Вернуться к С.В. Маслечкина. Передача экспрессивности в произведениях М.А. Булгакова и Э.М. Ремарка

3.3. Функции повторов

Говоря о повторе, необходимо сказать и о его функциях. В зависимости от синтактико-композиционной организации произведения выделяют структурную и эстетическую функции повтора. В зависимости от передачи повтором значения выделяют семантическую функцию, с точки зрения интерпретации текста — прагматическую функцию, в зависимости познания и восприятия выделяют когнитивную функцию повтора.

Ведущая функция повтора — стилистическая. Данная функция выделяет произведение автора из ряда других и индивидуализирует его. Стилистическая функция вбирает в себя изобразительно-выразительную, информационную, гармонизирующую, информативную, экспрессивную, композиционную и ряд других функций. Особенность повтора как стилистического приема — усиление, закрепление высказывания в сознании читателя к его эмоциям, чувствам, настроению.

Повторы акцентируют внимание на эмоциональной стороне высказывания, на экспрессивности содержания, передают новую информацию.

Повтор — это стилистическое средство, специфика которого заключается в неоднократном повторении единиц определенного уровня или сразу нескольких уровней с целью усиления экспрессивности текста.

Первоначально повтор возник как риторический прием, но он нашел свое место в литературе. Основная стилистическая функция повтора — это усиление экспрессивно-эмоционального воздействия на читателя. В нашей работе мы будем рассматривать повтор с точки зрения категории экспрессивности. Мы рассмотрим те виды повтора, которые характерны для передачи эмоционального состояния, а именно речь пойдет об анафоре, эпифоре, хиазме и параллелизме.

В следующих параграфах нашей работы мы рассмотрим такие виды повтора как аллитерацию (фонетический уровень языка) и анафору, нарастание, подхват, симплоку и эпифору (синтаксический уровень языка). Так как данные виды повтора являются стилистическими средствами выражения экспрессивности в художественном тексте.