Вернуться к У.А. Комиссарова. Образ трикстера в модернистской и постмодернистской романной традиции (М.А. Булгаков, Борис Акунин)

Глава 2. Герои-трикстеры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Дальнейшее развитие героя-трикстера можно увидеть в так называемый советский период. Мы пришли к выводу, что интерес русской литературы к архетипу трикстера в постреволюционный период нисколько не ослаб, а в какой-то мере даже и усилился. Это связано, на наш взгляд, с революционными сдвигами в обществе, изменениями в социальной психологии, отрицанием гуманистических ценностей прошлого (в том числе, христианской морали), появлением двойных стандартов и так называемых «революционных», «социалистических» критериев в оценке поступков тех или иных социальных групп и отдельных людей.

Общественная иерархия, законы, политика, социальные и моральные нормы перестраиваются, в обществе происходит ряд существенных изменений. Именно тогда вновь появляется образ трикстера. Стоит сказать, что трикстер всегда возникает на революционных сдвигах, на сменах философских и идеологических парадигм, и он знаменует эту смену.

Кроме того, обращение русской литературы к архетипу трикстера связанно и с установками модернизма, который воссоздает мир как некое царство абсурда, хаоса и нестабильности, которое, в большинстве случаев, ждет катастрофа. И как правило, все модернистские течения провозглашают лозунг «искусство ради искусства», отвергая идейность и реализм. Именно эти аспекты и создают идеальную среду для существования героя-трикстера.

Так, героев-трикстеров «советского периода» можно обнаружить в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В данном произведении роль трикстеров отводится двум ключевым фигурам — Фаготу и Бегемоту. Однако стоит отметить, что данные персонажи отличны от своих мифологических и литературных предшественников. Главное отличие в том, что традиционные трикстеры чаще всего морально амбивалентны (то есть с одинаковой легкостью творят добро и зло), булгаковские же герои, в сущности, не совершают ни одного по-настоящему злого поступка. Их разрушительная деятельность направлена на восстановление справедливости. От выходок Коровьева и Бегемота страдают именно виновные люди. Поэтому, если рассматривать представленных героев в общепринятой «демонической парадигме» (как приспешников Сатаны), то это невольно приведет к искажению их философской сущности, а, следовательно — к искажению смысловой сути романа. Они являются своего рода «кармической» силой, функция которой — восстанавливать нарушенную справедливость, то есть выявлять и разоблачать зло в мире.