Вернуться к И. Нарбут. Образы русской классической литературы в произведениях М.А. Булгакова

1. Проблема «индивидуалиста» в традициях русской литературы XIX века и творчестве М.А. Булгакова: «глядящие в Наполеоны»

В «Евгении Онегине», «Пиковой даме» А.С. Пушкин показал, что индивидуалистическая жизненная философия и мораль личности, «глядящей в Наполеоны», бесцельна и бесчеловечна.

Со времен великого поэта в русской литературе получили выражение две, на первый взгляд противоположные между собой, но в действительности взаимно связанные, дополняющие друг друга темы: тома защиты прав личности и тема критического анализа и развенчания принципов буржуазно-индивидуалистической философии и морали — морали человека, который «для себя лишь» хочет воли, как писал Ф.М. Достоевский.

Писатели начала XIX века были готовы идеализировать любой бунт человеческой личности против мира «посредственности» и «прозы». Достоевский же, живший во второй половине XIX века, в более сложной исторической обстановке, стремится подвергнуть философскому и психологическому анализу не только условия жизни внешнего мира, окружающего героя, но и его субъективные, движущие мотивы поведения.

В «Пиковой даме» Пушкин первый в русской литературе нарисовал образ молодого человека с «профилем Наполеона» и «душою Мефистофеля», молодого человека, сжигаемого тайным честолюбием и в то же время способного к холодному расчету, которые приводят его к преступлению и к духовному краху.

М.Ю. Лермонтов продолжил пушкинскую традицию, выхватив из времени «голубых мундиров» молодого человека «демонического» и «наполеонического» склада — Григория Печорина. Николай I, ознакомившись с текстом «Героя нашего времени», назвал образ Печорина вредным и пагубным для молодого поколения, ибо «невыносим» был характер героя, его поступки бесчеловечны. Однако притягивала сила индивидуальности, доселе невиданной в русской литературе...

Ф.М. Достоевский продолжил традиции «индивидуализма». Байронический герой Лермонтова (Печорин, Мцыри, Арбенин) преобразуется у Достоевского в тип «подпольного человека», издевающегося над «шиллеровщиной» и «байронизмом».

Грань между Лермонтовым и его героем Достоевским стирается. По Достоевскому, злоба — доминирующая черта личности как Печорина, так и Лермонтова.

Тема индивидуальности и индивидуалистического бунта связана у Достоевского с темой мечтателя. В 1847—1849 годах Достоевский пишет несколько повестей о мечтателях: «Слабое сердце», «Белые ночи». «Неточка Незванова». В повести «Белые ночи» индивидуальность мечтателя рассматривается как разновидность «лишнего человека», как трагедия вынужденного бездействия: «Многие ли... нашли свою деятельность?... в характерах, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называется мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем» [1, 429].

Индивидуалисты-мечтатели «Мастера и Маргариты», безусловно, отличаются от героев Достоевского, но вполне могли бы повторить данный монолог.

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» существует линия героя — «мечтателя», бунтаря Ивана Бездомного. Его псевдоним, Иван Николаевич Понырев — человек, не нашедший моральной стабильности в жизни. Иван — поэт и пишет стихи для художественного журнала, главным редактором которого является Берлиоз. «Бунт» героя начинается с момента появления Воланда; в погоне за сатаной Бездомный — одиночка, так как первый из персонажей романа увидевший Воланда и пытающийся «бунтовать» против него и в погоне за ним.

Для Ивана Бездомного происшествие на Патриарших прудах (встреча и разговор с Воландом, смерть Берлиоза и погоня за Воландом, Коровьевым и Бегемотом) — огромное потрясение, из-за которого он попадает в психиатрическую больницу профессора Стравинского и превращается из бунтаря-одиночки в «мечтателя», ибо в заключении и безопасности переосмысливает свою жизнь рядом с Мастером — также «мечтателем», нашедшим убежище в доме для умалишенных. Здесь Булгаков «созвучен» Ф.М. Достоевскому, его «индивидуалистам» и «Мечтателям», ибо проблема индивидуальности героя Достоевского раскрывается через звучащую тему трагической любви.

Линия Мастера и Маргариты в романе Булгакова — это прежде всего любовная линия. Любовь Мастера и Маргариты Николаевны необыкновенно сильна, ибо это герои — личности. Через их индивидуальность читатель познает мир и чувства.

В конце романа они снова вместе — улетают с Воландом и его свитой. Герои не «заслужили света», ибо согрешили: Маргарита ушла от мужа и продала свою душу дьяволу, а Мастер отказался продолжить свой роман об Иисусе и сжег его, отрекся от своей жизненной цели, но «выстоял». Но все же Мастер и его возлюбленная заслужили вечный покой и остались верны себе.