Для тех, кто читал, помнит «Мастера и Маргариту» и знает, что такое манихейство, почти все должно быть ясно. Мы пишем для тех, кто хочет увидеть последнюю точку над I.
Не вина А. Чаянова, а беда М. Булгакова в том, что, ощущая себя узником в стане друджей, он принял концепцию манихейства, поверил в то, что земной мир отдан дьяволу и поэтому компромиссы с ним возможны, необходимы. Нужно очень сильно верить в это, чтобы после ободряющего телефонного разговора со Сталиным весной 1930 года месяц за месяцем и затем год за годом не видеть напечатанными ни одной строчки своих произведений, получать отказ за отказом в постановке всех своих пьес (кроме любимых Сталиным «Дней Турбиных»), отказ за отказом на свои просьбы-мольбы о хотя бы кратком выезде в другие страны, подвергаться травле журналистов, видеть и понимать все, что происходит вокруг и... задумать конформистскую пьесу о молодом Сталине, и написать ее, и страстно добиваться ее постановки!
Напомним здесь, что такое манихейство. Лже-пророк Мани, недоучившийся зороастрийский священник (род. 14 апреля 216 г. н. э., в г. Ктесифоне, Персия) был объявлен пророком в середине III века н. э., затем разоблачен как лже-пророк и казнен жрецом Кирденом (Картиром). При жизни этого выдающегося, хотя ныне малоизвестного верховного жреца и политика была записана Авеста, священное учение Зороастра, до этого передававшееся в устной традиции. Кирден прожил 124 года и оказал огромное влияние на зороастризм и весь сасанидский Иран. После его смерти, в конце V — начале VI века н. э. идеи Мани пытался претворить в жизнь жрец одного из зороастрийских храмов Маздак. Его сторонники, люмпенизированная городская беднота и беднейшие крестьяне, выступали под красными знаменами, с идеями всеобщего равенства и справедливости, — до боли знакомая картина! Несогласных со своим учением они загоняли в специальные резервации и заставляли их уничтожать вредных животных (храфстру): мышей, крыс и пр. Уничтожали и самих несогласных. Сам Маздак считал, что восстанавливает первоначальное учение Заратуштры. В 528 г. н. э., после диспута с зороастрийскими жрецами, Маздак был признан отступником, схвачен и казнен, его сторонники беспощадно преследовались. Таким образом, в зороастрийском Иране с коммунистическими идеями покончено в VI веке н. э.
Почему философия манихейства на практике приводит к коммунистическому безумию и, соответственно, последовательная защита коммунистических идеалов ведет к атеизму, который можно считать разновидностью манихейства? Обратимся сначала к монографии Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли». В XXXVII главе в разделе «Бездна» он пишет: «Наиболее распространенные философемы начала нашей эры утверждали биполярность мира, расходясь только в одном: что считать благом, а что — злом. Так естественно сложилось деление на системы жизнеутверждающие, согласно которым материальная субстанция — благо, а «Пустота» — зло, и системы, полагающие, что материя ловит душу в свои тенета, обволакивает ее и мучает, а душа, или квант сознания, стремится вырваться на волю, т. е. из реальной частицы стать виртуальной. Оба подхода равно бездоказательны. Можно выбрать любой, по вкусу. Но тут-то и обнаруживается разница между двумя доминантами поведения и, соответственно, в психологии, и выясняется, что популяционное поведение и популяционная психология биполярны. На одном полюсе стоит Дерсу Узала — образ, описанный В.К. Арсеньевым, на другом — изобретатель ДДТ, имени коего я не хочу знать.». И далее, в разделе «Губительный фантом» он продолжает: «Поставим вопрос так: что общего между исмаилиством, карматством, маркионитским павликианством, манихейством, богомильством, альбигойством и другими аналогичными системами?.. По генезису верований, догматике, эсхатологии и экзегетике — ничего. Но есть одна черта, роднящая эти системы, — жизнеотрицание, выражающаяся в том, что истина и ложь не противопоставляются, а приравниваются друг к другу. Из этого вырастает программа человекоубийства, ибо раз не существует реальной жизни, которая рассматривается или как иллюзия (тантризм), либо как мираж в зеркальном отражении (исмаилизм), либо как творение сатаны (манихейство), то некого жалеть — ведь объекта жалости нет, и незачем жалеть — бога не признают, значит, не перед кем держать ответ, и нельзя жалеть, потому что это значит продлевать мнимые, но болезненные страдания существа, которое на самом деле призрачно. А если так, то при отсутствии объекта ложь равна истине и можно в своих целях использовать и ту, и другую». Заметим, главное, что объединяет эти антисистемы, это, по Л.Н. Гумилеву, непризнание материи, земного мира как божьего творения, непризнание божьей власти на Земле. Понятно, что в ряд этих антисистем надо поставить и коммунистическое учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина. И еще одна цитата о связи манихейства, мистицизма и некоторых средневековых христианских доктрин: «Манихейство столь же бескомпромиссно дуалистично, как и зороастризм, но с какой разницей! Манихейство приравнивает ало к материи, добро — к духу, и потому оно особенно пригодно, как доктринальная основа, для всех форм аскетизма и многих форм мистицизма. Оно глубоко повлияло на исламских мистиков, а через св. Августина оставило след в самом христианстве... Для зороастрийца нет дуализма материи и духа; единственный дуализм, который существует — это дуализм добра и зла, т. е. совершенно иное. Его ненависть к манихеям инстинктивна и глубока и, учитывая догмы обеих сторон, безусловно резонна». (Р.Ч. Зенер «Учение магов», М., Арта, 1993).
Как убедительно показала И.Л. Галинская в интересной брошюре «Загадки известных книг. Шифры Булгакова» (М., Наука, 1986), философская концепция «Мастера и Маргариты» связана со средневековым манихейством рыцарской Европы — альбигойством. Почему именно с ним? Напомним, что отец М. Булгакова в течение 20 лет специализировался в Киевской духовной академии по кафедре истории и разбора западных вероисповеданий, а в среде Киевской гимназической и студенческой молодежи времен учебы М. Булгакова (после смерти отца) большой популярностью пользовались лекции и семинарские занятия по западно-европейской литературе приват-доцента Киевского университета графа Фердинанда Георгиевича де Ла-Барта, причем специализировался он на средневековых провансальских литературных памятниках, среди которых особенно выделялась эпическая поэма XIII века «Песня об альбигойском крестовом походе». Это Киев, начало XX века.
Как выяснилось совсем недавно, при рассекречивании архивов КГБ-ОГПУ, в Москве 20-х годов существовал Орден альбигойцев (тамплиеров)! Цитируем статью А. Никитиной «Тамплиеры в Москве» (Наука и религия, №№ 4—12, 1992 г.): «В составленном 9 января 1931 года обвинительном заключении помощник начальника 1-го отделения Секретного отдела ОГПУ Э.Р. Кирре утверждал, что арестованные были членами анархо-мистической контрреволюционной организации «Орден Света», которая представляла собой возглавляемую командором ветвь древнего рыцарского Ордена тамплиеров. Члены Ордена именовали себя рыцарями, были организованы в кружки-отряды, занимались изучением мистической литературы и готовили антисоветский переворот». Как пишет А. Никитин, параллельно с «Орденом Света» и в качестве его «дочерней» организации среди артистических и художественных кругов московской интеллигенции существовал другой орден — «Храм Искусств», созданный (теперь цитата из архивов ОГПУ) «с целью внедрения в советские артистические круги своей идеологии в противовес линии марксизма, проводимой компартией в искусстве». М. Булгаков, видимо, не состоял ни в одном из этих Орденов, но среди их членов, названных в статьях А. Никитина, встречаются люди из близких знакомых Булгакова по Москве 20-х годов, например, художник Фальк. Члены Орденов устраивали публичные платные вечера, на которых выступали знакомые им литераторы и артисты. Программы таких вечеров в большинстве случаев носили мистический уклон. Можно не сомневаться, что М. Булгаков бывал на многих из этих вечеров и, вероятно, знал о тайне московских рыцарей. М. Чудакова приводит воспоминания поэта П. Зайцева, относящиеся к 1925 году: «Зашел разговор о литературном критике и чуть ли не М. Булгаковым было произнесено слово «орден», то есть наш кружок должен был принять форму своеобразного литературного ордена. Сначала вое отнеслись к этому восторженно, но минутой позже у каждого порознь возникла опасливая мысль: а нет ли в нашей среде «длинного языка»?.. И на одном из следующих заседаний М. Булгаков сделал краткое сообщение, что его вызывали, говорили, что кружок привлекает внимание, и сказали, что кружок необходимо закрыть...» А. Никитин пишет: «Рыцари, объявившиеся в Москве в те годы, не были облачены в сверкающие латы, в белые льняные плащи с красным восьмиконечным крестом тамплиеров. В списке заговорщиков — машинистки и стенографистки, переводчики, литераторы, преподаватели вузов, продавцы книг, артисты и художники, просто домохозяйки, словом, представители советской интеллигенции, которая едва сводила концы с концами и толкалась на бирже труда. О каком рыцарстве, о каких тайных знаниях могла идти речь в те зловещие годы «великого перелома» России?.. И все же, продолжает А. Никитин, я понимал, что с выводами спешить не стоит. Ведь и Воланда с его свитой — тоже рыцарями! — никто поначалу не принимал за «князей тьмы». Расследование А. Никитина показало, что в Москве 20-х годов действительно существовал такой мощный пласт потаенной жизни, были десятки и десятки людей, считавших себя наследниками альбигойцев-тамплиеров, хранивших и распространявших для избранных тайные легенды и философию Ордена — Манихейскую философию, ставшую их единственным оружием против ненавистного большевизма! Дьявол разделился: и боролся сам с собой — фантастическая картина! Обратите внимание на мистериальную оговорку А. Никитина о Воланде, — она ох как не случайна, хотя в его исследовании больше ни разу ни М. Булгаков, ни его роман не упоминаются.
Вряд ли можно сомневаться в том, то М. Булгаков знал об этих тайных пластах московской жизни 20-х годов. И, если это так, мистериальная основа «Мастера и Маргариты» видится теперь как гениальная модель-проверка философии альбигойцев-манихеев в стране друджей-большевиков. Земной мир принадлежит Воланду. Он и его свита посещают его и, в полном соответствии с философией альбигойцев-манихеев, убивают героев романа Мастера и Маргариту; единственных из всех земных персонажей, понявших и принявших эту философию. Их отравляют и тут же воскрешают для новой, истинной в понятии манихеев жизни. Хэппи энд?»
До 14 мая 1939 года роман заканчивался именно так. Мастер и Маргарита получали покой, манихейское счастье и вечный дом с венецианскими окнами и вьющимся под самую крышу виноградом. Мастер засыпал с улыбкой на губах, а Маргарита берегла его сон. Прощен был И жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат. 14 мая 1939 года, в день последнего чтения романа, был написан и напечатан Эпилог. Он оказался той точкой над I, которая полностью поменяла полярность философии романа, поставила ее с головы на ноги. Что же произошло в небесах 14 мая, накануне 48-летия М. Булгакова? Как мы помним, в его радиксе Солнце находится в соединении с Селеной. 14 мая 1939 года в небесах произошло соединение Селены, Луны и Юпитера, причем Луна и Юпитер проходили 1° Овна, градус отдачи кармических долгов. Луна ежемесячно соединяется в небесах с Юпитером и Селеной, но такое тройное соединение в первых градусах Овна бывает лишь раз в несколько сот лет. Это был день кармического просветления и, благодаря транзитам других планет, он коснулся радикса Булгакова. Меркурий, управитель дома цели его гороскопа, проходил 14 мая 1° Тельца — Точку Сборки его гороскопа и оказался в точном полусекстиле к транзитному соединению Луны и Юпитера в 1° Овна. Транзитные Венера и Сатурн были в соединении с Венерой радикса, а алькокоден Марс проходил 27° Козерога — Точку уплотнения энергий будущего радикса Булгакова и был в тригоне к соединению Солнца и Селены радикса; Дальние планеты давно готовили этот переворот; Уран проходил соединение Солнца и Селены радикса в 9-м доме — переворот в мировоззрении, Нептун был в соединении с Асц, Плутон находился в 30° Рака в соединении с Хироном радикса в 1° Льва, это точный Тригон к транзитному соединению Луны, Юпитера и Селены в первых градусах Овна. Полное кармическое просветление, так можно назвать эту транзитную ситуацию на радиксе Булгакова 14 мая 1939 года.
Если бы Булгаков бросил в тот день пьесу о Сталине, он снова вышел бы на тропу Арты. Но наработанная к этому дню черная карма уже перевесила. На следующий день, в свой день рождения, он продолжил работу над пьесой. Тогда и включился последний в его жизни солар, точка смерти которого (Асц + К8 − Луна) попала в 26° Водолея, в квадратуру к соединению Солнца и Селены радикса. 24 июля 1939 года пьеса была закончена. Лилит в тот день прошла 23° Водолея — Жребий творчества радикса. Летом 1939 года М. Булгаков несколько раз читал пьесу актерам и руководству МХАТа. Е. Булгакова потом вспоминала: «Когда он в то лето читал «Батум» — каждый раз была гроза!» Небесная Арта предупреждала его, но было поздно. 14 августа 1939 года, в день поездки в Батум для завершения пьесы о Сталине, Лилит прошла тот самый 26° Водолея, Точку смерти солара, начались последние 9 месяцев жизни М. Булгакова. В соларной прогрессии на 14/15 августа 1939 года Асц попал на Лилит радикса, Солнце радикса — на Жребий болезни радикса. 15 августа 1939 года, возвращаясь после отмены поездки в Батум, М. Булгаков тяжело заболел.
Но вернемся к эпилогу «Мастера и Маргариты». Роман кончался торжеством и правотой Воланда, покоем и тишиной для Мастера и Маргариты, прощением для Понтия Пилата. Так что же, Воланд прав?
Открываем эпилог романа, последние страницы.
«Лжет он, лжет! О, боги, как он лжет!..
И возвращается домой профессор уже совсем больной. Его жена притворяется, что не замечает его состояния и торопит его ложиться спать. Но сама не ложится и сидит у лампы с книгой, смотрит горькими глазами на спящего. Она знает, что на рассвете Иван Николаевич проснется с мучительным криком, начнет плакать и метаться. Поэтому и лежит перед нею на скатерти под лампой заранее приготовленный шприц в спирту и ампула с жидкостью густого чайного цвета».
Напомним, что Михаил Афанасьевич по собственному трагическому опыту знал, что такое наркотик, морфий, и чудом Арты Небесной избавился в молодости от этой гибельной привычки. Читаем дальше.
«Будит ученого и доводит его до жалкого крика в полночь полнолуния одно и то же. Он видит неестественного безносого палача, который, подпрыгнув и как-то ухнув голосом, колет копьем в сердце привязанного к столбу и потерявшего разум Гестаса. Но не столько страшен палач, сколько неестественное освещение во сне, происходящее от какой-то тучи, которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф».
Вспомним теперь первую в жизни М. Булгакова статью в белогвардейской газете «Грозный». Это единственное, напечатанное при его жизни, где он писал все, что считал нужным, и вся эта статья под названием «Грядущие перспективы» пронизана ощущением мировой катастрофы. Вернемся к эпилогу «Мастера и Маргариты». Палач убивает потерявшего разум разбойника Гестаса, — Сталин расправляется со своими потерявшими разум противниками, но страшнее этого ощущение мировой катастрофы, неестественное освещение, отсутствие истинного света. Но можно принять наркотик манихейства: «После укола все меняется перед спящим. От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом...», — Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри улыбаются друг другу, — «...За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес».
Да простят нас все булгаковеды земли, это Шарик, господа!
Манихейство — это наркотик, вот о чем говорят последние страницы «Мастера и Маргариты». И это не выход. Это дурная бесконечность, петля от полнолуния до полнолуния: «Наутро он просыпается молчаливым, но совершенно спокойным и здоровым. Его исколотая память затихает, и до следующего полнолуния профессора не потревожит никто. Ни безносый убийца Гестаса, ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |