Вернуться к А.Э. Андреева. Москва в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», или Загадки великого мастера

Редакция газеты «Гудок»

Мы начнём наше путешествие от редакции газеты «Гудок», с которой Б. сотрудничал много лет и где бывал едва ли не ежедневно. Вот как об этом писал Валентин Катаев:

«По странному стечению обстоятельств в «Гудке» собралась компания молодых литераторов, которые впоследствии стали, смею сказать, знаменитыми писателями, авторами таких произведений, как «Белая гвардия», «Дни Турбинных», «Три толстяка», «Зависть», «Двенадцать стульев», «Роковые яйца», «Растратчики», «Мастер и Маргарита». Эти книги писались по вечерам и по ночам, в то время как днём авторы их сидели за столами в редакционной комнате и быстро строчили на полосках газетного срыва статьи, заметки, маленькие фельетоны, стихи, политические памфлеты, обрабатывали читательские письма и, наконец, составляли счета за проделанную работу». Каждый такой счет должна была подписать заведующая финансовым отделом, старая большевичка из ленинской гвардии еще времен «Искры» (В.К.)

«Гудок» — газета, предназначенная для работников железных дорог. Редакция располагалась в громадном здании Дворца Труда, построенном ещё в 18 веке для Воспитательного дома.

Воспитательный дом был учреждён 1 сентября 1763 года как приют для подкидышей и незаконнорожденных детей. Закладка его состоялась 21 апреля 1764 года, в день рождения Екатерины II, на Васильевском лугу. Дом строили из камня разбираемой крепостной стены Белого города. Величественный фасад Воспитательного дома обращён в сторону Москвы-реки.

Воспитательный дом. Вид со стороны Москвы-реки

После революции Воспитательный дом был переименован в Дворец Труда, в нём разместились профсоюзы, управление соцобеспечения, редакции газет.

В романе «12 стульев» Ильф и Петров описали «Дворец труда» как Дом Народов, поместив сюда редакцию газеты «Станок», напечатавшую заметку о том, что Бендер попал под лошадь.

«Восьмой стул поехал в Дом Народов, Мальчишка, преследовавший этот стул, оказался пронырой. Преодолев заграждения в виде комендатуры и многочисленных курьеров, он проник в Дом и убедился, что стул был куплен завхозом редакции «Станка».

Прототипом «Станка», с большой долей вероятности, стала родная Ильфу и Петрову газета «Гудок», где писатели проработали много лет.

Чтобы уточнить адрес редакции «Гудок», и чтобы избежать возможной ошибки, вновь обратимся к справочнику-путеводителю «Москва в планах». Издание второе, издательство МКХ, 1928.

В этой книге содержатся адреса всех издательств и газет, и среди них мы легко найдём то, что нам нужно!

То есть, редакция газеты «Гудок» и Дворец Труда имеют один и тот же адрес: Солянка, 12, а это значит, что именно здесь М. Булгаков работал в течение многих лет.

Редакции располагались по этому адресу до конца 1930-х годов, когда здание Воспитательного дома/Дворца Труда и ближайших к нему строений было передано Артиллерийской академии им. Ф.Э. Дзержинского.

Книга «Москва в планах», 1928, стр. 86 — «Гудок» — Солянка, 12, комн. 359. Этот же адрес указан как адрес Дворца Труда

Книга «Москва в планах», стр. 31 — «Дворец труда», — Солянка, 12

Тогда же все сторонние организации, и редакции в том числе, покинули эти стены.

Если внимательный читатель попробует найти этот адрес на современной карте Москвы, он увидит, что сейчас под этим адресом значится совсем другое строение, не Воспитательный дом, а Дворец Труда! Это потому так, что нумерация домов несколько раз менялась.

Нынешний адрес Воспитательного дома/Дворца Труда, где располагался «Гудок» — Китайгородский проезд, дом 9.

От редакции «Гудок» мы пойдём в сторону Чистых прудов, прямо в гости к Валентину Катаеву.

Сначала, по Солянскому проезду, потом по улице Забелина, — тут мы увидим по правой стороне, на самом перекрёстке, огромный доходный дом, в котором некоторое время жил русский писатель Борис Акунин. Мемориальной доски на доме нет, поскольку Акунин здравствует и поныне.

Далее, уже по левой стороне, прямо рядом с особняком, где расположилось Императорское православное Палестинское Общество, в крошечном сквере стоит памятник поэту.