Вернуться к И. Нарбут. Образы русской классической литературы в произведениях М.А. Булгакова

Заключение

При рассмотрении многих вопросов, связанных с творчеством М.А. Булгакова, становится ясной традиционность многих образов писателя относительно русской классической литературы.

Особенно интересны, на наш взгляд, традиции и сопоставления у Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова как наиболее малоизученные в литературоведении, на что и было обращено большее внимание в работе.

Образы индивидуалистов, «мечтателей», комизма словно вылились на страницы Булгакова, хорошо знакомого с русской классикой.

Герои Достоевского — «преступники без преступления», а от собственного угрызения совести — «без вины виноватые». «Без вины виноватые» и герои Булгакова.

«Человеческая личность соглашается признать какие бы то ни было ценности мировой жизни, только если за нею будет признана абсолютная ценность, трансцендентный смысл, только если гибель временных надежд индивидуальности искупляется ее вечными надеждами, — заключает Н. Бердяев. — Я, единственное, неповторимое в мире индивидуальное существо, должен участвовать в осуществлении мировых, универсальных надежд, в абсолютном совершенстве, я никогда не смогу отказаться от жажды своей окончательной силы, окончательной свободы, окончательного знания и красоты, иначе да погибнет мир. И каждое индивидуальное я должно участвовать в конце, во имя которого только и признаются ценности. /.../ Утвердить мир и его ценности, осуществить полноту и совершенство универсального бытия можно только, утверждая трансцендентную индивидуальность, выполняя свое индивидуальное предназначение в мире [25, 66].

Проблема индивидуалиста в произведениях Ф.М. Достоевского и М.А. Булгакова — это проблема нравственная: все тот же трагический вопрос об индивидуальной судьбе и индивидуальном предназначении человека.

В нравственных муках человек ищет самого себя. И нужно особенно подчеркнуть, что добро не есть закон разума, а воля живого существа, всегда индивидуального. Задача воплощения добра в своей жизни есть чисто творческая индивидуальная задача, нужно индивидуально творить добро, что традиционно и выражается в творчестве русских классиков и произведениях М.А. Булгакова.