Вернуться к О.В. Чупкова. Нравственно-этические аспекты художественного мира М.А. Булгакова

Заключение

Изучение литературного наследия М.А. Булгакова — широкая и благодатная тема для исследователей, так как в нём представлен всесторонний анализ бытия и быта человека. Особое внимание писатель уделял человеку тонко чувствующему, часто болезненно воспринимающему действительность, находящемуся на разломе не только исторических перипетий, но и собственного «я». В каждом произведении писателя представлен путь интеллигента, который проходит не только его герой, но и сам автор, обретая с созданием каждого образа определённые онтологические знания.

Булгаков синтезировал опыт своих предшественников в постижении вопроса исторического пути русского народа. Мотив судьбы и определяющей роли нравственного выбора личности в общемировой Истории человечества прослеживается в каждом произведении писателя, независимо от его жанра: роман-мистерия, роман-биография, сатира или мистическая драма. У В.Б. Петрова читаем: «Личность для М. Булгакова определяется, прежде всего, характером нравственных и эстетических запросов»1. В творчестве писателя с первых произведений рассматриваются морально-нравственные искания человека в ситуации, требующей высшего напряжения физических и духовных сил. Через страдания герой приходит к истине, которая становятся для него высшим императивом. По сути, Булгаков «продолжает пушкинский путь веры в человека»2, даже сатира и гротеск в его произведениях наделены надеждой на лучшее, на то, что каждый может измениться, стать чище, нравственнее. Эта черта отличает его творческую ориентацию от направления «натуральной школы», которое, «не теряя гуманистического идеала, гневалось и оплакивало сокрушение надежд. <...> Булгакову ближе пушкинская позиция принятия жизни, а не гоголевское отталкивание от неё»3. Морально-нравственные искания Булгакова навсегда связали его имя с поэтами и писателями Серебряного века: Вл. Соловьёвым, раскрывшим концепцию об антихристе, который угрожает обществу XX века, А.А. Блоком и М.А. Волошиным, предсказавшими и оценившими нравственную составляющую Гражданской войны, И.А. Буниным, М.А. Кузминым, В.В. Маяковским, Е.А. Замятиным и А.Н. Толстым; с европейскими писателями-романтиками и писателями «потерянного поколения».

Нравственно-эстетические проблемы в творческом наследии Булгакова составляют внутренний стержень его художественного мира в целом и центр авторского мировоззрения. Сталкивая в своих произведениях общечеловеческие истины и историю, писатель пришёл к выводу о том, что спасение человека от губительного влияния порока возможно лишь в том случае, если его душевные качества окажутся выше трусости, зависти и безысходности.

Характерными чертами творческого метода Булгакова можно назвать: утверждение высоких нравственных и эстетических идеалов, насмешка над несовершенством окружающего мира и обличение главного порока человека — трусости. В каждом произведении писателя прослеживается интертекстуальность, которая позволяет отметить не только преемственность художественных исканий поколений писателей, но и даёт возможность всестороннего анализа личности в контексте мировой духовной истории. Булгаковский творческий подход к отражению действительности наполнен индивидуальными чертами: совмещение трагического и иронического, мистериального и публицистического, мистического и глубоко религиозного: «Многое в его художественном мире говорит об остром духовном зрении, провиденциальном даре, духовной подоплёке всего, что наблюдал он в современной ему земной реальности»4.

Рассматривая этическую сторону Гражданской войны через образ семьи Турбиных, Булгаков говорит о том, что духовный кризис общества порождён не историческими перипетиями, а тем, что не каждому человеку даны понятия о совести и чести, что и отражено в образах предателей Родины и Семьи. М.А. Волошин писал: «Толща времени, подобно туману, делает предметы и события грандиознее и расплывчатее»5. Проблема противостояния и единства народа и интеллигенции, народа и власти, неизменно приводящая к общественным катаклизмам, никогда не потеряет своей актуальности и для художников слова, и для последующей интерпретации текстов. По Булгакову, эта проблема также относится к разряду неразрешимых, он видел истоки русского бунта в том, что в определённый исторический момент происходит резкое обесценивание нравственно-этических ценностей.

Живя в переломный момент исторических преобразований, Булгаков не мог не чувствовать, что впереди у России длинный и тернистый путь покаяния и прощения за ужасы Первой мировой и Гражданской войн, за то, что «все ценности культурного слоя общества оказались под угрозой»6, — отсюда вечная проблема выбора своего пути, чему посвящено каждое произведение писателя. С нравственно-этической темой тесно связана тема не только прощения окружающих, но и оправдания самого себя. Конечно, писатель не забывает о том, что каждый имеет право на ошибку, главное, вовремя исправить её, иначе постигнет судьба Пилата, который не воспользовался великой возможностью помочь человеку.

Основа человеческой жизни — это милосердие, которое он, по высшему закону совести, проявляет к окружающим, поэтому нельзя не восхищаться молодым врачом, спасающим жизни людей в деревенской глуши; Еленой и Лариосиком, которые забывают о себе ради близких людей; Иваном Бездомным, который, несмотря на всеобщее отрицание Бога, единственный в романе был готов противостоять Воланду, осенив себя крестным знаменем, то есть, придя к высшему нравственному идеалу, ведь «поражение светлых сил во времени оборачивается их победой в вечности»7.

Творчество Булгакова оставило яркий след в истории русской и мировой литературы XX века. Его художественный метод многогранен и самобытен: с одной стороны, он реалистически описал судьбу русской интеллигенции в переломный момент русской истории; с другой — сатирически высмеял недостатки эпохи, создав яркие образы, которые стали нарицательными, подобно героям Гоголя и Салтыкова-Щедрина.

Писатель продолжил развивать жанр романа-поиска истины, в котором через переплетение религиозно-мистических, реально-фантастических и философско-мистериальных мотивов подтвердил основной принцип русской литературы: нравственные ценности (особенно милосердие и прощение) являются основой бытия человека. Морально-нравственные аспекты, утверждаемые в творчестве Булгакова, остаются сюжетообразующими во всех его произведениях, несмотря на разницу жанров и приемов поэтики.

Заявленная тема оставляет возможность её дальнейшего исследования. Несмотря на то, что Булгаков — один из самых изучаемых писателей XX века, многие вопросы и проблемы, поднимаемые в его произведениях, остались нераскрытыми, требующими дополнительных аналитических изысканий. Перспективным направлением работы представляется изучение раннего творчества писателя, с целью выявления эволюции в создании образов и сюжетных коллизий в драматургии. Должна быть продолжена работа над интертекстуальным анализом произведений Булгакова, что позволит воссоздать наиболее полную картину жизни общества во время Гражданской войны и в первые десятилетия советской власти, к тому же существенно расширит представление об индивидуальных особенностях стиля писателя.

Примечания

1. Петров В.Б. Михаил Булгаков смотрит в будущее // Литература в школе. М., 2007. № 7. С. 16.

2. Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе. М., 2002. № 7. С. 24.

3. Там же, с. 41.

4. Алексеева Л.Ф. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — прозрение о духовных реалиях XX века // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». М., 2014. № 2. С. 92.

5. Волошин М.А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. С. 269.

6. Попова Е.В. «Есть ценностей незыблемая скала». Духовные ценности в отечественной философии и литературе // Литература в школе. М., 2003. № 7. С. 26.

7. Фёдоров А.В. «Дон Жуан» А.К. Толстого: между верой и бунтом // Литература в школе. М., 2009. № 3. С. 16.