Вернуться к Михаил Булгаков в потоке российской истории XX—XXI веков (Выпуск 9—10)

В.В. Шилов. Михаил Булгаков в филателии

В пору детства и ранней юности Булгакова — а именно в этом возрасте человек обычно начинает интересоваться марками — коллекционирование знаков почтовой оплаты в Российской империи еще не стало столь массовым увлечением, как в советское время, хотя и простых собирателей, и крупных коллекционеров было немало. Например, в воспоминаниях А.Г. Достоевской можно прочитать, как она спорила с мужем, отвергавшим в женщинах способность надолго сосредоточиваться на стремлении к достижению намеченной цели:

— Возьми такую простую вещь <...> да хоть собирание почтовых марок. <...> Она загорится желанием собирать марки, купит роскошный альбом, надоест всем родным и знакомым, выпрашивая марки, затратит на покупку их массу денег, а затем желание в ней уляжется, роскошный альбом будет валяться на всех этажерках и в заключение будет выброшен, как надоевшая, никуда не годная вещь. Так и во всем, в пустом и серьезном — везде малая выдержка: сначала пламенное стремление и никогда — долгое и упорное напряжение сил для того, чтобы достигнуть прочных результатов намеченной цели. Этот спор меня почему-то раззадорил, и я объявила мужу, что на своем личном примере докажу ему, что женщина годами может преследовать привлекшую ее внимание идею. «А так как в настоящую минуту, — говорила я, — никакой большой задачи я пред собою не вижу, то начну хоть с пустого занятия, только что тобою указанного, и с сегодняшнего дня стану собирать марки». Сказано — сделано. Я затащила Федора Михайловича в первый попавшийся магазин письменных принадлежностей и купила («на свои деньги») дешевенький альбом для наклеивания марок. Дома я тотчас слепила марки с полученных трех-четырех писем из России и тем положила начало коллекции. <...> Так началось мое собирание почтовых марок, и оно продолжается уже сорок девять лет [Достоевская: 175].

Тема коллекционирования марок почти не затрагивалась в русской литературе. Вспоминается только глава «Прошлое регистратора загса», не вошедшая в окончательную редакцию «Двенадцати стульев». Напомню, что в ней Ипполит Матвеевич Воробьянинов собрал уникальную, лучшую в мире коллекцию марок российской земской почты, но, добившись этого и унизив британского конкурента, к этому занятию интерес немедленно потерял.

Свидетельствами о собирании марок Булгаковым мы не располагаем, не нашла отражения филателистическая тема и в его творчестве. Информация о филателии в связи с Булгаковым сводится, кажется, к одному абзацу в дневниковой записи Е.С. Булгаковой от 11 марта 1939 года:

Дома — марочный психоз. Сережка стал собирать альбом марок. Поминутно — мальчишки, мены, покупки. Женька с марками. Вырезывание из конвертов и так далее [Булгакова: 246].

Но сколь активное участие в этом «психозе» принимал — если принимал — сам Булгаков, мы не знаем.

Конечно, марки (обычные, не коллекционные!) в доме тоже должны были иметься. И это вполне естественно ввиду ведшейся писателем обширной переписки. Так, в письме к Е.С. Булгаковой в Лебедянь, написанном 22 июня 1938 года, мы читаем:

Доролю! Только что отправил открытку тебе с пятикопеечной маркой! Из-за романа в голове путаница. Теперь марка вторая лежит передо мной и удивляется, почему ее не наклеили1.

И, конечно, марки были необходимы для переписки с официальными инстанциями. Например, в этом случае.

Посольство Французской республики.

Французское посольство уведомляет Вас о том, что им получено разрешение визировать паспорта Михаила Афанасьевича Булгакова с супругой. Пришлите в Посольство:

1) Паспорт, 2) 5 р. 50 коп. и марки на обратное отправление. Москва. 31 мая 1928 г. [Михаил...: 485—486].

К сожалению, как мы знаем, получение писателем визы зависело вовсе не от уплаты пошлины, и «обратное отправление» не пришло вовсе не потому, что в посольство не были присланы марки. Бумага из Административного отдела Моссовета известила Булгакова о том, что в выдаче разрешения на выезд за границу ему отказано.

Пожалуй, этим и исчерпывается филателистическая тема в биографии писателя.

Зато длительной и насыщенной оказалась история Булгакова в филателии, начавшаяся в 1991 году — в год столетия со дня его рождения, когда он утвердился в статусе великого писателя2, свидетельством чего стал выпуск приуроченной к юбилею односторонней почтовой карточки с оригинальной маркой3 — первого в мире знака почтовой оплаты, посвященного Булгакову.

Автором этой карточки был выдающийся художник-миниатюрист Ю.Н. Арцименев (1937—2019), создавший более 200 советских и российских марок, а также марок нескольких постсоветских государств, более 500 конвертов и односторонних почтовых карточек с оригинальной маркой. Он был создателем первых почтовых марок Российской Федерации, а также одним из авторов первых стандартных марок4 РФ.

На марке изображен кот Бегемот на фоне театральных масок и занавеса, летящей Маргариты, борова, и двух эпизодов романа «Мастер и Маргарита», ершалаимского и с трудом идентифицируемого, но, вероятно, московского. На карточке — портрет писателя (ил. 1). Карточка была выпущена в обращение 15 февраля 1991 года, гашение специальным почтовым штемпелем проводилось на московском почтамте 15 мая. Тираж карточки составил 450 тысяч экземпляров.

Как было сказано, это была оригинальная марка, не выпускавшаяся отдельно от почтовой карточки. Естественно, возникает вопрос, почему в 1991 году не состоялся выпуск официальной почтовой марки, почему Почта СССР ограничилась односторонней карточкой?

Однозначный ответ на этот вопрос дать невозможно, однако известно, в 1991 году был и другой проект юбилейной булгаковской марки и конверта. Этот проект готовил еще один выдающийся отечественный художник-миниатюрист, волгоградец В.Э. Коваль (р. 1949). Коваль (впоследствии — заслуженный художник России, почетный член Российской академии художеств), был к этому времени автором многих почтовых миниатюр, а вскоре стал одним из авторов первого стандартного выпуска марок России. Автор марки вспоминал:

...в памяти филателистов эта работа (марка к юбилею В.С. Высоцкого. — В.Ш.) осталась как подготовленная к официальному изданию, но так и не вышедшая советская марка.

Та же судьба постигла и марку, сделанную мною к 100-летию Михаила Булгакова. Она уже была представлена Минсвязи к печати, когда в Москве начались волнения, а потом все изменилось, и о ней просто забыли. Марка осталась только в авторской пробе да на конвертах и карточках [Владислав Коваль...: 128].

В видеоинтервью, записанном по моей просьбе в январе 2021 года, В.Э. Коваль повторил эту версию событий5. Однако стоит обратить внимание на одно обстоятельство. Булгаковская почтовая карточка была выпущена в обращение 15 февраля, задолго до юбилейной даты. За месяц до этого, 4 января, у Ю.Н. Арцименева вышла другая односторонняя почтовая карточка с оригинальной маркой, посвященная столетию О.Э. Мандельштама. А 15 января 1992 года — аналогичная карточка с оригинальной маркой, посвященная столетию М.И. Цветаевой (она стала последней советской почтовой карточкой этого вида). То есть художником была выпущена целая серия таких почтовых карточек.

Можно предположить, что параллельно происходили два процесса — выпуск серии почтовых карточек к юбилеям отечественных писателей (художник Ю.Н. Арцименев) и подготовка к выпуску марки к столетию Булгакова (художник В.Э. Коваль), и эти два процесса не были связаны друг с другом. Но затем, на заключительной стадии второго процесса, почтовое руководство в силу каких-то причин, едва ли политических, скорее ведомственно-бюрократических, сочло, что в связи со столетием Булгакова вполне можно ограничиться уже состоявшимся в феврале выпуском булгаковской почтовой карточки, и от выпуска марки отказалось.

Версия В.Э. Коваля о волнениях в Москве, воспрепятствовавших выходу марки, не кажется убедительной. Обычно выпуск юбилейной марки приурочивается именно ко дню юбилея. То есть марка должна была быть выпущена незадолго до 15 мая, а, как мы знаем, в это время в Москве еще никаких волнений не было.

В итоге выпуск не состоялся, но в любом случае выполненные В.Э. Ковалем авторские пробы его почтовой марки (ил. 2) представляют немалый интерес.

Как правило, выпуск почтовых марок, посвященных выдающимся людям, приурочивается к тем или иным годовщинам. В практике СССР, и теперь — в России, эти числа, как правило, кратны 25, поэтому не удивительно, что следующего выпуска (и первого выпуска официальной почтовой марки) пришлось ждать четверть века.

3 июня 2016 года Почтой России был выпущен в обращение почтовый блок6, посвященный 125-летию со дня рождения Булгакова. На почтовой марке — портрет писателя на фоне дома на Большой Садовой, на полях блока — разворот издания романа «Мастер и Маргарита», титульная страница рижского издания «Белой гвардии», афиша и фотография сцены из спектакля «Дни Турбиных» 1926 года, образы героев его произведений и вид Москвы 1920-х годов. Художник-дизайнер — О.В. Иванова. Тираж 75 тысяч экземпляров.

Был также выпущен тиражом 10 000 конверт первого дня (ил. 3)7, спецгашение которого проводилось 3 июня в Москве и Санкт-Петербурге8.

К этому же юбилею был приурочен выпуск марки в Украине (номер по каталогу «Михель»9 — Mi: UA 1543). Она была введена в обращение 13 мая, тираж составил 130 000 экземпляров. В этот же день в Киеве осуществлялось спецгашение конверта первого дня (ил. 5). Художник, В. Василенок, поместил на марке известную фотографию Булгакова 1916 года и старинную фотографию дома на Андреевском спуске. На конверте также помещена фотография этого дома, но современная.

23 ноября 2016 года в Сербии вышел малый лист10 (Mi: RS HB8) — восемь марок, приуроченных к юбилеям выдающихся деятелей искусства (В.В. Кандинского, А. Дворжака и др.). Одна из марок посвящена 125-летию со дня рождения М.А. Булгакова. На марке (тираж 10 тысяч экземпляров, Mi: RS 705) воспроизведен портрет писателя, а также изображены стопка старинных книг и кот Бегемот в цилиндре. Тот же Бегемот, но с более высокой стопкой книг, изображен на конверте первого дня (ил. 6), гашение которого проводилось в день выхода малого листа. Дизайн марок был выполнен художницей М. Каледжич (Marina Kalezić).

Ни с каким юбилеем не был связан выпуск в 2011 году в Мозамбике, в серии «Писатели XX века», марки, посвященной Булгакову (Mi: Mz 4740). Вместе с марками с изображением Дж. Оруэлла, А. Камю, К. Воннегута и двумя марками, посвященными Э. Хемингуэю, она также составила мини-блок (Mi: Mz 4735—4740). На марке помещен портрет Булгакова, выполненный по одной из его последних фотографий (февраль 1940 года), и его фотография с женой — Е.С. Булгаковой. В этой же серии был выпущен сувенирный блок (Mi: Mz BL479), на котором Булгаков (с портрета работы Н.Э. Радлова) соседствует с теми же писателями (ил. 7). Этот выпуск был одобрен мозамбикской почтовой администрацией, однако в продажу внутри самой страны не поступал, а распространялся на мировом филателистическом рынке — через филателистическое агентство Мозамбика «Stamperija».

30 мая 2017 года в другой африканской стране, Сьерра-Леоне, вышла большая серия выпусков, посвященных 50-летию публикации романа «Мастер и Маргарита». Их сюжеты были навеяны в основном российской телеэкранизацией романа, выполненной В.В. Бортко. Серия включала в себя марки: с изображением Булгакова на переднем плане и персонажей фильма на заднем — Маргариты (А.Л. Ковальчук; Mi: SL 8491), Понтия Пилата (К.Ю. Лавров; Mi: SL 8492), Азазелло (А.Г. Филиппенко; Mi: SL 8493) и черного кота (Mi: SL 8494). Каждая из этих четырех марок стала основой для малого листа, включающего по шесть одинаковых марок (Mi: SL 8491KB — SL 8494KB). Еще один малый лист (Mi: SL 8491—8494KB), состоит из четырех разных марок. На последней, пятой, марке серии (Mi: SL 8495) — Булгаков (в основе — фотография с моноклем) и Иван Бездомный со свечечкой и иконкой. Эта марка включена в блок (Mi: SL BL1227), на котором изображены Маргарита с бокалом в руке, Иешуа (С.В. Безруков) и кот со стаканом в лапе (ил. 8). Как и в случае с мозамбикскими марками, этот выпуск был санкционирован почтовой администрацией Сьерра-Леоне, но внутри страны не продавался; весь тираж распространялся на мировом рынке через торговцев новыми выпусками.

До сих пор речь шла о выпусках официальных, включенных в международные каталоги. Но ими интересы коллекционеров не ограничиваются. В последние десятилетия они все чаще обращают внимание на филателистические материалы непризнанных и частично признанных государств, таких как Турецкая Республика Северного Кипра, Абхазия, Приднестровье и др. 29 мая 2021 года посвященный Булгакову блок, содержащий семь различных марок и один купон11, был выпущен в Луганской Народной Республике. На каждой из марок помещен стилизованный портрет писателя на фоне фотоиллюстрации к роману «Мастер и Маргарита», а также надпись «130 лет со дня рождения Булгакова» и один из его афоризмов. На купоне помещен фрагмент иллюстрации «Воланд и его свита», изображение раскрытого тома Булгакова и его факсимиле. Иллюстратор издания, выпущенного тиражом 1000 экземпляров, — Р.Н. Козяр. Был также выпущен конверт первого дня (ил. 9).

Еще одним интересным явлением в мире филателии в последние годы стали так называемые персонализированные марки, появившиеся впервые в 1999 году в Австралии. Первоначально это была обычная марка с купоном, на котором можно было по своему желанию поместить то или иное изображение — например, свой портрет, фотографию домашнего любимца или др. Такие марки имеют все права знака почтовой оплаты и могут быть использованы для оплаты пересылки корреспонденции. Вскоре выпуск аналогичных марок был разрешен и в ряде других стран. Спустя еще несколько лет в Финляндии и Австрии было разрешено помещать изображение не на купон, а на центральную часть самой марки.

В каждой стране правила выпуска персонифицированных марок имеют свои особенности (в основном в части ограничений, касающихся содержания изображений), но в целом довольно схожи. Обычно имеется утвержденный формат марки, и желающий осуществить свой выпуск просто загружает необходимое изображение на сайте почтового ведомства. Выпуск персонифицированных марок разрешен приблизительно в 60 странах (Россия в их число не входит).

Персонифицированные марки не регистрируются в филателистических каталогах (туда включают только утвержденный шаблон, без изображения), поэтому их учет весьма затруднен. Усложняет их выявление и то, что выпускаются они весьма ограниченными тиражами и в основном для личного пользования, как сувенир. Естественно, любители широко пользуются возможностью напечатать марку, связанную со своим хобби или профессиональным интересом. Есть среди этих любителей и поклонники М.А. Булгакова.

Первый известный мне выпуск персонифицированной марки булгаковской тематики — это канадская марка с изображением кадра из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (ил. 10). Марка была заказана российским пользователем; о годе выпуска и тираже сведений нет.

Наибольшее число персонифицированных марок было выпущено в последние годы на родине писателя, в Украине. Мне известны четыре марки (ил. 11) и 15 малых листов, выпущенных в период с 2015 по 2020 год. Малые листы содержат по девять уникальных марок справа или слева от основного изображения (кроме четырех выпусков 2018 года, содержащих по шесть марок, расположенных уступом слева от основного изображения; некоторые из малых листов представлены на ил. 12—14). По имеющейся у меня информации, тиражи малых листов не превышают десяти экземпляров. О заказчике (или заказчиках) выпусков сведений нет.

Разумеется, вполне возможно, что посвященные Булгакову персонифицированные марки и блоки выпускались и в других странах.

Ил. 1. Почтовая карточка. Художник Ю.Н. Арцименев. 1991 г.

Ил. 2. Авторская проба марки. Художник В.Э. Коваль. 1991 г.

Ил. 3. Конверт первого дня с гашением. Россия, 2016 г.

Ил. 4. Почтовый конверт (1971) и конверт первого дня с гашением (1994)

Ил. 5. Конверт первого дня с гашением. Украина, 2016 г.

Ил. 6. Конверт первого дня с гашением. Сербия, 2016 г.

Ил. 7. Малый лист и почтовый блок «Писатели XX века». Мозамбик, 2011 г.

Ил. 8. Четыре марки и почтовый блок. Сьерра-Леоне, 2017 г.

Ил. 9. Конверт первого дня с гашением. Луганская Народная Республика, 2021 г.

Ил. 10. Персонифицированная марка. Канада

Ил. 11. Персонифицированные марки. Украина

Ил. 12. Малые листы, персонифицированные выпуски. Украина, 2015 г.

Ил. 13. Малые листы, персонифицированные выпуски. Украина, 2018 г.

Ил. 14. Малые листы, персонифицированные выпуски. Украина, 2019 и 2020 гг.

Литература

Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой / Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина; сост., текстол. подгот. и коммент. В.И. Лосева и Л.М. Яновской; вступ. ст. Л.М. Яновской. М.: Кн. палата, 1990. 398, [2] с.: ил.

Достоевская А.Г. Воспоминания / подгот. текста и примеч. С.В. Белова, В.А. Туниманова. М.: Правда, 1987. 541, [2] с., [8] л. ил.

Владислав Коваль. Мелодии почтовой миниатюры = Vladislav Koval. The melodies of postal miniature: от последней советской — к первой российской почтовой марке / [Волгоградский гос. ун-т; авт.-сост. Г.И. Белоусова]. Волгоград: Изд-во Волгоград. гос. ун-та, 2016. 179 с.: ил.

Михаил и Елена Булгаковы. Дневник Мастера и Маргариты / сост., предисл. и коммент. В.И. Лосева. М.: Вагриус, 2004. 560 с.

Примечания

1. Цит. по изд.: Булгаков М.А. Собр. соч. В 10 т. Т. 10. М.: Голос, 2000. С. 516.

2. Изменение отношения официальных властей к писателю можно проследить по публикациям о нем в справочных изданиях (см.: Шилов В.В. «Всё врут календари...» (М.А. Булгаков в кривых зеркалах энциклопедий) // XX Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения в Санкт-Петербурге, 27—30 мая 2020 г.: сб. науч. ст. и материалов / отв. ред. Д.К. Богатырев, сост. и ред. О.В. Богданова. СПб.: Изд-во РХГА, 2020. С. 349—361).

3. Односторонняя почтовая карточка с оригинальной маркой — почтовая карточка, на которой в качестве знака почтовой оплаты напечатана марка с оригинальным рисунком, которая отдельно от этой карточки не издается. В СССР односторонние почтовые карточки выходили с 1971 по 1991 год, всего вышло 230 таких карточек.

4. Стандартная марка — часть изданного массовым тиражом выпуска, который охватывает шкалу номиналов, достаточную для покрытия всех почтовых тарифов.

5. Видеозапись интервью В.Э. Коваля от 21 января 2021 года. Архив автора.

6. Почтовый блок — специальная форма издания знаков почтовой оплаты, напечатанных на небольшом листке с полями. Почтовые блоки выпускают как филателистический сувенир, но их можно использовать и для оплаты почтовых отправлений.

7. С помощью конвертов первого дня почтовая служба представляет новые марки (или серии марок). Конверт первого дня имеет оригинальный дизайн и не маркирован. На него наклеиваются новые почтовые марки или блоки и в первый день их выпуска погашаются специальным штемпелем.

8. Этот конверт не был первым, связанным с булгаковской тематикой. Еще в 1971 году Почта СССР выпустила конверт, посвященный VII Московскому международному кинофестивалю, на котором был изображен кадр (лихая кавалерийская атака красных) из фильма «Бег» режиссеров А. Алова и В. Наумова. В 1994 году Почта России выпустила конверт, посвященный XXXI Всемирной шахматной олимпиаде и 65-му Конгрессу ФИДЕ в Москве. На конверте был изображен играющий в шахматы кот Бегемот в цилиндре (см. ил. 4).

9. «Михель» (MICHEL-Briefmarken-Katalog) — один из крупнейших и самых представительных каталогов почтовых марок, издается с 1910 года.

10. Малый лист — небольшой по формату лист почтовых марок. Нечто среднее между почтовым блоком и почтовым листом марок. Число марок в малом листе обычно невелико — от 3—4 до 10—16 (в редких случаях более). Малый лист может содержать как одинаковые марки одного сюжета и номинала, так и марки различных сюжетов и разных номиналов.

11. Купон — часть марочного листа, отделённая от почтовых марок перфорацией или (у беззубцовых марок) узким белым полем. Купон не является знаком почтовой оплаты, не имеет номинала и слова «Почта».