Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Иосиф Флавий

Еврейский историк Иосиф бен Матафия (37 — после 100 г.), автор книг «Иудейская война», «Иудейские древности».

Булгаков пользовался книгами Иосифа Флавия при работе над «Мастером и Маргаритой». В его библиотеке были два тома «Иудейских древностей» (СПб., 1900).

По невежеству или сознательно Берлиоз, утверждая, что Флавий никогда ни словом не упоминал о существовании Иисуса Христа, искажает правду: в «Иудейских древностях» дана большая справка о Христе, хотя и неправдоподобно ортодоксальная для иудея, так что она многими считалась позднейшей вставкой: «Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе много иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким словом по Его имени» («Иудейские древности», XVIII, 3.3).

Однако в арабском тексте «Всемирной хроники» епископа Агапия сохранилась эта справка в другом варианте, позволяющем признать за ней авторство Иосифа Флавия: «В это время был мудрый человек, которого звали Иисус. Весь его образ жизни был безупречен, и он был известен своей добродетелью, и многие люди среди евреев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и на смерть. Но те, кто стали его учениками, не отказались от его учения. Они рассказывали, что он им явился через три дня после распятия и что он был тогда живым; таким образом, он был, может быть, мессия, о чудесных деяниях которого возвестили пророки» (цит. по: Кубланов. Возникновение христианства. См. также: Амусин. Об одной забытой публикации...).

Кроме того, у Иосифа Флавия есть еще одно упоминание Христа в связи с его братом Иаковом, когда первосвященник «собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями».

Иосиф Флавий