Вернуться к П.П. Глоба, Б.С. Романов. Оккультный Булгаков

Вальпургиева ночь 28 апреля 1926 года

Когда же сатана посетил Москву и проверил, как там идут дела? Это произошло со среды 28 апреля по воскресенье 2 мая 1926 года!

Все биографы и мемуаристы уверенно сходятся в том, что основной замысел романа уже сложился у Булгакова к 1928 году. А основной замысел именно в том и состоит, что дьявол гостил несколько дней в нашей столице. М. Булгаков продолжал писать роман до самой смерти, и все, что угодно мог изменить и добавить, кроме этого основополагающего факта. Следовательно, не позднее весны 1928 года визит сатаны уже состоялся. Из всей обстановки очевидно, что это было не ранее 1923 года. А какой был месяц? Судя по погоде — конец апреля и весь май. Раньше не бывает в Москве такой погоды. А июнь не может быть, т. к. слово «весна» повторяется многократно, а вот лето не упоминается ни разу, даже, как приближающееся1. Сам Михаил Афанасьевич дважды сообщает читателю, что стоял май. Однако, поверим ему лишь отчасти. Тем более, М. Булгаков, как в этом романе, так и в других произведениях, нередко камуфлирует истинную картину.

Рассуждать на тему уточнения времени действия романа можно много и плодотворно. Можно скрупулезно анализировать бытовые подробности московской жизни, политические, экономические, культурные и топонимические признаки. Выводы могут получиться весьма интересными и поучительными, но все указания на точную дату будут лишь косвенными.

Однако есть два фактора, которые решают вопрос однозначно. А именно:

1. Время действия — СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ.

2. С пятницы на субботу была ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ.

Мне представляется, что если кому-то из подлинных почитателей романа это не было известно ранее, то сейчас они поверят в это без нижеприводимых объяснений — настолько все очевидно. А остальным скажем, что, во-первых, между событиями романа в Москве времен раннего построения социализма и событиями в Ершалаиме времен Тиверия-кесаря существует безусловная и однозначная связь, о которой, однако, прямо нигде в романе не говорится. Но зато настойчиво многократно говорится о весеннем ПОЛНОЛУНИИ. Например, в первой сцене романа после рассказа профессора о Понтии Пилате — «небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна, но еще не золотая, а белая». Также в последней главе, когда главные герои на волшебных конях уносились прочь от Москвы — «навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна».

А что же такое весеннее полнолуние, как не великий праздник Пасхи Христовой?

По постановлению Вселенского Никейского собора православная Пасха празднуется после пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после него. Поэтому Пасха празднуется в один из 35 дней в промежутке от 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

Приведем перечень интересующих нас полнолуний и Пасхалию за эти годы:

1923 год. Полнолуние 30 апреля, Пасха 8 апреля.

1924 год. Полнолуние 19 апреля, Пасха 27 апреля.

1925 год. Полнолуние 9 апреля, Пасха 19 апреля.

1926 год. Полнолуние 28 апреля, Пасха 2 мая.

1927 год. Полнолуние 17 апреля, Пасха 24 апреля.

1928 год. Полнолуние 5 апреля. Пасха 15 апреля.

Уже из этого списка ясно, что подходит нам только 1926 год. А как вам понравится следующая констатация? «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат». Очевидно, что речь идет не просто о дне недели (кому это интересно?), а о Воскресении Христовом, когда прощаются все грехи наши.

И еще цитата из эпилога: «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с небольшим. Рыжеватый, зеленоглазый, скромно одетый человек. Это сотрудник Института истории и философии, профессор Иван Николаевич Понырев». Почему полнолуние названо праздничным? Я буду весьма признателен, если мне предоставят другое объяснение, кроме того, что это канун Пасхи.

Теперь о Вальпургиевой ночи. В средневековой мифологии это ночь с 30 апреля на 1 мая (День святой Вальпургии), время ежегодного шабаша ведьм, которые слетались верхом на помеле, козле или свинье на гору Броккен в Гарце и собирались с другой нечистью вокруг сатаны. Подробности смотри в «Фаусте».

Вернемся в Москву в пятницу, в тот день, когда Маргарита получила от Азазелло приглашение вечером посетить Воланда. Последний проживал в десяти минутах ходьбы от особняка Маргариты. И как же Маргарита (а вслед за ней и Наташа) преодолевает этот нехитрый путь? «— Пора! Вылетайте, — заговорил Азазелло в трубке... — полетайте над городом, чтобы попривыкнуть, и затем на юг, вон из города, и прямо на реку. Вас ждут!» После этого Маргарита верхом на помеле (половой щетке) и Наташа на свинье (борове Николае Ивановиче) с чудовищной скоростью пустились в полет. «...далеко внизу, в земной черноте, вспыхнуло новое озеро электрического света и подвалилось под ноги летящей, но оно тут же завертелось винтом и провалилось в землю. Еще несколько секунд — такое же точно явление.

— Города! Города! — прокричала Маргарита.

После этого раза два или три она видела под собою тускло отсвечивающие какие-то сабли, лежащие в открытых черных футлярах, и сообразила, что это реки.

Поворачивая голову вверх и влево, летящая любовалась тем, что луна несется над нею, как сумасшедшая, обратно в Москву и в то же время странным образом стоит на месте, так, что отчетливо виден на ней какой-то загадочный, темный — не то дракон, не то конек-горбунок, острой мордой обращенный к покинутому городу».

«Маргарита чувствовала близость воды и догадывалась, что цель близка. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву. ...Маргарита же пронзительно свистнула и, оседлав подлетевшую щетку, перенеслась над рекой на противоположный берег. Тень меловой горы сюда не достигала, и весь берег заливала луна. ...Прием ей оказан был самый торжественный. Праздничные русалки остановили свой хоровод над рекою и замахали Маргарите водорослями. ...Нагие ведьмы, выскочив из-за верб, выстроились в ряд и стали приседать и кланяться. Кто-то козлоногий подлетел и припал к руке, раскинул на траве шелк...»

Остались ли у читателя сомнения, что в Вальпургиеву ночь вечером 30 апреля 1926 года Маргарита Николаевна и ее домработница Наташа летали на меловую гору Броккен, чтобы быть посвященными в ведьмы? В ином качестве они не могли присутствовать на ежегодном балу сатаны.

Итак, несмотря на то, что этот бал давался неподалеку в квартире № 50 по Садовой, 302-бис, москвички Маргарита и Наташа вынуждены были в срочном порядке сгонять в классическое место проведения ежегодного шабаша.

Если месяц действия мельком упоминается дважды, число и год — ни разу, то дни недели фиксируются на страницах романа несколько десятков (!) раз. История на Патриарших была в среду вечером, скандальный сеанс в варьете — в четверг, встреча Маргариты с Азазелло — в пятницу, бал у сатаны — в ночь с пятницы на субботу, попытка ареста и последние проделки Бегемота и Коровьева — в субботу, отлет из Москвы, освобождение Пилата и определение судьбы Мастера — в ночь с субботы на воскресенье. Итак, день святой Вальпургии совпал со Страстной православной субботой. При жизни М.А. Булгакова в Москве это произошло дважды: в 1926 году и в 1937 году. Очень даже может быть, что дьявол наведывался в Москву 1937 года, скорее всего так и было, однако ясно, в романе описано посещение с 28 апреля (Великая среда) по 2 мая (Светлое Христово Воскресенье) 1926 года. Кстати, полнолуние в 1937 году пришлось на 25 апреля и поэтому последние дни Страстной недели уже нельзя с полным правом считать днями полнолуния. Зато в 1926 году Луна встала в точную оппозицию Солнцу в 0 часов и 16 минут по Гринвичу в среду 28 апреля, и таким образом все события романа протекали под сильнейшим воздействием полной луны.

Вероятно, в этот момент противостояния светил и завязался весь причудливый узел, который распутался через четыре дня и в результате чего «в течение долгого времени по всей столице шел тяжелый гул самых невероятных слухов, очень быстро перекинувшихся в отдаленные и глухие места провинции, ...и слухи эти даже тошно повторять».

Посмотрим на ситуацию в небесах в это время (рис. 4).

Бросается в глаза очень точный большой квадрат или крест: Селена в Тельце; Нептун в соединении с Лилит во Льве; Сатурн в Скорпионе; Юпитер в соединении с Марсом в Водолее.

Рискну предположить, что жертвами этого креста стала несчастная четверка персонажей, пострадавших лично от профессора Воланда. А именно: Берлиоз, Степа Лиходеев, буфетчик Соков, Никанор Иванович Босой. Очень похоже, что натальное Солнце председателя МАССОЛИТа пребывает во Льве, в зоне действия транзитных Нептуна и Лилит. Ведь Солнце во Льве — мощный показатель для профессионального литератора и руководителя творческого союза. Транзитный Нептун подтолкнул Михаила Александровича на роковые религиозные теоретизирования, а Лилит направила эти рассуждения на атеистические рельсы. Если бы Мастер знал, что Лилит проходит по Солнцу радикса Берлиоза, он бы не удивлялся, отчего этот эрудит не распознал сатану.

Степа Лиходеев — явный Водолей. Непредсказуемость и изобретательность, склонность к экстравагантным выходкам — типичные признаки этого знака. Благополучное партнерство по совместному жилью со «Львом» Берлиозом также подтверждает принадлежность директора варьете к Водолею. И вот по натальному Солнцу Степана Богдановича тяжело проехались объединенные Юпитер и Марс. Первый дал ему более чем неожиданное путешествие в Ялту и последующее понижение в должности, а Марс украсил эти события скандально-агрессивным фоном.

Перейдем к председателю жилтоварищества Никанору Ивановичу Босому. Конечно, он Телец. Обстоятельный и фундаментальный, лишенный возвышенных чувств, любитель хорошо поесть, также стал жертвой Воланда и крестовой ситуации. Но с его натальным Солнцем соединилась транзитная Селена. Кстати, здесь же находится и натальное Солнце самого Михаила Афанасьевича Булгакова. Может быть поэтому вопреки здравому смыслу Никанор Иванович оказался единственным героем «Мастера и Маргариты», который связан с драматическим театром, драматическими актерами и спектаклями. Так вот, Селена указала Босому выход. Как ни смешно это выглядит, но Никанор Иванович один из немногих персонажей, который, столкнувшись с кознями сатаны, искренне обратился за помощью к Христу и даже на Лубянке требовал окропить помещение. В результате он и пострадал явно меньше своих подельников по крестовой ситуации. Похожим образом вырвался из когтей дьявола Иванушка Бездомный, прибегнув к помощи иконки неизвестного святого и венчальной свечки.

Андрей Фокич Соков, буфетчик из варьете, — мрачный Скорпион, унылый противник вина и азартных игр, явно помнящий о смерти. Он сразу безоговорочно признал авторитет Воланда и не усомнился в истинности его предсказаний, но за помощью к Христу не обратился. А последовать совету сатаны — «устроить пир и, приняв яд, переселиться в другой мир под звуки струн, окруженным хмельными красавицами и лихими друзьями» — не позволил ему транзитный Сатурн, воссоединившийся с его натальным Солнцем, Поэтому он и «...умер от рака печени в клинике Первого МГУ месяцев через девять после появления Воланда в Москве...»

Хочется отметить еще один астрологический факт. Все четыре описываемых полуночи в зените над Москвой стоял знаменитый королевский тринадцатый градус Скорпиона — точка сборки космограммы, точка вхождения Духа в ноосферу Земли. В Страстную неделю, когда торжествуют силы зла, именно в полночь через эту точку сатана получал энергетическую подпитку. И именно этот торжественный и грозный мир оглашался грохотом оркестра и сатанинскими плясками.

Полночь со среды на четверг в Грибоедове. «И ровно в полночь что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку «Аллилуйя!!». Это ударил знаменитый грибоедовский джаз. Покрытые испариной лица как будто засветились, показалось, что ожили на потолке нарисованные лошади, в лампах как будто прибавили свету, и вдруг, как бы сорвавшись с цепи, заплясали оба зала... Тонкий голос уже не пел, а завывал: «Аллилуйя!»... И было в полночь видение в аду. Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой во фраке...» и т. д.

Полночь с четверга на пятницу в варьете. «А тут еще кот выскочил к рампе и вдруг рявкнул на весь театр человеческим голосом:

— Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!!

Ополоумевший дирижер, не отдавая себе отчета в том, что делает, взмахнул палочкой, и оркестр не заиграл, и даже не грянул, и даже не хватил, а именно, по омерзительному выражению кота, урезал какой-то невероятный, ни на что не похожий по развязности своей марш».

Полночь с пятницы на субботу в квартире № 50.

«— Бал! — пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним — звука и запаха... На нее обрушился рев труб, а вырвавшийся из под него взмыв скрипок окатил ее тело, как кровью... В следующем зале... гремел нестерпимо громко джаз. Лишь только дирижер увидел Маргариту... пронзительно закричал: Аллилуйя!»

Надо отметить, что в полночь Вальпургиевой ночи точка зенита над Москвой уже выходила из 13 градуса Скорпиона. И сатана принял меры. «Тут что-то ее (Маргариту) изумило. Она оглянулась на окно, в котором сияла луна, и сказала: — А вот чего я не понимаю... Что же, это все полночь, да полночь, а ведь давно уже должно быть утро?

— Праздничную полночь приятно немного и задержать, — ответил Воланд».

И только в полночь на воскресенье, когда «Христос воскресе!» сатанинский энергетический канал был перекрыт и вся нечисть торжественно покинула Москву, предоставив компетентным органам расхлебывать круто заваренную кашу. Вышеуказанные органы с присущим им чутьем напали на верный след и через 4 дня, 7 мая 1926 года, произвели обыск на квартире М.А. Булгакова.

Я. Учитель.

Примечания

1. В опубликованной версии романа.