отметив музыкальность нового оркестранта и его умение схватывать знания на лету, дал ему возможность освоить и балалайку, и домру, и прочие народные инструменты, имевшиеся в наличии; кроме того, он обучил Володю и других учеников основам гармонии и композиции.

В 1951-м году выпускники школы-семилетки «перекочевали» в среднюю мужскую школу № 5, где был сильнейший в городе коллективов педагогов. Здесь в феврале 1952-го года состоялась первая встреча юного Владимира Соловьёва с новым преподавателем русского языка и литературы Булатом Шалвовичем Окуджавой, с которым в 1985-м году они встретятся вновь.

Окончив школу с серебряной медалью в 1954-м, Владимир Соловьёв поступил в Московский лесотехнический институт на лесоинженерный факультет, где студентам щедро преподавали технические дисциплины и прививали любовь к природе. Будущих «робинзонов» тайги институт готовил и по широкой военной (штурманы ВВС), спортивной и культурной программам. Восприимчивый к ученью и полный азарта студент Соловьёв успевал постигать азы наук, участвовать как музыкант во всех студенческих вечерах и успешно выступать в соревнованиях в качестве боксёра, борца, штангиста и даже акробата, получив право в последнем «амплуа» предстать перед участниками Московского фестиваля молодёжи и студентов 1957-го года.

В сентябре того же года состоялось «боевое крещение» В. Соловьёва как журналиста в калужской молодёжной газете «Молодой ленинец», где за год до этого должность зав. культотделом занимал бывший школьный его учитель Булат Окуджава. Калужане с удовольствием прочитали эмоциональный репортаж Владимира «Мы вместе пели «Катюшу»» — о встрече с американской делегацией на открытии фестиваля. Примечательно, что в том же номере появился полный отчёт о праздновании в Калуге 100-летия со дня рождения гениального калужанина К.Э. Циолковского, с семьёй которого была дружна семья Соловьёвых с начала XX века. Удивительное совпадение! Через полвека В.В. Соловьёв напишет книгу-исследование «Циолковский, Королёв, Гагарин», а заодно и разыщет одного из участников американской делегации 57-го года — Гая Каравэна.

С сентября 1959-го года Владимир Соловьёв — мастер и технорук, а время от времени, по обстоятельствам, и просто рабочий леспромхоза «Кыл-Бастах» близ Покровска, что в 80-ти километрах от Якутска. Он быстро осваивает якутский язык, быстро обучается «настоящей жизни»: в 50-градусный мороз пешком и на коне объезжает большие участки тайги, чтобы отыскать «куранаах маас» — куртины сухостоя, пригодные для заготовки сухих дров — единственного тогда топлива для столицы Якутии. А в выходные дни — желанные сердцу поездки на вечера в Якутский филиал Академии наук, где работали два его новых друга — геологи Геннадий Беляев и Эрик Махновецкий, или же к ним в гости домой. Или к Юрию Георгиевичу Шаферу, мудрому старцу, доброму наставнику (он жил в том же доме), умевшему и в почтенные годы заразительно веселиться и петь. Трое молодых людей ценили его общество. Бывший военный лётчик и фотограф, он показывал сделанные им снимки пленения Паулюса. Выдающийся учёный, лауреат Сталинской премии за создание счётчика космических лучей, Шафер умел удивительно просто рассказывать о самых сложных проблемах науки. Восприняв многое от своего старшего друга, Владимир Соловьёв вновь и вновь стремился через годы попасть в Якутск, чтобы повидаться с ним и сказать сердечные слова благодарности этому высокому человеку.

В якутской тайге, на отдалённом участке леспромхоза, Соловьёв однажды встречается с рабочими — бывшими заключёнными с Колымы и, благодаря их доверительным рассказам, задолго до публикации «Одного дня Ивана Денисовича» узнаёт всю правду о большевистских концлагерях, названных почему-то именем лишь одного злодея.

Март 1998 года. Калуга. Первая встреча с великом русским писателем нобелевским лауреатом Александром Исаевичем Солженицыным. На снимке: Александр Исаевич Солженицын, Владимир Владимирович Соловьев и его супруга Ирина Васильевна Пигарева, советник Представительства Правительства Калужской области при Правительстве РФ

Не будучи членом КПСС, Соловьёв по настоятельному приглашению местного руководства начинает работать, после долгих сомнений в правильности совершённого шага, освобождённым секретарём комитета ВЛКСМ ударно-комсомольской стройки Якутии «Цемзавод» в 20-ти километрах от Покровска.

Сомнения были не напрасными. На стройку, не подготовленную к крайне суровым условиям якутской зимы, был завезён так называемый «оргнабор» — контингент из недавно выпущенных на свободу уголовников. На беду, вскоре начались перебои в снабжении продовольствием. Люди голодали. Уголовники пытались навести свой «порядок». На комсомольском собрании было принято решение направить Соловьёва в Москву для доклада в ЦК ВЛКСМ и ЦК КПСС о положении на стройке. Руководство республики старалось воспрепятствовать его поездке, но он всё-таки с помощью друзей оказался в столице.

Как и следовало ожидать, меры «успокоения» тогда были приняты типично партийные: ударную стройку превратили в место заключения, комсомольцам за проявленную инициативу объявили выговоры, а комсоргу Соловьёву пришлось покинуть не только стройку, но и полюбившуюся ему республику. С тяжёлым сердцем и подорванным здоровьем Владимир Соловьёв в октябре 1961-го снова возвращается в Калугу.

Сменив несколько мест работы, в 1967-м году он попадает в Центральный НИИ тары и упаковки (потом названный ВНИИКИТУ), где с увлечением занимается новой в те времена наукой об организации труда. Но и тут его подстерегала беда. Склонность к сочинению стихов чуть не привела его на скамью подсудимых: один из «бдительных» друзей выпросил у него написанное только что на машинке, в одном экземпляре, ироничное стихотворение о грядущем столетнем юбилее со дня рождения Ленина и немедленно отнёс «крамолу» в КГБ. По настоянию КГБ профсоюз увольняет Соловьёва с работы. Изгоняют его и с последующих двух мест. Это был тяжёлый этап в его судьбе, но он выстоял.

В Соловьёве дремал исследователь прошлого России, и, заделавшись внештатным корреспондентом нескольких газет, он публикует «неполитические» статьи об истории рода Гончаровых и Пушкиных. Статьи были пропущены придирчивой цензурой и сразу привлекли заинтересованное внимание калужской общественности.

В 1970-м году судьба преподносит ему приятный подарок — неожиданный привет из давнего прошлого: в Калугу с группой писателей приезжает уже именитый поэт Джим Паттерсон; на официальном приёме с шампанским друзья детдомовского детства узнают друг друга, и дружба их продолжается долгие годы после этой встречи.

В 1972-м судьба оказалась ещё более щедрой на подарки: друг родителей Соловьёва, генерал Арсений Васильевич Тишков, прибыв в Калугу через много лет, рассказал, что в конце 20-х годов принимал здесь участие в съёмках фильма, но какого — не помнил. А в 1973-м году Владимир Соловьёв, получив дополнительную информацию о фильме (речь шла об одной из последних немых советских кинокомедий — «Крупная неприятность»), разыскал всех живых его участников, в том числе и кинорежиссёра М.С. Каростина, одного из главных героев книги «Переплетённые судьбы...». Удивительная и плодотворная дружба Соловьёва с Каростиным, этой «машиной времени» и «живой историей кино», как называл его В.В., продлится до конца жизни М.С. Каростина (1991).

14 октября 1994 года. Письмо на бланке Букингемского Дворца от личного секретаря Королевы Великобритании сэра Роберта Феллоуса правнуку А.С. Пушкина Григорию Григорьевичу Пушкину в ответ на его письмо Королеве Великобритании Елизавете Второй и Приветственный Гимн Королеве, написанный В.В. Соловьевым и исполненный Творческой Группой «Пушкин», доставленные Владимиром Владимировичем Соловьевым в Букингемский Дворец 13 октября 1994 года. Текст письма: «Дорогой мистер Пушкин, королева была в восхищении от получения Вашего письма в канун ее визита в Россию. Сам по себе визит, конечно, исторический. Однако, получение письма от единственного прямого правнука Пушкина с Приветственным Гимном, сочиненным мистером Соловьевым, сделало ожидание Ее Величеством наступления наступающей недели еще более трепетным...»

В 1974-м году, получив солидную «подзарядку» от Каростина в области истории и теории кинематографа, Соловьёв включается в организационную работу съёмочной группы кинофильма Б.В. Рыцарева «Иван да Марья», снимавшегося в Калуге. Тогда же он знакомится с кинорежиссёром С.И. Ростоцким и помогает ему выбрать место для съёмок запомнившегося зрителям грустного фильма «Белый Бим Чёрное Ухо».

В 1975-м году 38-летнего Соловьёва, в виде исключения, принимают в очную аспирантуру ЦНИИЭП жилища в Москве, в частности, за то, что он, проштудировав на немецком, которым хорошо владел, несколько соответствующих книг, предложил калужскому заводу «Стройдеталь» новые конструкции окон для жилых зданий, экономящие около 60% древесины.

Три года занятий в очной аспирантуре позволили ему не только освоить на высшем уровне новую специальность — «строительные конструкции», но и принять деятельное участие в работе международного отдела института по укреплению контактов с норвежскими специалистами. К сожалению, из-за перегрузки общественной работой и начавшегося заболевания глаз уже написанную диссертацию по проблемам совершенствования конструкций окон для жилых зданий защитить в срок не удалось.

В конце 1978-го года Владимир Соловьёв снова становится калужанином, работает в ряде организаций по специальности, но в начале 1984-го переезжает в город Балабаново, где работает в организациях Минлеспрома СССР, на практике решая проблемы, которым была посвящена его диссертация.

1985-й год стал особым в судьбе В.В. Соловьёва. В марте он познакомился со своей будущей женой, Ириной Васильевной Пигаревой, музыкальным педагогом и певицей, и её родителями — изобретателем и музыкантом Василием Антоновичем Пигаревым и его супругой Татьяной Фёдоровной. Их не обошли сталинские репрессии. Впервые они встретились в 1943-м году, в заключении, в омской культбригаде, созданной «зэком» Вацлавом Яновичем Дворжецким для облегчения участи талантливых узников местного концлагеря. А 27-го марта 1946-го, там же в зоне, у Татьяны и Василия родилась дочурка Ирочка. В конце 1946-го мать с дочерью были освобождены. До отъезда в Москву они жили у Дворжецких, и первый Ирочкин «ухажёр», будущий популярный артист Владислав Дворжецкий, тогда семилетний Владик, меняя ей пелёнки, просил отца: «Пап, давай оставим эту девочку себе, из неё может получиться порядочная сестрёнка!»

В апреле 1985-го года состоялась памятная поездка В.В. Соловьёва из Москвы в Калугу с незаурядным мыслителем и ясновидцем Владимиром Ивановичем Сафоновым и его супругой Риммой Ефимовной, с которыми его связывала дружба. Целью поездки было знакомство Сафонова с потомками Циолковского и поиск дневников его дочери Любови Константиновны, ведшей записи рассказов отца о его встречах и беседах с «высшими существами». Дело в том, что бабушка Соловьёва, Клавдия Григорьевна, была первоклассной калужской портнихой и с начала века обшивала и семью Циолковских. Отсюда многолетняя, переходившая из поколения в поколение, дружба их семей. Особенно близки были Соловьёву внук учёного Алексей Вениаминович Костин и его сестра Мария Вениаминовна Самбурова. Именно от них он знал множество семейных тайн Циолковских, именно они в конце 70-х обратились к нему с просьбой разобраться с судьбой наследия великого А.Л. Чижевского, дружившего с их дедом.

В мае 1985-го года в Балабаново, где работал Соловьёв, приехали представители 26-й Восточно-Сибирской гвардейской дивизии, освобождавшие эти места от фашистов в декабре 41-го. Встреча с ними взволновала Соловьёва, и он написал для гвардейцев слова и музыку песни «Слава ветеранам ратного труда!», ставшей «прототипом» сочинённого им позднее

«Гимна героям-ветеранам ратного труда». А тогда, в 85-м, ветераны войны, растроганные до слёз, благодарили автора за посвящённое им музыкальное произведение.

Известная многим пушкинистам мира «Справка о гениальности», данная В.В. Соловьеву Г.Г. Пушкиным в Москве 7 октября 1995 года перед его поездкой в Европу и выступлением на Пятом международном пушкинском конгрессе в Гамбурге, где она впервые и была представлена собравшимся Президентом Пушкинского общества Германии профессором доктором Рольфом-Дитрихом Рольфом-Дитрихом Кайлем. 9 ноября 1995 года

В ноябре того же года, накануне 125-летия калужской школы № 5, по поручению областного радиокомитета Владимир Владимирович берёт интервью у бывшего выпускника школы, композитора Серафима Сергеевича Туликова, и у бывшего педагога школы, поэта-барда Булата Шалвовича Окуджавы, — двух знаменитостей Калуги. Эти встречи и стали началом их продолжительной дружбы.

В том же месяце судьба Соловьёва пересекается с судьбой Стефана Сергеевича Карпова, который в 1914-м году учился в Калуге в славном «шахмагоновском» реальном училище вместе с Александром Чижевским и считался ближайшим его другом. Немало удивительных рассказов Стефана Сергеевича запечатлела память Соловьёва (они так и просятся на типографские листы, как и многие другие воспоминания и записи В.В. Соловьёва).

В 1985-м году началась его дружба с Анастасией Ивановной Цветаевой и сыном её, Андреем Борисовичем Трухачёвым, личностью незаурядной. Однажды в 1988-м году, в доме творчества писателей в Переделкино, Владимир Владимирович преподнёс Анастасии Ивановне очередной оригинальный подарок: сыграл для неё, знавшей толк в классической музыке, отрывок из Аллегретто 7-й симфонии Бетховена — на балалайке в своём переложении.

Анастасия Ивановна была поражена: «Я никогда не думала, что Бетховена можно играть на русской балалайке! Удивительно! Но ведь для этого надо быть не только исполнителем, но и самому — композитором! Иначе будет пародия!»

С детских лет музыка сопровождала Володю Соловьёва: трёхлетним ребёнком он нередко нянчил своего младшего брата Бориса, и они вместе, картавя, распевали популярные тогда довоенные песни под патефон.

Детский хор в детдоме, игра в оркестре калужского Дворца пионеров, самостоятельное овладение семиструнной и шестиструнной гитарами, написание собственной теории гармонии на основе квинто-квартового круга, ведение струнных кружков в Москве и в Якутии — всё это были ступеньки к его музыкальному творчеству.

Ещё учась в институте, он стал сочинять стихи и музыку, но обычно не записывал их. Свою «Старую резиновую обувь собираю!» — песню работника Утильсырья — он услышал через многие годы от профессора Н.В. Румянцева, потомка старинного русского рода. «Ах, поручик!» — этот шутливый городской романс Соловьёва на стихи друзей Игоря Галанина и Григория Серебряного был весьма популярен в 60-е годы среди вузовцев.

30 ноября 1996 года на квартире Д.С. Лихачева в Санкт-Петербурге. Владимир Владимирович Соловьев поздравил Дмитрия Сергеевича Лихачева от себя и от имени Григория Григорьевича Пушкина с его 90-летием со дня рождения

На телевидении музыка Соловьёва впервые прозвучала по второй программе в июне 1968-го года, в передаче о Московском лесотехническом институте — «Здравствуйте, давайте познакомимся!», которую вели Светлана Жильцова и Александр Масляков. Соловьёвскую «Песенку выпускников лесоинженерного факультета» с задором исполнили бывшие питомцы вуза.

В 1974-м году в городе Зуле (ГДР) участники так называемого «Поезда дружбы» каждую встречу открывали исполнением песни «Калуга-Зуль», тоже написанной Соловьёвым. Именно за эту песню по трудовому соглашению с Калужской филармонией он получил свой первый «профессиональный» гонорар как «автор текста и композитор».

Важную роль в развитии музыкального творчества Соловьёва сыграло благожелательное отношение к В.В. выдающегося композитора Николая Петровича Ракова после их знакомства в марте 1983-го года. Калужский радиокомитет попросил общественного корреспондента областной газеты Соловьёва провести радиоинтервью с композитором-калужанином, 75-летний юбилей которого широко отмечался тогда. В ходе общения журналиста и гостя выяснилось, что у собеседников пол-Калуги общих знакомых и даже нянька в доме Раковых теперь, спустя годы, оказалась помощницей Тамары Павловны Соловьёвой в домашних делах. Как водится, земляки отметили знакомство тостом, беседа стала раскованной, непосредственной, и первое интервью Соловьёва на калужском радио оказалось лучшей передачей недели.

Дальнейшие встречи с Н.П. Раковым носили характер педагогический: Николай Петрович строго критиковал шутливые поделки самодеятельного композитора, настраивал на серьёзное изучение теории музыки и давал ценнейшие советы. Эти «живые лекции» профессора Московской государственной консерватории принесли свои плоды в дальнейшем.

Бесценны были наставления и другого земляка — популярнейшего композитора Серафима Сергеевича Туликова: «Музыка Ваша должна быть привлекательной, неожиданной, броской, свободной! Я уверен, у Вас всё будет получаться!».

Но вскоре с Владимиром Соловьёвым случилась беда: в 1987—1988 гг., после ряда операций из-за отслоения сетчатки, он перестаёт видеть одним глазом и еле спасает другой, поражённый катарактой и глаукомой. Для него и его супруги Ирины Пигаревой это была тяжёлая трагедия: через год после свадьбы — инвалидность мужа по зрению второй группы, непрерывные головные боли, невозможность работать.

Поддержка жены и верных друзей позволили Соловьёву преодолеть болезнь. С помощью луп, подаренных А.И. Цветаевой, удалось делать переводы технических текстов с немецкого и печатать их на пишущей машинке для германской фирмы «Бизон».

15 декабря 1996 года, Москва, на квартире Г.Г. Пушкина. На снимке слева направо: правнук А.С. Пушкина Григорий Григорьевич Пушкин, солист театра «Геликон» и Творческой группы «Пушкин» Герман Васильевич Апайкин в гриме А.С. Пушкина и руководитель Творческой Группы «Пушкин», композитор и историк Владимир Владимирович Соловьев

Превозмогая недуг, Соловьёв старался вести «почти зрячий», деятельный образ жизни. Судьба помогала ему. В 1988-м году, неожиданно для себя, он становится участником знаменательного события — открытия Поместного собора Русской Православной церкви, посвящённого 1000-летию крещения Руси. В июле 1989-го в качестве корреспондента калужского радио он попадает на заседания Межрегиональной группы депутатов, где знакомится с Б.Н. Ельциным. Из беседы выяснилось, что они, возможно, встречались в начале сороковых в Сысерти. Последовала просьба от команды Ельцина к «другу детства» подыскать под Москвой домик для работы Бориса Николаевича над книгой. Через день вместе с Наиной Иосифовной и будущим пресс-секретарем Ельцина Валентиной Алексеевной Ланцевой Соловьёв и его супруга осматривают дачу В.С. Исаевой в Переделкино, на которой за год до этого Владимир Владимирович, при содействии А.И. Цветаевой, поправлял своё здоровье после пяти перенесенных офтальмологических операций. Дача понравилась Наине Иосифовне, но воспользоваться ею Ельциным так и не удалось — поменялись планы и политическая обстановка. Зато осталась на многие годы дружба семьи В.В. Соловьёва с Наиной Иосифовной, обаятельной, талантливой и умной женщиной, и её близкими.

А в 1990-м году Гердт Гретен, президент немецкой фирмы «Грекон» (брат президента упомянутой выше фирмы «Бизон»), приглашает Владимира Соловьёва с супругой посетить Западную тогда ещё Германию. Три недели поездок по Германии на скоростных поездах с подаренной видеокамерой, встречи с друзьями в Альфельде и Ганновере, с далёкими родственниками по линии Бенкендорфов в Кёльне, наконец, достопамятные встречи в Мюнхене и других немецких, менее известных, городах произвели на него ошеломляющее впечатление и вызвали прилив новых сил.

К неожиданному результату привели «гончаровские» поиски Соловьёва. Из США приехал Николай Трофимович Гончаров, на встречу с которым 16-го января 1990-го года в московскую гостиницу «Националь» собралась многочисленная гончаровская родня. Эту сердечную встречу подготовил, конечно же, Владимир Владимирович, и Николай Трофимович, тронутый его заботами, попросил В.В. стать помощником и по связям с роднёй, и по делам ИМКИ (YMCA — Ассоциация молодых христиан), которую Гончаров представлял. Завязались, как говорится, тёплые дружеские отношения.

Возглавляемая Николаем Гончаровым делегация ИМКИ от 10 южных штатов Америки прибыла в Москву в июне следующего, 91-го, года. В составе делегации был некто Скотт Сейдел, один из крупных предпринимателей и общественных деятелей США. Соловьёв организовал встречу делегации со Святейшим Патриархом Алексием Вторым, а у себя на квартире — с Наиной Иосифовной Ельциной, которая в то время была уже супругой первого Президента России. Эта домашняя встреча настолько поразила американцев, что они сразу

же предложили Соловьёву возглавить региональное московское отделение ИМКИ, а осенью обратились к нему с приглашением посетить США и ознакомиться с работой ИМКИ на её родной земле. Незадолго до поездки в США Соловьёв и сам побывал в гостях у Святейшего Патриарха, получив от него несколько важных советов и напутствий.

Драматические события августа 91-го года в России, связанные с путчем, не обошли стороной и В.В. Соловьёва. Именно на его факс из Архангельского пришла первая страница обращения Ельцина «К гражданам России» (дальнейшая передача по факсу была прервана КГБ), а через несколько дней на этой странице торжественно поставят свои автографы Наина Иосифовна и её дочери Елена и Татьяна.

Месячная поездка по США в октябре—ноябре 1991-го года осталась ярчайшим событием в судьбе Соловьёва. Нью-Йорк, Атланта, Тампа, Клируотер, Санкт-Питерсбург, Орландо, Шарлотт — вот неполный список городов, которые посетил Владимир Владимирович. В этом «вояже» ему помогли новые друзья из ИМКИ: Яна и Николай Гончаровы, Джо Вуттэн, Фрэн и Адриан Моуди, Хелин и Фрэд Ханна и, конечно, спонсор поездки, текстильный магнат из Атланты Скотт Сейдел, упомянутый ранее. Соловьёв тоже не остался в долгу перед друзьями.

По их просьбе он привёз в Америку свою концертную балалайку, изготовленную в 1990-м году высококлассным мастером В.Д. Родиным — по просьбе виртуоза балалаечника Павла Ивановича Нечипоренко, друга семьи Пигаревых. «Русско-американский дуэт» балалайки и гитары в исполнении Владимира Соловьёва и Джо Вуттена вызвал неподдельный восторг участников международной конференции YMCA в Атланте.

Гости в Квартире Г.Г. Пушкина

В Санкт-Питерсбурге и Клируотере к Соловьёву обратились потомки русских эмигрантов с просьбой возобновить деятельность русского оркестра народных инструментов, который когда-то был там создан. Несколько репетиций с оставшимися музыкантами прежнего оркестра — и в Сити Холл Клируотера прозвучали русские мелодии «Светит месяц», «Коробейники», «Среди долины ровныя»...Разумеется, успех был ошеломляющим! Возрождённый оркестр русских народных инструментов и ныне даёт концерты в залах Санкт-Питерсбурга.

Немецкий язык для Соловьёва давно стал почти родным, английский же он самостоятельно изучал незадолго до поездки в Америку. Здесь, в США, с помощью плеера и нескольких аудиокассет он днём и ночью учил «американский» английский и слушал музыку в стиле кантри. Уже через две недели после начала визита В.В. вполне сносно общался с американцами, а в конце пребывания во Флориде даже выступал в течение семи минут на английском языке на канале «44» с рассказом о событиях в Москве в августе 91-го.

Тот поворотный в истории России год завершился поездкой Соловьёва в Германию, где по просьбе Наины Ельциной и Комиссии по гуманитарной и технической помощи при Президенте РСФСР (Президентом РФ Ельцин станет только в декабре 91-го года) он занимался активизацией гуманитарной помощи для малообеспеченных граждан России, к коим как инвалид принадлежал и сам. Вернувшись в начале марта 92-го в Москву, Соловьёв, по его признанию, попал совсем в иную страну по сравнению с той, что покинул полгода назад.

Перегрузки в германской поездке и новые переживания не могли не сказаться на его самочувствии, и он попадает на лечение в ЦКБ. Но даже пребывание в «кремлёвке» Соловьёв рассматривал как очередной дар судьбы: здесь случились нежданные встречи с Галиной Сергеевной Улановой, Петром Петровичем Глебовым, с бывшим военным прокурором Савелием Григорьевичем Новиковым — другом прославленного лётчика-истребителя И.Н. Кожедуба...

Ещё в 1977-м году Соловьёв познакомился с Григорием Григорьевичем Пушкиным, единственным прямым правнуком великого русского поэта. Тот приехал в Калугу от общества «Знание» прочитать лекцию о потомках поэта. Устроители решили было совместить с его выступлением доклад-исследование Соловьёва «Пушкин, Гончаровы, Полотняный Завод». Но вдруг ответственным лицам показалось, что труд В.В. на историческую тему не полностью соответствует требованиям идеологической линии КПСС: в исследовании почти ничего не сказано о роли рабочего класса в истории Полотняного Завода. По этой «веской» причине выступление Соловьёва было отменено. Возможно, так посоветовали памятливые кагэбисты. Григорий Григорьевич утешал расстроенного Соловьёва: «Не горюй, Владимирыч, мы ещё с тобой повыступаем!». Сказал — как в воду глядел.

В 1993-м году Г.Г. Пушкин на заседании комиссии по Пушкинским праздникам познакомил Соловьёва и его супругу Ирину Васильевну с Олегом Георгиевичем Батуриным, великолепным певцом-тенором, племянником знаменитого баса А.С. Батурина. Оказалось, что Ирина Васильевна и Олег Георгиевич поют один и тот же репертуар, что и было продемонстрировано на первом же концерте будущей Творческой Группы «Пушкин», где вокалистам аккомпанировала дочь О.Г. Батурина — Татьяна.

К несчастью, 11 сентября того же года Олег Георгиевич, выступая в Российском Фонде культуры перед делегацией Пушкинского общества Германии, был сражён инсультом и через два дня, не приходя в сознание, скончался. Тем не менее, Творческая Группа «Пушкин», Почётным президентом которой стал Григорий Пушкин, правнук А.С. Пушкина, а руководителем и штатным композитором — Владимир Соловьёв, праправнук А.И. Бенкендорфа (двоюродного брата того самого А.Х. Бенкендорфа), вскоре возобновила свою деятельность. Какие невероятные «переплетения» судеб!

Июль 2002 года, Голицино под Калугой. Руководитель и ведущий «Клуба путешественников» Юрий Александрович Сенкевич и его полномочный представитель Владимир Владимирович Соловьев в гостях у губернатора Калужской области Анатолия Дмитриевича Артамонова

25-го ноября 1993-го года в Геттингене, на открытии 4-го международного Пушкинского симпозиума, в исполнении Группы, горячо одобренные публикой, прозвучали музыкальные произведения Соловьёва на стихи Пушкина («Пора, мой друг, пора...», «Телега жизни» и др.) и Державина (ода «Бог» и «Река времён»). Участники симпозиума получили переводы текстов на немецкий язык, выполненные президентом Пушкинского общества Германии, бывшим личным переводчиком канцлера Конрада Аденауэра на переговорах в Москве в 1955-м году, профессором, доктором Рольфом-Дитрихом Кайлем. Аккомпанировал Соловьёву и Пигаревой близкий родственник Гончаровых, бывший ученик Е. Гнесиной Юрий Шлиппе, проживающий под Мюнхеном. На закрытие симпозиума приехал из Москвы и Григорий Пушкин, встреченный овациями.

А 19-го декабря в Колонном зале столицы состоялось чествование правнука Пушкина по поводу его 80-летнего юбилея. Собрались представители близких родов, видные российские деятели культуры и искусства. Вели торжество Соловьёв и Пигарева. В концерте, наряду с произведениями русской классики, прозвучали и сочинения ведущего. Как раз к этому юбилею в Творческую Группу «Пушкин» влились новые таланты: тенор Владимир Бака, баритон Андрей Батуркин и лауреат международных конкурсов концертмейстер Лилия Неведомская.

Группа продолжила череду выступлений: в феврале — в Санкт-Петербурге, в Музее-квартире Пушкина на Мойке и ещё в Пушкинском Доме — специально для Д.С. Лихачёва, затем в Лицее и в Доме Набокова; в марте — в Москве, в Госдуме и Администрации Президента; в мае — на Полотняном Заводе и в Калуге; в июне — в Чехове и в Академии Генерального штаба ВС РФ; в июле — снова в Санкт-Петербурге в усадьбе Державина на открытии памятника старейшине поэтов работы Марии Литовченко, супруги известного скульптора-академика Михаила Константиновича Аникушина. Здесь впервые прозвучал весь «Державинский цикл» Соловьёва. В том же июле была сделана первая радиозапись произведений Соловьёва на стихи Пушкина и Державина в исполнении Группы.

В качестве оригинального «посланника», сродни Д'Артаньяну, Соловьёв за неделю до визита королевы Великобритании в Россию в октябре 1994-го года летит в Лондон с «особыми поручениями»: с письмами Г.Г. Пушкина к его родственницам, прапраправнучкам А.С. Пушкина — герцогине Аберкорнской Александре и её сестре, герцогине Вестминстерской Натали, а главное — с письмом Григория Григорьевича к самой королеве Елизавете Второй, их дальней свойственной родственнице, которую Г.Г. Пушкин стал величать Елизаветой Георгиевной, — с просьбой увидеться с ним во время её краткого пребывания в Москве.

Не без помощи родственницы Соловьёва по линии Бенкендорфов — «тёти Наташи», Натальи Константиновны Брук, урождённой графини Бенкендорф, — «посланник» был принят в Букингемском Дворце личным секретарём королевы, сэром Робертом Феллоусом. В.В. вручил ему письмо правнука Пушкина королеве, а вместе с ним и собственный подарок — «Приветственный Гимн королеве Великобритании»: ноты, текст и аудиозапись в исполнении Творческой Группы «Пушкин». Как стало известно потом, аудиокассета с записью концерта Группы и «Гимна» была прослушана королевой, одобрена и направлена в МИД Великобритании в качестве пособия для изучения русского языка специалистами, направляемыми на работу в Россию. А по факсу и по почте в Москву полетело письмо сэра Роберта Феллоуса, сообщавшего, что «королева была в восхищении от письма единственного правнука Пушкина, да ещё в сопровождении «Приветственного Гимна» мистера Соловьёва» и что встреча Пушкина и королевы в Москве обязательно состоится. Однако из-за болезни Григория Григорьевича она так и не состоялась.

17-го ноября того же года Д.С. Лихачёв пригласил Пушкина и Соловьёва на встречу Б.Н. Ельцина в Кремле с творческой интеллигенцией, но Г. Пушкин не пошёл из-за недуга, и Соловьёву пришлось выступать во время обеда в Грановитой Палате и за себя, и за него — на тему о грядущем 200-летии со дня рождения Александра Сергеевича.

В октябре 1995-го года Григорий Григорьевич полусерьёзно-полушутя написал для своего друга и помощника «справку», ставшую уникальным «документом»: «Настоящая дана моему личному представителю, композитору и историку Владимиру Владимировичу Соловьёву, в том, что я, Григорий Григорьевич Пушкин, правнук А.С. Пушкина, считаю его гениальным. В чём и подписываюсь. 7 октября 1995-го года, Москва». «Справка о гениальности» была оглашена профессором Кайлем на открытии 5-го Международного Пушкинского симпозиума в Гамбурге, где вызвала не только взрыв веселья, но и стала побудительной причиной «прошения» профессора Эткинда о выдаче ему такой же справки. Однако больше «справок о гениальности» Г.Г. Пушкин никому не выдавал, и эта осталась «единственной и неповторимой».

Именно Г.Г. Пушкин уговорил Соловьёва принять участие в выборах Президента России в 1996-м году. Инициативной группой избирателей выступила Краснопресненская «первичка» Всероссийского общества слепых (ВОС), в которую входил Владимир Владимирович, а список избирателей возглавил сам Г.Г. Пушкин. ЦИК официально зарегистрировал Соловьёва в качестве претендента на пост главы государства. Конечно, во многом это была чисто «пушкинская» шутка: необходимыми финансами претендент не располагал. По кое-что важное для «пушкинских дел» он успел в тот период совершить, в частности, смог привлечь в качестве спонсора для оказания помощи Пушкинскому Дому известного предпринимателя В.А. Брынцалова.

В.В. Соловьёв с бароном Эдуардом Александровичем Фальц-Фейном, меценатом (Княжество Лихтенштейн)

Положение «претендента» обязывало Соловьёва написать новую объединительную идеологию России и новый гимн её. Так родился первый вариант гимна «Да здравствует Родина наша — Россия!». «Сейте разумное, доброе, вечное! Время расцвета России грядет!» — таков оптимистический призыв автора к россиянам. Уверенность в великом будущем России и её народа заключена в словах: «Какие б ни выпали нам испытанья, мы выдержим всё и подымемся вновь! Бог помощь даёт нам в трудах созиданья, даёт Он нам веру, надежду, любовь!» Мнение Туликова и некоторых других композиторов было таково, что со временем это произведение В.В. Соловьёва может действительно стать гимном России.

В 1996-м году в Творческую Группу «Пушкин» вошёл отличный тенор, внешне похожий на А.С. Пушкина, Герман Апайкин, блестяще исполнивший «Пушкинский цикл» Соловьёва в Калуге — на концерте в честь избранного губернатора области Сударенкова В.В. А через день после концерта Соловьёву позвонил Георгий Васильевич Свиридов и шутя стал выговаривать ему, что он, дескать, переманивает его певца Германа Апайкина. «На самом деле я благодарю Вас за то, что Вы поддержали Геру! Я уже два года стараюсь помочь ему, чем могу. Он рассказал мне про Ваш «Пушкинский цикл» и про то, что Вы уже познакомили его с Григорием Григорьевичем Пушкиным. Напел мне кое-что из цикла, и мне это очень понравилось. Удивительно, что мы с Вами не «пересеклись» ни на одном произведении Пушкина! А вот с Григорием Григорьевичем мне очень хотелось бы познакомиться. Помогите!» В течение нескольких месяцев Соловьёв пытался устроить это свиданье, но хворал то один, то другой, и встретиться им было не суждено.

17-го октября 1997-го года правнука Пушкина не стало. За месяц до смерти Григорий Григорьевич отправил письмо в Министерство культуры России с просьбой о включении в состав Государственной Пушкинской юбилейной комиссии своего представителя В.В. Соловьёва, что и было сделано. По итогам деятельности в подготовке и проведении пушкинского юбилея Соловьёв был удостоен Золотой Пушкинской медали творческих союзов России.

Не давала ему покоя и страсть к техническим усовершенствованиям. Он автор множества запатентованных изобретений, например, «вечных календарей», позволяющих за секунды совершить «путешествие» во времена Христа или на полторы тысячи лет в будущее; универсального портативного тренажёра; комплекса разделителей пересекающихся транспортных и пешеходных потоков, ликвидирующих дорожные пробки; проекта использования старых самолётов в качестве транспортного речного средства в любое время года...

Но зрение единственного глаза катастрофически падало. Офтальмологи не давали положительного прогноза. И лишь замечательный глазной хирург М.Е. Коновалов после тщательных обследований в марте 2003-го года решил провести радикальную операцию. Успех превзошёл все ожидания! Уже на другой день после операции В.В. Соловьев видел на 60%, а после курса дополнительного лечения в 2003—2005 гг. ему выдали справку на право вождения автомобиля. Ну, разве не чудо?

Начался новый этап творчества: Соловьёв пишет новые музыкальные произведения, продолжает изобретать как инженер, завершает исследования истории родов Гончаровых, Пушкиных, Бенкендорфов, создаёт идеологию универсального познания и совершенствования человеческой личности и окружающего мира.

Но «пепел Клааса» вновь застучал в его сердце. Ведь одним из «университетов», который «окончил» Владимир Владимирович (и об этом уже упоминалось), была его долговечная дружба с настоящей «машиной времени» и «живой историей кино» — режиссёром Михаилом Степановичем Каростиным, до него дружившим с С.М. Эйзенштейном, А.Д. Поповым, В.Б. Шкловским, С.А. Ермолинским, М.М. Зощенко, наконец, с М.А. Булгаковым. Каростин оказался человеком сложной, но вместе с тем завидной творческой судьбы. И Соловьёв не мог не написать исследование о том, как была выпущена в свет немая кинокомедия «Крупная неприятность» — в память о своём замечательном старшем друге («Киноведческие записки» № 76). Благодаря всё той же дружбе Соловьёв не смог не создать в год 200-летия со дня рождения великого Гоголя и эту предлагаемую читателю книгу, чем-то похожую на исторический «детектив», где главные герои, Булгаков и Каростин, вместе создававшие киносценарий «Ревизора», пережили нешуточные потрясения, будучи заподозренными в антисоветской направленности своего дорогого «детища».

Хочется пожелать Владимиру Владимировичу издать всё лучшее из того, что накоплено в его домашнем архиве и необъятных кладовых его феноменальной памяти.

Он обещает исполнить это пожелание.