Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

Заключение

Конечно же, «Искра» отражала события в России своего периода, но близкий гоголевскому язык статей, помещённых в ней, гоголевский стиль карикатур, особенно в исполнении Н.А. Степанова, — налицо.

Так что с самой юности Михаил Булгаков впитывал в себя не только произведения его великого учителя и кумира Николая Васильевича Гоголя, но и публикации «Искры» — как посмертное его продолжение.

Но как мог попасть журнал в семью Булгаковых?

Напомним общеизвестное. Булгаков родился 3-го мая 1891-го года в Киеве, на 30 лет позже рождения доставшейся ему, скорее всего от отца и деда, подшивки журнала «Искра». То, что подшивка принадлежала Михаилу Афанасьевичу, — сомнений из-за его автографа нет. Хорошо бы ещё найти неоспоримое подтверждение принадлежности этой подшивки семье Булгаковых. Но это уже — новое исследование!

Вернёмся к вышеизложенному. Сравнивая жизненные пути Гоголя и Каростина, мы убеждаемся в наличии некоторых интересных аналогий и отличий: Каростин, как и Гоголь, с детства был увлечен театром, но, в отличие от Гоголя, всё же стал профессиональным актёром; после «Ревизора» Гоголь испытал несправедливые нападки реакционных сил общества; Каростин, едва начав снимать «Ревизора» по собственному сценарию с добавками Булгакова, попал под «машину репрессий» и чудом уцелел.

Булгаков же, взращённый на Гоголе и последующей русской сатире хранящей традиции Гоголя, попал под «машину репрессий» гораздо раньше его прикосновения к «Ревизору», ещё в 20-е годы прошлого столетия. Травля была настолько жестокой, что он вынужден был просить тирана отпустить его за границу, чтобы выжить. Его оставили — для дальнейшей травли в Союзе ССР. Вспомним здесь, что Николай Первый не только поддержал творчество Гоголя, но и дал ему возможность уехать за границу, обеспечив его солидной стипендией.

Была ли встреча Булгакова и Каростина с «Ревизором» Гоголя предопределённой? Несомненно! Самой их судьбой она была предуготована им.

И встреча их породила то, что должно было случиться: с одной стороны, сотрясение, хоть и скрытое от общественности, порочной системы новым «Кино-Ревизором», с другой — создание почвы для рождения новых «Ревизоров» в кино в будущем. А еще — создание этой книги для Вас, дорогой Читатель, для новых Ваших размышлений над вечными вопросами: «Кто во всём, что происходит, виноват?» и, разумеется, «Что делать?»

На первый вопрос следовало бы ответить: «Мы сами!»

На второй — могу посоветовать: читая чаще Гоголя, Булгакова, размышляя об их судьбе и судьбе Каростина, создавшего своего «Кино-Ревизора», отчётливей представлять себе тот факт, что рядом с нами всегда есть силы зла и преодолеть их можно, лишь выполняя известное напутствие Иисуса Христа, изложенное современным языком: «Итак, познавайте и совершенствуйте себя и окружающий мир, как это делает Отец наш Небесный, триедино: нравственно-духовно, физически и интеллектуально!»

Не могу удержаться, чтобы не привести здесь строфу из нового гимна России, музыку и слова которого я написал ещё в 1996 году (когда был, по предложению Г.Г. Пушкина, правнука великого поэта, претендентом на пост Президента России), и который был высоко оценён моим старшим другом, известным композитором Серафимом Сергеевичем Туликовым, назвавшим моё произведение «настоящей гимнической музыкой» и предсказавшим ему роль будущего Гимна России:

Какие б ни выпали нам испытанья,
Мы выдержим всё и подымемся вновь!
Бог помощь даёт нам в трудах созиданья,
Даёт он нам веру, надежду, любовь!
Наше Отечество славой увенчано!
Счастье в труде наш народ обретёт!
Сейте разумное, доброе, вечное —
Время расцвета России грядёт!

Именно разумное, доброе, вечное и сеяли герои этой книги: Николай Васильевич Гоголь (1809—1852), Михаил Афанасьевич Булгаков (1891—1940), Михаил Степанович Каростин (1895—1991). Именно к этому они призывают ныне и нас с вами.