Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цветовая символика

Как справедливо отметил Б. Гаспаров, «цветовая гамма Булгакова — черное, красное, белое (от центрального, настойчиво повторяющегося образа — ночь, снег и кровь на снегу). Трансформируясь, приобретая символическое значение, это сочетание цветов проходит через все творчество Булгакова. Ср. три основных названия первого романа: "Алый мах" (название первоначальной редакции, сохранившееся в качестве подзаголовка к рассказу "В ночь на 3-е число") — "Белая гвардия" — "Черный снег" (в "Театральном романе"). Одной из последних репродукций этого мотива является "белый плащ с кровавым подбоем" у Пилата. Ср. также сцену убийства Иуды: ночь, белый лунный свет, кровь».

Добавим, что пресловутый белый плащ с кровавым подбоем перекликается с черным плащом с огненной подкладкой, одним из одеяний Воланда. В финальной сцене, связанной с Пилатом, вновь возникают все три цвета: Маргарита видит «кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. <...> У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа».

То или иное сочетание этих цветов неназойливо возникает во многих эпизодах романа. Вот, к примеру, описание зловещего фалернского вина, отведав которого герои перемещаются в мир иной: «Азазелло извлек из куска темной гробовой парчи совершенно заплесневевший кувшин. Вино нюхали, налили в стаканы, глядели сквозь него на исчезающий перед грозою свет в окне. Видели, как все окрашивается в цвет крови».

Авторы статьи «Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" как эзотерический текст» И. Белобровцева и С. Кульюс связывают преобладание этой цветовой гаммы со средневековой алхимической культурой: «...Преобладание в "Мастере и Маргарите" цветовой гаммы черный — белый — красный соответствует основным цветам Великого Деяния алхимиков».

Обычно с отрицательным значением вводятся в роман оттенки зеленого: зеленая муть в глазах у Пилата и Степы Лиходеева (с перепоя), болотная, «трупная» зелень на теле вампирши Геллы. Отмечаются и зеленые глаза Маргариты, когда она превратилась в ведьму, а также зеленый левый глаз Воланда (позднее зеленым стал не левый, а правый глаз).

Добавим еще один выделенный, запоминающийся и «нехороший», по выражению Мастера, цвет — желтый. Считается, что желтый — цвет измены, а значит, и какой-то перемены в жизни. Не случайно этим цветом отмечена встреча Маргариты, замужней женщины, со своим будущим возлюбленным: в ее руках Мастер видит «отвратительные, тревожные желтые цветы». Они резко выделяются на фоне ее черного пальто.

Не случайно «страшная» туча, «которая кипит и наваливается на землю, как это бывает только во время мировых катастроф», названа «желтобрюхой»; в другом месте о ней же — «черное дымное брюхо отсвечивало желтым». (У Мандельштама те же цвета даны с ностальгическим оттенком — «Узнавай же скорее декабрьский денек, / Где к зловещему дегтю примешан желток...».)

Наконец, бледно-голубой цвет хитона Иешуа символизирует чистоту и невинность — здесь символика цвета соответствует христианской традиции.