Вернуться к В.В. Соловьев. Переплетённые судьбы и «Ревизоры» Гоголя, Булгакова и Каростина

19. Ему Булгаков отдаёт приоритет

Между тем в Москве, в отсутствие Каростина, Булгаков, ознакомившись со сценарием подробнее, приходит к выводу, что если и нужны какие-либо доработки, то они весьма незначительны по объёму. Поэтому к «Чрезвычайному происшествию» он возвращается время от времени, главным образом тогда, когда М.С. Каростин приезжает в Москву. Между тем в дневнике жены писателя появляется запись: «Я чувствую, насколько вне Миши работа над «Ревизором», как он мучается с этим. Работа над чужими мыслями из-за денег?» Но финансовый аспект отношений с М.С. Каростиным не был главным для М.А. Булгакова. Писатель понял, что, несмотря на его собственный переход на второй план и выдвижение Каростина на роль главного создателя фильма, он остаётся в истории сосоздателем первой киноэкранизации гоголевского «Ревизора».

5-го марта 1935-го года Булгаков отправляет в Киев письмо: «Убедившись в процессе моей работы над сценарием «Ревизора» по Гоголю, что работа режиссёра М.С. Каростина выходит за пределы чисто режиссёрской области, а становится работой авторского порядка, нужной для создания высококачественной сатирической комедии, я прошу в договор в качестве моего соавтора ввести Михаила Степановича Каростина с тем, чтобы авторский гонорар, следуемый мне по договору, был разделён мною с Каростиным пополам».

В апреле 1935-го года по просьбе Булгакова договор перезаключается и дополняется соглашением, по которому авторский гонорар разделяется «в соответствии с размерами произведённой работы каждым из авторов следующим образом: Михаил Каростин получает 75 процентов, Михаил Булгаков получает 25 процентов».

10-го апреля 1935-го года Каростин, в очередной раз вернувшись из Киева в Москву, сообщил Елене Сергеевне Булгаковой, что сценарий наконец-то утверждён и принят к производству.