Вернуться к Е.А. Яблоков. Михаил Булгаков и мировая культура: Справочник-тезаурус

Россия

«Аквариум» (Б. Садовая, д. 16), театр и сад на территории между современными театрами Сатиры и им. Моссовета.

[ЗК] С. 87. ...музыка в «Аквариуме».

[ММ] С. 102. ...в летний сад Варьете...

[ППК] С. 554. ...в «Аквариуме» какой-то дьявол в светлых трусиках ходил по проволоке...

[РЯ] С. 76. Рядом, в «Аквариуме»...

Андерс Александр Александрович (1898—1970), актер МХАТа, в спектакле «Дни Турбиных» играл роль Болботуна.

[ЗП] С. 538. ...и даже Адальберт.

Андреев-Бурлак Василий Николаевич (1843—1888), актер, с конца 1860-х гг. служил в профессиональном театре; в 1883 г., борясь с коммерческой антрепризой, создал вместе с М.И. Писаревым «Первое товарищество русских актеров».

[СПА] С. 20. ...Андреев-Бурлак...

Бакалейников Владимир Романович (1885—1953), скрипач, дирижер; в 1920—1927 гг. директор Музыкальной студии МХАТа. С 1927 г. жил в США.

[ВНТЧ] С. 511. ...доктора Бакалейникова сбросили с моста.

«Бесприданница» (1932), спектакль в Филиале МХАТа по пьесе А. Островского (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»).

[ЗП] С. 472. Были такие, которые говорили, что приехали из Иркутска и уезжают ночью и не могут уехать, не повидав «Бесприданницы».

Примеч.: Драма «Бесприданница» в 1890 г. была поставлена Московским обществом искусства и литературы (МОИиЛ), созданным в 1888 г. при участии Станиславского (и на его средства) и просуществовавшим до создания МХТ (1898); сам Станиславский играл в спектакле роль Паратова.

Бим и Бом — сценические имена известных клоунов И.С. Радунского и М.А. Станевского.

[РЯ] С. 76 — мертвенно-бледный клоун Бом говорил распухшему в клетчатой водянке Биму...

Боголюбская Марианна Сергеевна (род. 1919), солистка балета Большого театра, танцевавшая партию Черкешенки в балете Б.В. Асафьева «Кавказский пленник» (1938).

[ДР] С. 536. ...девочке-черкешенке...

Бокшанская Ольга Сергеевна (1891—1948), секретарь В.И. Немировича-Данченко, свояченица Булгакова.

[ЗП] С. 454. ...у Поликсены Торопецкой в предбаннике были?

Большой театр в Москве.

[БГ] С. 207. Петь он будет <...> в Большом театре в Москве...

[Блаженство] С. 409. Милославский. <...> В Большом театре сейчас утренник.

[ДТ] С. 68. Шервинский. <...> Вам бы, говорит, надо ехать в Москву, в Большой театр...

[ЗП] С. 421. В Большом театре на премьере...

[Морфий] С. 160. ...прорываясь сквозь волну оркестра Большого театра...

[ПолПет] С. 72. Прощай, прощай надолго, золото-красный Большой театр...

[РЯ] С. 70. ...вагнеровский концерт в Большом театре.

[СС] С. 146. ...сегодня в Большом «Аида».

Бонгард Эстер, актриса московских еврейских театров «Габима» и «Фрайкунст», затем киевского ГОСЕТа; жена режиссера Б. Вершилова, который весной 1925 г. от имени МХАТа вел с Булгаковым переговоры относительно инсценировки романа «Белая гвардия» (см. соответствующую статью в разделе «Историко-библиографический справочник»).

[Морфий] С. 152. ...д-р Бомгард.

Примеч.: Возможно, фамилия персонажа мотивирована фамилией актрисы, переосмысленной как «французская» (bonne garde — «добрый, надежный хранитель»),

«Броненосец Потемкин» (1938), постановка оперы О.С. Чишко в Большом театре.

[ДР] С. 535. ...в радости тут же сплясал танец из «Броненосца Потемкина».

Булдаков Василий, секретарь парткома ГАБТа.

[ДР] С. 536. А вот, например, Васе Булдакову мы ручку не подарим потому, что он ничего не пишет нам для «Советского артиста», хоть и сидит в двух шагах от него.

Примеч.: Комната парткома находилась рядом с редакцией многотиражки.

Бычков Гарри, артист миманса ГАБТа.

[ДР] С. 534. «От мальчика Гарри — мальчику Боре. Отдельные замечания к Гарри к постановке «Ивана Сусанина»».

Примеч.: В 1939 г. в газете «Советский артист» была опубликована заметка Бычкова по поводу постановки оперы «Иван Сусанин».

Вахтангова Евг. театр (в 1921—1926 гг. — Третья студия МХАТа); в 1926 г. там была поставлена комедия [ЗК].

[ЗП] С. 436. ...в Когорте Дружных.

Примеч.: Подразумевается Театр Вахтангова.

«Великодушный рогоносец» (1922), спектакль Театра им. Вс. Мейерхольда по пьесе Ф. Кроммелинка (см. также соответствующую статью в разделе «Зарубежная художественная литература»).

[СВБлок] С. 259. Пошел в театр Гитис на «Великодушного рогоносца» в постановке Мейерхольда. <...>

— Мейерхольд — гений!! — завывал футурист.

Не спорю. Очень возможно.

Пускай — гений. Мне все равно. Но не следует забывать, что гений одинок, а я — масса. Я — зритель. Театр для меня. Желаю ходить в понятный театр.

— Искусство будущего!! — налетели на меня с кулаками.

А если будущего, то пускай, пожалуйста, Мейерхольд умрет и воскреснет в XXI веке. От этого выиграют все, и прежде всего он сам. Его поймут. Публика будет довольна его колесами, он сам получит удовлетворение гения, а я буду в могиле, мне не будут сниться деревянные вертушки.

Примеч.: В постановке выдвигались на первый план экспериментальные задачи, использовались гимнастические приемы, акробатические трюки, цирковая эксцентрика, с помощью которой Мейерхольд в противовес «школе переживания» стремился утвердить систему «биомеханики».

Вершилов Борис Ильич (1893—1957), режиссер МХАТа, обратившийся в апреле 1925 г. к Булгакову с предложением инсценировать роман «Белая гвардия».

[ЗП] С. 403. Ксаверий Борисович Ильчин. Режиссер Учебной сцены Независимого Театра.

Примеч.: Использованы фамилия и отчество прототипа. Имя персонажа, возможно, содержит намек: католический святой Ксаверий (Франциск Ксавьер) был одним из основателей ордена иезуитов.

Викторов Виктор Яковлевич (1882—1965), певец.

[Дневник] С. 432. Пел в числе других Викторов...

С. 440. Тенор Викторов невероятно кричит.

Вильямс Петр Владимирович (1902—1947), живописец, график, театральный художник, автор декораций к мхатовским спектаклям «Мольер» и «Последние дни (Пушкин)».

[ЗП] С. 465. Петя Дитрих не может такие костюмы рисовать!

Вишневский (Вишневецкий) Александр Леонидович (1861—1943), актер МХАТа.

[ЗП] С. 439. — Осип Иваныч?

«Власть тьмы» (1902), спектакль МХТ по одноименной драме Л. Толстого.

[ЗП] С. 444. ...долго играли «Власть тьмы»...

«Волки и овцы» (1915), неосуществившаяся постановка пьесы А. Островского в МХТ.

[ЗП] С. 523. ...«Волки и овцы — 2».

Примеч.: Возможно, цифра звучит намеком на судьбу пьесы Максудова, которая обречена повторить судьбу спектакля «Волки и овцы».

Габович Михаил Маркович (1905—1965), солист балета Большого театра, танцевавший партию Пленника в балете «Кавказский пленник».

[ДР] С. 536. ...мальчику Мише.

Гаркави Михаил Наумович (1897—1964), артист, с 1928 г. выступал в качестве конферансье.

[ММ] С. 118. ...предстал перед публикой полный, веселый как дитя человек <...> Это был хорошо знакомый всей Москве конферансье Жорж Бенгальский.

Примеч.: Гаркави был высокого роста, полный; на эстраде появлялся всегда с улыбкой. В дневнике 14 ноября 1938 г. Е. Булгакова называет его «страшным пошляком» (Булгакова 1990, с. 221).

ГИТИС, Государственный институт театрального искусства (ныне — РАТИ); образован в сентябре 1922 г. путем объединения Государственного института музыкальной драмы с Государственными высшими театральными мастерскими, руководимыми Вс. Мейерхольдом.

[Д] С. 14. ...инструктор Гитис...

[СВБлок] С. 259. Пошел в театр Гитис...

Головин Дмитрий Данилович (1894—1966), певец.

[Дневник] С. 432. И пел некто Головин...

«Горе уму» (1927), спектакль Театра им. Вс. Мейерхольда по комедии А. Грибоедова «Горе от ума» (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»).

[БОк] С. 150. ...идет репетиция бала...

Примеч.: А. Нинов отметил, что сюжет булгаковской комедии может быть соотнесен с постановкой Мейерхольда: репетиции «Горя уму» начались 7 января 1927 г., как раз в то время, когда Булгаков работал над [БОк].

Грибунин Владимир Федорович (1873—1933), актер МХАТа.

[ЗП] С. 502—503. Я повернул голову и увидел в углу полного пожилого человека в темной блузе. Его лицо мне смутно припомнилось на портрете... Глаза его глядели мягко, лицо вообще выражало скуку, давнюю скуку. Когда я глянул, он отвел глаза.

— Вы хотите сказать, Федор Владимирович? — отнесся к нему Иван Васильевич.

— Нет, — ответил тот.

Примеч.: Булгаков поменял местами имя и отчество Грибунина. Давыдова Вера Александровна (1906—1993), певица Большого театра.

[ДР] С. 535. ...не ссориться, как, например, это делают Вера и Маня.

Примеч.: «Вера» — Давыдова.

«Дама-невидимка» (1924), спектакль Второй студии МХАТа по одноименной комедии П. Кальдерона (см. также соответствующую статью в разделе «Зарубежная художественная литература»).

[ЗП] С. 438—439. ...я посмотрел еще одну пьесу, где выходили в испанских костюмах...

«Двор» (1930), спектакль МХАТа Второго по пьесе А. Караваевой (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»).

[ЗП] С. 454. — Евлампия не имеет сюда отношения, она с Ильчиным «На дворе во флигеле» будет ставить.

Примеч.: Возможно, подразумевается пьеса «Двор».

«Дон Карлос», спектакли по пьесе Ф. Шиллера в Театре Комедии (бывшем Корша) (1922) и Малом театре (1933). Во МХАТе пьеса не ставилась.

[ЗП] С. 474. ...два билета на «Дон Карлоса»...

Дункан Айседора (1877—1927), американская танцовщица, в 1922—1923 гг. жена С. Есенина; в начале 1920-х гг. жила в д. 20 по Пречистенке (ныне Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса МИД РФ).

[СС] С. 137. — Столовых нет ни у кого в Москве.

— Даже у Айседоры Дункан! — звонко крикнула женщина.

«Дядя Ваня» (1899), спектакль МХТ по пьесе А. Чехова (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»).

[ЗП] С. 515. В пьесе этого... вот забыл... известный автор... ну, неважно... словом, двое нервных героев ругались между собой из-за наследства, ругались, ругались, пока один не хлопнул в другого из револьвера, и то мимо...

Евлахов Борис Михайлович (1881—1974), артист ГАБТа, исполнявший партию Давыдова в опере И. Дзержинского «Поднятая целина» (см. также соответствующую статью в разделе «Музыка»),

[ДР] С. 536. ...мальчику Давыдову.

Егоров Николай Васильевич (1890—1955), заместитель директора МХАТа по административно-хозяйственной части, в 1930-х гг. присвоивший себе диктаторские полномочия.

[ЗП] С. 442. — Мы вас сейчас отправим к Гавриилу Степановичу, прямо ему, так сказать, в руки передадим, в руки! Чудеснейший человек Гавриил-то наш Степанович... Мухи не обидит! Мухи!

[УстРассказы] С. 566. Кто говорит? Егоров? Так вот, товарищ Егоров, у вас в театре пьеса одна лежит (косится на Мишу), писателя Булгакова пьеса...

«Елизавета Петровна» (1925), спектакль Второй студии МХАТа по пьесе Д. Смолина (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»).

[ЗП] С. 438. Будьте добры обязательно устроить автору «Черного снега» место на «Фаворита».

Примеч.: Подразумевается постановка пьесы Смолина.

Енукидзе Авель Сафронович (1987—1937), в 1922—1935 гг. секретарь Президиума ЦИК СССР; в 1930-х гг. председатель правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным театрами.

[ММ] С. 127. Баритон принадлежал не кому иному, как почетному гостю сегодняшнего вечера Аркадию Аполлоновичу Семплеярову, председателю Акустической комиссии московских театров.

Примеч.: В середине 1935 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) Енукидзе был выведен из состава ЦК и исключен из партии с формулировкой «за политическое и бытовое разложение».

«Желтая кофта» (1913), спектакль Свободного театра в Москве (реж. А. Таиров) по пьесе Дж. Г. Бенримо и Дж. С. Хейзлтона; в постановке использовались приемы китайского классического театра.

[КитИ] С. 453. ...Ленин в желтой кофте...

Живокини Василий Игнатьевич (1805 или 1807—1874), русский комический актер.

[ЗП] С. 443. ...Живокини...

«Земля дыбом» (1923), спектакль Вс. Мейерхольда по пьесе М. Мартине «Ночь» (переработка С.М. Третьякова).

[СорСор] С. 284. ...ставят «Землю дыбом» с военными прожекторами и автомобилями...

Зимина С.И. опера (1904—1917), крупнейший частный театр России. В 1922—1924 гг. существовало акционерное общество «Свободная опера С.И. Зимина» (председателем был сам бывший владелец); затем — Экспериментальный театр. Спектакли ставились на сцене театра Н. Солодовникова (ныне Театр оперетты) на Б. Дмитровке.

[ВТЗ] С. 138. В ТЕАТРЕ ЗИМИНА.

[Дневник] С. 441. Вечером был в опере Зимина...

[РЯ] С. 46. ...жена профессора сбежала от него с тенором оперы Зимина...

[СВБлок] С. 257. Опера Зимина.

«Иван Сусанин», постановка оперы М. Глинки «Жизнь за царя» (см. также соответствующую статью в разделе «Музыка») в Большом театре (1939).

[ДР] С. 534. ...к постановке «Ивана Сусанина».

Иванов-Козельский (Иванов) Митрофан Трофимович (1850—1898), драматический актер.

[СПА] С. 20. ...Иванов-Козельский.

Изралевский Борис Львович (1886—1967), дирижер и заведующий музыкальной частью МХАТа.

[ЗП] С. 525. «Романус идет, значит, сейчас произойдет что-то...», — думал я...

Калужский Евгений Васильевич (1896—1966), актер и заведующий труппой МХАТа, муж О. Бокшанской (сестры Е. Булгаковой); в спектакле «Дни Турбиных» играл роль Студзинского.

[ЗП] С. 531. Давайте тревожные звонки Строеву! <...>

Строев же, заболтавшийся в предбаннике у Торопецкой, в это время, прыгая через ступеньки, спешил к зрительному залу. Каменщиков Ю.А., артист Большого театра.

[ДР] С. 536. — Ручку, — поучительно говорил Дед строптивому Ване, — я подарил Юрочке-альпинисту. Он сломал свою ручку потому, что много пишет.

Примеч.: Каменщиков руководил в ГАБТе альпинистской секцией и помещал соответствующие очерки в газете «Советский артист».

Каратыгин Василий Андреевич (1802—1853), актер.

[ЗП] С. 445. ...Каратыгин...

«Катерина Измайлова» (1935), постановка в Филиале Большого театра (Б. Дмитровка, дом 6; ныне Театр оперетты) оперы Д. Шостаковича (см. также соответствующую статью в разделе «Музыка») по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»).

[УстРассказы] С. 568. ...идет второй раз «Леди Макбет».

С. 569. Когда опера кончается, Сталин встает и говорит своей свите:

— Я попрошу товарищей остаться. Пойдемте в аванложу, надо будет поговорить. <...> Яне люблю давить на чужие мнения, я не буду говорить, что, по-моему, это какофония, сумбур в музыке, а попрошу товарищей высказать совершенно самостоятельно свои мнения.

Примеч.: Спектакль был снят после появления 28 января 1936 г. в «Правде» разгромной статьи «Сумбур вместо музыки».

Качалов (Шверубович, 1875—1948) Василий Иванович, актер МХАТа.

[ЗП] С. 501. — Кто желает высказаться? Ипполит Павлович!

Тут необыкновенно представительный и с большим вкусом одетый человек с кудрями вороного крыла вдел в глаз монокль и устремил на меня свой взор. Потом налил себе нарзану, выпил стакан, вытер рот шелковым платком, поколебался — выпить ли еще, выпил второй стакан и тогда заговорил. У него был чудесный, мягкий, наигранный голос, убедительный и прямо доходящий до сердца.

Каширин Монах Иванович, антрепренер.

[СПА] С. 21. ...в деле у Каширина...

Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868—1959), актриса МХАТа, вдова А.П. Чехова.

[ЗП] С. 499. ...необыкновенной представительности дату <...> сверкали пальцы, на которых были тяжелые бриллиантовые кольца.

С. 505. — Так-с. Кто эта дама в соболях?

— Маргарита Петровна Таврическая, артистка нашего театра, входящая в группу старейших, или основоположников. Известна тем, что покойный Островский в тысяча восемьсот восьмидесятом году, поглядев на игру Маргариты Петровны — она дебютировала, — сказал: «Очень хорошо».

Примеч.: «Южная» фамилия героини, вероятно, должна ассоциироваться с Крымом — роман Чехова и Книппер начался в Ялте, после смерти писателя Книппер постоянно жила летом в ялтинском доме, приезжали туда и многие артисты театра.

Козловский Иван Семенович (1900—1993), артист ГАБТа.

[ДР] С. 535—536. — А тебе, Ванечка, одна девочка просила передать на память свои локоны. Получай! Она слыхала твое пение и говорила, что ты поешь, как соловей. Но мама, правда, ругала ее за то, что она отрезала локоны.

— А на что мне ее локоны? — сказал Ваня, мрачно глядя на локоны. — Другим, небось, ручки дарят, или автомобиль, или лошадь, а мне локоны. Ишь, хитрые!

Колесова Ирина Константиновна (1902—1980), художница МХАТа.

[ЗП] С. 529—530. Вытирая потный лоб, я стоял у рампы и смотрел, как художница из макетной — Аврора Госье ходила по кругу с измерительной рейкой, прикладывала ее к полу.

Примеч.: По мнению Л. Яновской, прототипом героини явилась Колесова.

Комиссаржевская Вера Федоровна (1864—1910), актриса.

[ППК] С. 570. ...Комиссаржевская...

Коренева Лидия Михайловна (1885—1956), актриса МХАТа; в спектакле «Мольер» играла роль Мадлены.

[ЗП] С. 443. ...дама в крошечной, набок надетой шляпке блюдечком, в косынке, застегнутой стрелой на груди, и с кружевным платочком, который дама держала в руке, оттопырив мизинец.

— Людмила Сильвестровна Пряхина, артистка нашего театра, — сказал Бомбардов, причем какой-то огонек сверкнул у него в глазах.

С. 465. «Скажите Вешняковой, <...> что я решил загадку роли Ксении...»

Примеч.: Ксения в спектакле «Борис Годунов» (1907) — первая роль Кореневой в МХТ; видимо, некоторые ее черты отразились и в образе Вешняковой.

Корша Ф.А. театр, в начале 1920-х гг. Театр РСФСР 3-й. Комедия, в 1925—1932 гг. Театр комедии, затем Московский драматический театр. Ныне в этом здании (Петровский пер., дом 3) помещается Театр Наций.

[РЯ] С. 76. ...«В театре Корги возобновляется «Шантеклер» Ростана».

[ЗП] С. 503. Неужели же вы понесете ее в театр Шлиппе?

Примеч.: Предположительно, имеется в виду театр Корша (камергер Ф. Шлиппе в 1913—1917 гг. был председателем Московской губернской земской управы).

«Кривой Джимми», театр эстрады, организованный в 1919 в Киеве; в сезоне 1922/23 г. работал в Москве. В 1924 г. большинство актеров вошло в труппу вновь организованного Театра сатиры.

[БГ] С. 220. ...открылся знаменитый театр «Лиловый негр»...

Примеч.: Булгаков называет театр «Кривой Джимми» словами романса А. Вертинского (см. также статью «Лиловый негр» в разделе «Музыка. Авторские и народные песни, романсы»),

Кригер Викторина Владимировна (1893—1978), балерина, балетный критик.

[Дневник] С. 432. ...балерина Кригер.

Кругликова Елена Дмитриевна (1907—1982), артистка Большого театра, исполнявшая партию Лушки в опере И. Дзержинского «Поднятая целина» (см. также соответствующую статью в разделе «Музыка»).

[ДР] С. 536. — Самоварчик, — говорил симпатичный Дед, — я дарю Лушеньке...

Лазаренко Виталий Ефимович (1890—1939), цирковой артист.

[СВБлок] С. 259. ...клоун Лазаренко ошеломляет чудовищными salto!

«Леди Макбет Мценского уезда» (1931) по повести Н. Лескова (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»), спектакль Студии А.Д. Дикого.

[ЗП] С. 510. ...на репетицию «Леди Макбет»...

Лентовский Михаил Валентинович (1843—1906), актер, режиссер, антрепренер. Взяв в 1878 г. в аренду Театр и Сад «Эрмитаж» в Москве, Лентовский в течение нескольких лет отремонтировал театр, перестроил сад и возвел ряд новых зданий.

[СПЛ] С. 21. ...к Лентовскому, который тогда держал драму в «Эрмитаже».

Леонидов Леонид Миронович (1873—1941), актер МХАТа.

[ЗП] С. 512. Петрова задумали дать Валентину Конрадовичу.

Примеч.: Возможным прототипом персонажа по имени Валентин Конрадович считается Леонидов.

Леонтьев Яков Леонтьевич (1899—1948), в конце 1930-х гг. исполнял обязанности директора Большого театра.

[УстРассказы] С. 568. Яков Л. звонил по телефону Самосуду...

[ДР] С. 533. И все ахнули потому, что вместо Деда Мороза появился закутанный в шубу и в теплой шапке дядя Яков Леонтьевич.

Ливанов Борис Николаевич (1904—1972), актер МХАТа, игравший в спектакле «Мольер» роль Муаррона.

[ЗП] С. 529. Рослый голубоглазый Скавронский потирал радостно руки и бормотал...

Примеч.: Фамилия персонажа, возможно, возникла из-за сходства фамилии Ливанова с топонимом Ливония (название стран Восточного побережья Балтийского моря), откуда происходила Марта Скавронская — впоследствии императрица Екатерина I.

Лилина (Перевощикова; по мужу — Алексеева) Мария Петровна (1866—1943), актриса МХАТа, жена К.С. Станиславского.

[ЗП] С. 493. ...ты Настасью Иванну Колдыбаеву знаешь? <...> Почтенная дама, тетушка Ивана Васильевича.

Примеч.: В мхатовском спектакле «Мертвые души» Лилина играла роль Коробочки, которую зовут Настасьей Петровной — отсюда, возможно, имя Колдыбаевой (при этом отчество Лилиной совпадает с отчеством гоголевской героини).

Литовцева (Лёвестамм, 1878—1956) Нина Николаевна, жена В. Качалова, актриса и режиссер МХАТа.

[ЗП] С. 507. ...тот Ипполиту Павловичу, тот жене...

Лужский (Калужский) Василий Васильевич (1869—1931), актер и режиссер МХАТа.

[ЗП] С. 441. ...застал пожилого, приятного же человека с бритым лицом и веселыми глазами. Это и был заведующий приемом пьес Антон Антонович Княжевич.

Максакова Мария Петровна (1902—1974), артистка Большого театра.

[ДР] С. 535. ...не ссориться, как, например, это делают Вера и Маня.

Малая сцена МХАТа (по старой нумерации домов — Тверская ул., дом 22), зал на 475 мест.

[ЗП] С. 402. ...я был бы счастлив встретиться с Вами в здании Учебной сцены Независимого Театра...

Примеч.: В дневнике Е. Булгаковой 15 ноября 1937 г. читаем: «Сегодня днем проходили по Камергерскому переулку и видели, как ломали, вернее, доламывали Малую сцену МХАТа — место рождения М.А. как драматурга. Там шли первые репетиции «Дней Турбиных», или, как тогда называлось, «Белой гвардии»».

Малый театр в Москве.

[ЗП] С. 520. Пьеса, по слухам, будет предоставлена автором Старому Театру.

[СилСр] С. 366. ...пьеса будет отправлена «Гудком» в Малый театр, где ее и поставят.

Мамошин Иван Андреевич (1905—1941), секретарь партийной ячейки МХАТа.

[ЗП] С. 526—527. ...хорошо еще, что ближайший друг...

— ...и собутыльник!.. <...> ...Антон Калошин помогает разбираться Малокрошечному в вопросах искусства. Это, впрочем, и не мудрено, ибо до работы в театре Антон служил в пожарной команде, где играл на трубе.

Марков Павел Александрович (1897—1980), с 1925 г. заведующий литературной частью, позже режиссер МХАТа.

[ЗП] С. 436. Вы Мишу Панина знаете? <...> Наш заведующий литературной частью.

Медведев Петр Михайлович (1837—1906), известный антрепренер, режиссер и актер.

[СПЛ] С. 21. Несколько сезонов — у Медведева...

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874—1940), режиссер и актер, теоретик театра.

[Блаженство] С. 421. Милославский. Бунша, прощай! Пиши в Ростов!

Примеч.: Ср. фразу из письма Мейерхольда Булгакову от 26 мая 1927 г.: «Пишите в Ростов н/Д, где я буду в течение всего июня».

[Дневник] С. 407. ...сын Мейерхольда получал академический паек...

[ЗНМ] С. 435. Басом кто-то сказал: «Мейерхольд».

С. 438. Не бас, а серебристое сопрано сказало: «Мейерхольд. Октябрь театра».

Примеч.: Встав во главе Театрального отдела Наркомпроса, Мейерхольд осенью 1920 г. сформулировал программу объединения левых театров «Театральный Октябрь». Был выдвинут лозунг «Да здравствует Великий Октябрь в искусстве!» — ставилась задача разрушения «старого» искусства и превращения театра в средство революционной агитации и пропаганды.

[ИВ] С. 439. Арнольд Савельевич, вы негодяй!

Примеч.: В образе Якина, возможно, карикатурно отразились черты Мейерхольда — ср. созвучие его фамилии и имени булгаковского персонажа. К тому же неудачливую пассию Якина зовут Зинаидой — женой Мейерхольда была актриса Камерного театра Зинаида Райх.

С. 439. Я ухожу к Косому, в постановку «Бориса Годунова».

Примеч.: В 1935—1936 гг. Мейерхольд намеревался поставить пушкинскую трагедию, однако замысел не был реализован. К тому же в середине 1930-х гг., параллельно с постановкой драматического спектакля, режиссер хотел поставить оперу «Борис Годунов» в ленинградском Малом оперном театре.

[КиевГ] С. 312. ...как Мейерхольд ставит пьесы...

[РЯ] С. 76. Театр имени покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году, при постановке пушкинского «Бориса Годунова»...

Примеч.: В 1924—1925 гг. Мейерхольд репетировал «Бориса Годунова» в Студии имени Евг. Вахтангова, но постановка не была осуществлена.

[СВБлок] С. 259. Пошел в театр Гитис на «Великодушного рогоносца» в постановке Мейерхольда.

[ТеОктябрь] С. 10. ...Октябрь театра будет неполон, пока он властно не займет и сцену...

Примеч.: В статье 1920 г. Булгаков фактически пропагандировал идеи Мейерхольда.

Мелик-Пашаев Александр Шамильевич (1905—1964), в 1930-х гг. дирижер Большого театра.

[УстРассказы] С. 568. Мелик во фраке...

Мессерер Асаф Михайлович (1903—1993), в 1930-х гг. солист балета, позже балетмейстер ГАБТа.

[ДР] С. 536. И он подарил коньки Осе...

Примеч.: В балете «Кавказский пленник» Мессерер танцевал Конькобежца.

Михальский Федор Николаевич (1896—1968), администратор МХАТа.

[ЗП] С. 470. ...«Заведующий внутренним порядком Филипп Филиппович Тулумбасов».

Мордвинов Борис Аркадьевич (1899—1953), режиссер Большого театра.

[ДР] С. 534. — Ну, подойди теперь ты, милый Боренька...

Мордкин Михаил Михайлович (1880—1944), артист балета, балетмейстер, педагог.

[Дневник] С. 432. Танцевали Мордкин...

Московский художественный академический театр, МХАТ (до 1920 г. — Московский художественный театр, МХТ).

[ЗП] С. 402. ...Независимого театра...

С. 451. ...я спешил в Независимый. Со сладким чувством, предвкушая получку ста рублей, я приблизился к Театру и увидел в средних дверях скромную афишу.

Я прочитал:

Репертуар, намеченный в текущем сезоне:

Эсхил — «Агамемнон»
Софокл — «Филоктет»
Лопе де Вега — «Сети Фенизы»
Шекспир — «Король Лир»
Шиллер — «Орлеанская дева»
Островский — «Не от мира сего»
Максудов — «Черный снег».

Примеч.: На сезон 1926/27 г. МХАТ анонсировал следующие спектакли: А. Сухово-Кобылин — «Смерть Тарелкина»; Эсхил — «Прометей»; В. Шекспир — «Отелло»; П. Бомарше — «Свадьба Фигаро»; М. Булгаков — «Семья Турбиных».

[РП] С. 489. — Как в Художественном театре!

Мюзик-холл московский, Б. Садовая уд., дом 18. Здание было построено в 1911 г. для первого русского цирка братьев Никитиных; в 1926 г. перестроено, и до 1936 г. в нем располагался Мюзик-холл (ныне на этом месте Театр Сатиры).

[ММ] С. 75. ...директор театра Варьете...

Примеч.: Прообразом Варьете явился Мюзик-холл.

Небольсин Василий Васильевич (1898—1958), дирижер Большого театра.

[ДР] С. 534. — Бери пример с Васи...

Незлобина К.Н. театр основан в 1909 г., с 1918 г. работал как кооперативное товарищество. В 1920 г. преобразован в Театр РСФСР 2-й, с 1922 г. назывался Театром актера. Сейчас в здании на Театральной площади находится Российский академический молодежный театр (РАМТ).

[СорСор] С. 283. Над Незлобинским театром...

Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858—1943), режиссер, один из основоположников МХАТа.

[ЗП] С. 443. После спектакля пошел в кабинет к Аристарху Платоновичу.

Примеч.: Значение имени Аристарх — «лучший из лучших».

Никитина А.А. цирк (в 1920-х гг. — 2-й Госцирк) располагался на Триумфальной пл.; затем здание стало принадлежать Мюзик-холлу.

[РЯ] С. 76. В цирке бывшего Никитина...

[СС] С. 186. — Ну, тогда лучше смотрите у Никитина...

Новый Драматический театр (в 1920-х гг. — 1-я Брестская ул., д. 1).

[СерияНШ] С. 370. ...хотел поехать в Новый театр...

Новый Театр оперетты (в 1920-х гг. — Триумфальная пл., д. 1).

[СерияНШ] С. 370. ...хотел поехать в Новый театр...

Первый Советский театр во Владикавказе (до этого — Первый драматический; ныне — Русский драматический); в 1920—1921 гг. в нем ставились пьесы Булгакова, а сам он неоднократно выступал перед публикой с лекциями и т. п.

[ВелВечер] С. 6. ...в 1-м Драматическом театре...

[НеделяПр] С. 212. ...приходим в «Первый советский театр».

Персимфанс (1922—1932), Первый симфонический ансамбль Моссовета; играл без дирижера.

[Д] С. 29. ...Генриетта Потаповна Персимфанс.

«Плоды просвещения» (1891), спектакль по пьесе А. Толстого (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»), поставленный МОИиА, первая крупная самостоятельная работа Станиславского как режиссера; сам он играл в спектакле роль Звездинцева. В 1922 г. Станиславский намеревался поставить драму Толстого во МХАТе, однако этому воспротивился Народный Комиссариат просвещения.

[ЗП] С. 487. — А «Плоды просвещения» вам не нравятся?

Подгорный Николай Афанасьевич (1879—1947), актер, зав. труппой МХАТа.

[ЗП] С. 505. — Так этот Горностаев (рассказчик про генерал-губернатора) актер хороший? — спросил я, наливая вина Бомбардову. — Угу-у, — ответил Бомбардов.

Примеч.: Ср. звуковое подобие фамилий Горностаев — Подгорный.

«Поднятая целина» (1937), постановка в Большом театре оперы И. Дзержинского (см. также соответствующую статью в разделе «Музыка»).

[ЮЗ] С. 540. Поют казачью песню...

Подобед Порфирий Артемьевич (1886—1965), актер, режиссер; в 1920-хгг. был управляющим делами и заведующим художественной частью МХАТа.

[ЗП] С. 462. Подлец Пеликан!

Примеч.: До того, как стать актером, Подобед много лет служил морским офицером — возможно, поэтому булгаковский персонаж носит фамилию, вызывающую пародийные «водные» ассоциации. Вместе с тем в дореволюционной России был довольно известен юрист Б.А. Пеликан — общественный деятель монархически-черносотенной ориентации.

«Пугачевщина» (1925), спектакль МХАТа по одноименной пьесе К. Тренева (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»).

[ЗП] С. 468. Изредка великое молчание этого коридора нарушалось глухими взрывами музыки откуда-то и дальними грозными криками. Теперь я знал, что на сцене, где-то глубоко за паутиной старых коридоров, спусков и лестниц, репетируют пьесу «Степан Разин».

Примеч.: Название реальной пьесы заменено тематически сходным.

Рябцев Владимир Александрович (1880—1945), артист балета, балетмейстер.

[ДР] С. 535. — Ты, милый Володя, превосходно танцуешь...

Саврасов Сергей Александрович (1898—1951), председатель месткома МХАТа.

[ЗП] С. 526. ...навряд ли Митя Малокрошечный, будь он хоть двадцать раз председателем, отличит гобой от виолончели или фугу Баха от фокстрота «Аллилуйя».

Сагайдачный Марк Иванович, антрепренер.

[СПЛ] С. 21. В годы революции работал в антрепризе Сагайдачного...

Саламонского А.И. цирк на Цветном бульваре; в 1919 г. был национализирован и носил название 1-й Госцирк; сейчас в перестроенном здании Московский цирк Ю. Никулина.

[СС] С. 186. — У Соломонского...

[ММ] С. 182. ...съездить в Комиссию зрелищ и увеселений облегченного типа с докладом о вчерашних происшествиях...

Примеч.: В 1930-х гг. в здании бывшего цирка Саламонского помещалось Государственное объединение мюзик-холльных, эстрадных и цирковых предприятий (ГОМЭЦ). Как предполагает Б. Мягков, в булгаковском романе имеется в виду эта организация.

Самосуд Самуил Абрамович (1884—1964), в 1936—1943 гг. главный дирижер ГАБТа.

[ДР] С. 533—534. Первому подбежавшему мальчику Дед Мороз вручил будильник и заговорил наставительно:

— Это нехитрая, но необыкновенно полезная машинка, и ты должен к ней привыкать с детства. Ты вырастешь, и вообрази, тебя могут сделать художественным руководителем в каком-нибудь театре...

— И очень даже просто, — подтвердил мальчик.

— Ну вот видишь, — говорил наш Дед Мороз, — тебе нужно будет аккуратно являться на репетиции в точно назначенный час.

[УстРассказы] С. 568. ...звонил по телефону Самосуду...

Сахновский Василий Григорьевич (1886—1945), режиссер, в 1930-х гг. заместитель директора МХАТа по художественной части; в 1932 г. поставил спектакль «Мертвые души» по сделанной Булгаковым инсценировке.

[ЗП] С. 465. Приходил гладко выбритый, с римским упадочным профилем, капризно выпяченной нижней губой, председатель режиссерской корпорации Иван Александрович Полторацкий.

«Сверчок на печи» (1914), спектакль 1-й студии МХТ по повести Ч. Диккенса (см. соответствующую статью в разделе «Зарубежная художественная литература»). В 1916 г. был снят одноименный фильм, в котором играли актеры МХТ М. Чехов, Е. Вахтангов и др.).

[БГ] С. 427. И ему весело стрекотал сверчок за печкой.

«Севильский цирюльник» (1924), постановка оперы Дж. Россини (см. также соответствующую статью в разделе «Музыка») в Экспериментальном театре (бывшей опере С.И. Зимина).

[Дневник] С. 441. ...видел «Севильского цирульника» в новой постановке. Великолепно.

«Секретаревка», театр, возникший в 1860-х гг. в доме Секретарева (Нижний Кисловский пер.); инициатива создания принадлежала А.Н. Островскому. В «Секретаревке» играли многие знаменитые актеры — в частности, там началась артистическая деятельность Станиславского.

[СПА] С. 20. ...в театре, который помещался на Никитской и назывался «Секретаревка».

Селиванов Петр Иванович (1905—1980), артист Большого театра.

[ДР] С. 536. — Иди сюда, Петенька...

Слонов Иван Артемьевич (1882—1945), актер и режиссер.

[СПА] С. 21. ...он со Слоновым служил во 2-м Городском театре.

Смирнов Дмитрий Алексеевич (1882—1944), оперный певец; с 1920 г. жил за границей, неоднократно выступал в СССР.

[МВК] С. 622. Текущие дела и романсы мирового артиста Дмитрия Смирнова!

Соколова Вера Сергеевна (1896—1942), актриса МХАТа, одна из исполнительниц роли Елены Турбиной в спектакле «Белая гвардия».

[ЗП] С. 539. ...Ольга Сергеевна (актриса, игравшая героиню)...

Станиславский (Алексеев) Константин, Сергеевич (1863—1938), режиссер, актер, один из основоположников МХАТа.

[ЗП] С. 437. — Иван Васильевич! — шепнул он. — Иван Васильевич! Как? Вы не знаете его? Не слыхали, что он стоит во главе Независимого?

Примеч.: Персонажу, прототипом которого является Станиславский, Булгаков дал имя Ивана Грозного.

[ППК] С. 570. ...Станиславский...

«Не верю!» — получившая известность фраза Станиславского, произносившаяся им во время репетиций.

[ЗП] С. 537. — Ужасно! — сказал с горечью Иван Васильевич. — <...> Неестественная голова, вашей голове не веришь!

[ММ] С. 164. — Верю! — наконец воскликнул артист...

Станиславский нередко повторял афоризм М. Щепкина: «Нет маленьких ролей — есть маленькие актеры!» (Щепкина-Куперник 2005, с. 310, 513).

[БОк] С. 160. Геннадий. <...> ...припомните, что сказал наш великий Шекспир: «Нету плохих ролей, а есть паршивые актеры, которые портят все, что им ни дай».

Станицын Виктор Яковлевич (1897—1976), актер МХАТа, игравший в «Днях Турбиных» роль фон Шратта, а в спектакле «Мольер» — роль Мольера.

[ЗП] С. 467. — Передайте Елагину...

Стасов Владимир Васильевич (1824—1906), художественный и музыкальный критик.

[ЗП] С. 443. ...Стасов...

Стахович Алексей Александрович (1856—1919), генерал-майор, один из учредителей и актеров МХТ.

[ЗП] С. 443. Покойный генерал-майор Клавдий Александрович Комаровский-Эшаппар де Бионкур...

Стренковский Сергей Васильевич (1886—1939), режиссер киевского театра «Соловцов», затем руководитель и актер Русского камерного театра (РКТ) в Праге (1922—1923).

[ЗП] С. 513. ...Стренковский...

Примеч.: Прототип персонажа неизвестен, однако фамилия, видимо, «заимствована» у реального лица.

Стругач Елена, художница МХАТа.

[ЗП] С. 529—530. Вытирая потный лоб, я стоял у рампы и смотрел, как художница из макетной — Аврора Госье ходила по кругу с измерительной рейкой, прикладывала ее к полу.

Примеч.: Е. Булгакова утверждала, что прототипом героини послужила Стругач.

«Суд» (1933), «Чудесный сплав» (1934), спектакли МХАТа по драмам В. Киршона (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»).

[ЗП] С. 520. «Драматург Клинкер в беседе с нашим сотрудником поделился сообщением о пьесе, которую он намерен предоставить Независимому Театру.

Примеч.: Вероятно, подразумевается одна из указанных пьес.

Судаков Илья Яковлевич (1890—1969), режиссер МХАТа, осуществивший в 1926 г. постановку «Дней Турбиных».

[ЗП] С. 454. ...передо мною предстал коренастый блондин с решительным лицом и встревоженными глазами. Блондин держал пухлый портфель.

— Товарищ Максудов? — спросил блондин.

— Да, я...

— Ищу вас по всему театру, — заговорил новый знакомый, — позвольте представиться — режиссер Фома Стриж.

Таманцева Рипсимэ Карповна (1889—1958), секретарь Станиславского.

[ЗП] С. 447. Дама пожала мне крепко, по-мужски, руку, ответила:

— Августа Менажраки...

Примеч.: В «греческой» фамилии усматриваются, с одной стороны, фр. ménage (хозяйство), с другой — вполне русские слова «меня» и «жрать». По сходной модели образована фамилия вдовы Разорваки в водевиле Козьмы Пруткова «Опрометчивый турка, или Приятно ли быть внуком?» (1884) (Прутков 1965, с. 274).

Телешева Екатерина Сергеевна (1892—1943), режиссер МХАТа, ставившая вместе с В. Сахновским булгаковскую пьесу «Мертвые души».

[ЗП] С. 436. Дальше Ильчин сказал, что, ввиду того что в журнале напечатана только треть романа, а знать продолжение до зарезу необходимо, мне следует прочитать по рукописи это продолжение ему и Мише, а также Евлампии Петровне, и, наученный опытом, уже не спросил, знаю ли я ее, а объяснил сам, что это женщина-режиссер.

«Тихий Дон» (1935), постановка в Большом театре оперы И. Дзержинского (см. также соответствующую статью в разделе «Музыка»).

[УстРассказы] С. 568. Все взволнованы, но скорее приятно взволнованы, так как незадолго до этого хозяин со свитой был на «Тихом Доне», на следующий день все главные участники спектакля были награждены орденами и званиями.

Тихомирова Нина Васильевна (1898—1971), актриса МХАТа.

[ЗП] С. 465. ...Скажите Вешняковой...

«Трест Д.Е.» («Даешь Европу!») (1924), спектакль Театра им. Мейерхольда по роману И. Эренбурга «Трест Д.Е. История гибели Европы» (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»).

[РЯ] С. 76. ...пьесу писателя Эрендорга «Куриный дох»...

Филь, администратор владикавказского Первого Советского театра на рубеже 1910—1920-х гг.

[ЗП] С. 472. Актрисы и актеры говорили: «Филя, а Филя, устрой...»

Примеч.: Л. Яновская отмечает, что имя администратора в романе Булгакова, возможно, навеяно воспоминаниями о театральной жизни во Владикавказе.

Хмелев Николай Павлович (1901—1945), актер МХАТа, игравший в спектакле «Дни Турбиных» роль Алексея.

[ЗП] С. 477. Захватите с собой Аргунина...

«Царь Федор Иоаннович», спектакль по одноименной трагедии А.К. Толстого (см. также соответствующую статью в разделе «Русская художественная литература»), которым 14 (26) октября 1898 г. открылся МХТ; продолжал идти и в 1920-х гг.

[РЯ] С. 105. ...доцент Иванов был в Художественном театре на «Федоре Иоанновиче»...

Черняков Тихон Леонтьевич (1893—1963), певец, солист Большого театра.

[ДР] С. 535. Берите пример с Тиши.

Чинизелли Гаэтано (1815—1881), цирковой артист и антрепренер; в 1877 г. открыл в Петербурге первый в России стационарный цирк.

[ВМ] С. 639. — Не дам я вашему Чинизелли ничего.

Шаляпин Федор Иванович 1873—1938), оперный и камерный певец.

[ЗК] С. 78. Шаляпин поет в граммофоне: «На земле весь род людской...» <...> «Чтит один кумир священный...» <...> «В умилении сердечном, прославляя истукан...»

Примеч.: Партия Мефистофеля в опере Ш. Гуно «Фауст» (см. также соответствующую статью в разделе «Музыка») — одна из известнейших ролей Шаляпина.

[ППК] С. 570. ...Шаляпин...

[ММ] С. 105. Среди этих гудков откуда-то издалека послышался тяжкий, мрачный голос, пропевший: «...скалы, мой приют...» — и Варенуха решил, что в телефонную сеть откуда-то прорвался голос из радиотеатра.

Примеч.: Песня Ф. Шуберта (см. также соответствующую статью в разделе «Музыка») входила в репертуар Ф. Шаляпина.

[ММ] С. 133. — Лишь только вы начали его описывать, — продолжал гость, — я уже стал догадываться, с кем вы вчера имели удовольствие беседовать. <...> Первые же речи этого профессора рассеяли всякие мои сомнения. Его нельзя не узнать, мой друг! <...> ...ведь даже лицо, которое вы описывали... разные глаза, брови! Простите, может быть, впрочем, вы даже оперы «Фауст» не слыхали?

Примеч.: Как подчеркнул Б. Гаспаров, Булгаков через своего героя намекает на образ Мефистофеля, создававшийся Шаляпиным; недаром Мастер делает вывод на основании чисто внешних, традиционно-«привычных» деталей, а не на основании поступков Воланда. В редакции начала 1930-х гг. это еще более очевидно: «Он заставил Ивана подробнейшим образом описывать неизвестного консультанта и в особенности добивался узнать, какая у него борода. И когда узнал, что острая, торчащая из-под подбородка, воскликнул:

— Ну, если это только так, то это потрясающе!» (Булгаков 2002, т. 4, с. 312). Кстати, в первой редакции романа Воланд носил имя Теодор (Там же, с. 78), т. е. являлся «тезкой» певца.

В роли Мефистофеля Шаляпин был одет в черный плащ с подкладкой оранжево-огненного цвета (Нестеров 1959, с. 252).

[ММ] С. 198—199. ...на спинку стула наброшен был траурный плащ, подбитый огненной материей...

Примеч.: Л. Яновская отмечает аллюзию к сценическому образу Шаляпина.

Шелонский Николай Николаевич (1889—1970), помощник режиссера во МХАТе.

[ЗП] С. 527. У стола стоял Андрей Андреевич. Андрей Андреевич был первым помощником режиссера в театре, и он вел пьесу «Черный снег».

Андрей Андреевич, полный, плотный блондин лет сорока, с живыми многоопытными глазами, знал свое дело хорошо. А дело это было трудное.

Щепкин Михаил Семенович (1788—1863), знаменитый драматический актер.

[ЗП] С. 443. ...Щепкин.

Афоризм Щепкина:

«Нет маленьких ролей — есть маленькие актеры» (Щепкина-Куперник 2005, с. 310, 513).

[БОк] С. 160. Геннадий. <...> ...припомните, что сказал наш великий Шекспир: «Нету плохих ролей, а есть паршивые актеры, которые портят все, что им ни дай».

Афоризм Щепкина:

«Театр для актера храм» (Щепкин 1914, с. 361).

[БОк] С. 155. Геннадий. <...> Театр, матушка, это храм...

Яншин Михаил Михайлович (1902—1976), актер МХАТа, в спектакле «Дни Турбиных» играл роль Лариосика.

[ЗП] С. 530. Комический актер Патрикеев, играющий смешных молодых людей на сцене, а в жизни необыкновенно ловкий, поворотливый и плотный...

Ярон Григорий Маркович (1893—1963), актер и режиссер, один из организаторов Московского театра оперетты.

[МВК] С. 621. Клиент — артист Ярон.

[СВБлок] С. 260. Спас меня от биомеханической тоски артист оперетки Ярон...

Примечания

Если после фамилии реального человека без специальных комментариев назван булгаковский персонаж, это означает, что по отношению к нему данное историческое лицо выступало прототипом либо одним из прототипов.