Вернуться к А.М. Смелянский. Михаил Булгаков в Художественном театре

Иллюстрации

М.А. Булгаков

М.А. Булгаков, студент медицинского факультета Киевского университета

Дом. в котором родился М.А. Булгаков. Киев. Андреевский спуск. дом № 13

Весной зацветали белым цветом сады... Зеленое море уступами сбегало к разноцветному ласковому Днепру. Черно-синие густые ночи над водой, электрический крест св. Владимира, висящий в высоте... Но это были времена легендарные, те времена, когда в садах самого прекрасного города нашей Родины жило беспечальное. юное поколение... Легендарные времена оборвались, и внезапно. и грозно наступила история.

М.А. Булгаков

Труппа Художественного театра на гастролях в Киеве. 1912 г.

Труппа театра «Соловцов». Начало 1900-х гг.

...«Дни Турбиных»... сыграли свою роль. Они были первой политической пьесой на нашем горизонте, которая ставила серьезные социально-политические проблемы.

А.В. Луначарский

В.П. Катаев. Ю. К Олеша, М.А. Булгаков. 1924 г.

Вторая студия МХАТ. 1924 г.

Н.П. Хмелев, П.А. Марков, Н.П. Баталов, И.Я. Судаков, Ю.А. Завадский, М.И. Прудкин. Молодое управление театра («шестерка»)

Все было сделано так, чтобы можно было посмотреть в лицо человека.

П.А. Марков

Премьерная афиша «Дней Турбиных». 1926 г.

Н.П. Хмелев — Алексей Турбин

Работа над «Турбиными» не забудется, как первая любовь.

М.И. Прудкин

Б.Г. Добронравов — Мышлаевский

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» (2-я картина I-го акта)

М.И. Прудкин — Шервинский

Если б у меня был собственный театр, я сделал бы его ломом Булгакова.

В. А. Вербицкий

М.М. Яншин — Лариосик, В.С. Соколова — Елена

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» («Гимназия»)

Это — превосходнейшая комедия... пьеса с глубоким, умело скрытым сапфическим содержанием. Хотелось бы, чтобы такая вещь была поставлена на сцене Художественного театра...
«Бег» — великолепная вещь, которая будет иметь анафемский успех...

М. Горький

М.А. Булгаков. 1928 г.

Рисунок К.С. Станиславского, сделанный во время читки пьесы «Бег» в Художественном театре. 1928 г.

К.С. Станиславский. 1928 г.

Вы не представляете себе, до какой степени я рад Вашему вступлению в наш театр!

К.С. Станиславский

М.А. Булгаков. 1928 г.

Заявление М.А. Булгакова с просьбой зачислить его в штат Художественного театра. 1930 г.

«Кто это?» — быстро шепотом спросил он Станицына, не узнавая актера. — «Булгаков». — «Какой Булгаков?» — «Да наш, наш Булгаков, писатель, автор «Турбиных». — «Не может быть». — «Да Булгаков же, Константин Сергеевич, ей-богу!» — «Но ведь он же талантливый...» — и опять захохотал на что-то громко и заразительно, как умел хохотать на спектакле только Станиславский.

В. Я. Виленкин

Письмо М.А. Булгакова К.С. Станиславскому с резолюцией на нем К.С. Станиславского. 1931 г.

М.А. Булгаков. 1932 г.

М.А. Булгаков — Судья. «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу. 1934 г.

Я не боюсь относительно Гоголя, когда Вы на репетиции. Он придет через Вас. Он придет в первых картинах представления в смехе, а в последней уйдет, подернутый пеплом больших раздумий. Он придет.

М.А. Булгаков — К.С. Станиславскому

В.О. Топорков — Чичиков, А.П. Зуева — Коробочка. «Мертвые души» по Н.В. Гоголю

Е.В. Калужский — Мижуев, И.М. Москвин — Ноздрев, В.О. Топорков — Чичиков. «Мертвые души» по Н.В. Гоголю

О пьесе М. Булгакова «Мольер» я могу сказать, что — на мой взгляд — это очень хорошая, искусно сделанная вещь, в которой каждая роль дает исполнителю солидный материал... Он отлично написал портрет Мольера на склоне его дней, Мольера, уставшего от неурядиц его личной жизни и от тяжести славы. Так же хорошо, смело и — я бы сказал — красиво дан Король-Солнце, да и вообще все роли хороши... Отличная пьеса.

М. Горький

Эскиз декорации к спектаклю «Мольер» М.А. Булгакова. Художник П.В. Вильямс

А.И. Степанова — Арманда

М.А. Булгаков на генеральной репетиции спектакля «Мольер». 1936 г.

Образ зеленой пампы возник из детских впечатлений Это образ моего отца, пишущего за столом.

М.А. Булгаков

М.П. Болдуман — король Людовик XIV

В.Я. Станицын — Мольер

М.А. Булгаков. 1935 г. (Дарственная надпись С.А. Ермолинскому)

Кабинет М.А. Булгакова в доме на улице Фурманова

Что-то трагическое есть в том, что после того, как мы видим уютную квартиру, дворец, богатый салтыковский дом, спектакль кончается самой плохой избой. В этом какая-то необыкновенная глубина у Булгакова.

Вл.И. Немирович-Данченко

Эскиз декорации к спектаклю «Последние дни» М.А. Булгакова. Художник П.В. Вильямс

В.Я. Станицын — Жуковский

Эскиз декорации к спектаклю «Последние дни» М.А. Булгакова. Художник П.В. Вильямс

Наконец, хочется сказать несколько слов об авторе. Мне хочется подчеркнуть то, что я говорил много раз, что Булгаков едва ли не самый яркий представитель драматургической техники. Его талант вести интригу держать зал в напряжении в течение всего спектакля, рисовать образы в движении и вести публику к определенной заостренной идее — совершенно исключителен...

Вл.И. Немирович-Данченко

В.О. Топорков — Битков

Вл.И. Немирович-Данченко. 1939 г.

М.А. Булгаков. 1940 г. (Дарственная надпись Е.С. Булгаковой)

Женя Шиловский, М.А. Булгаков, Е.С. Булгакова, П. С, Попов, М А. Чемишкиан. 1940 г.

— Вы писатель? — с интересом спросил поэт
— Я мастер. — Он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку и показался Ивану и в профиль и в фас. чтобы доказать, что он мастер.

М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита

М.А. Булгаков и С.А. Ермолинский, 1940 г.

М.А. Булгаков и Е.С. Булгакова. 1940 г.

М.А. Булгаков. 1936 г.