Вернуться к Е.А. Яблоков. Михаил Булгаков и мировая культура: Справочник-тезаурус

Инструментальная и симфоническая

БАДАРЖЕВСКА-БАРАНОВСКА Текля (1834—1861), польский композитор.

«Молитва девы» (1856), пьеса для фортепиано.

[СВБлок] С. 255. ...на пианино дочь играет «Молитву девы»...

БАХ Иоганн Себастьян (1685—1750), немецкий композитор и органист.

[ЗП] С. 526. ...навряд ли Митя Малокрошечный <...> отличит гобой от виолончели или фугу Баха от фокстрота «Аллилуйя».

[ПтиВМ] С. 191. Вслед мне пел дружный хор мужских и женских голосов, как в фуге Баха...

БЕРЛИОЗ Гектор (1803—1869), французский композитор и музыкальный критик.

[ММ] С. 7. Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз...

Примеч.: Как полагают исследователи, использование фамилии Берлиоза (наряду с собственными инициалами Булгакова) мотивировано тем, что композитору принадлежат произведения на темы трагедии Гете («Восемь сцен из «Фауста»» (1829), оратория «Осуждение Фауста» (1846)), а также «Фантастическая симфония (Эпизод из жизни художника)» (1830).

БОККЕРИНИ Луиджи (1743—1805), итальянский композитор и виолончелист.

Менуэт ля-мажор (из гитарного квинтета ми-мажор).

[ДТ] С. 8. ...часы бьют девять раз и нежно играют менуэт Боккерини.

ВАГНЕР Йозеф Франц (1856—1908), австрийский композитор и военный дирижер.

«Под двуглавым орлом», марш.

[БГ] С. 421. Пианино под пальцами Николки изрыгало отчаянный марш «Двуглавый орел»...

[БГРРПГ] С. 529. Пианино под пальцами Николки изрыгало отчаянный марш «Двуглавый орел»...

ВЕНЯВСКИЙ Генрик (1835—1880), польский скрипач и композитор.

[БМай] С. 660. Рядом оборванный человек играл на скрипке мазурку Венявского.

[СНТ] С. 532. Рояль играл мазурку Венявского.

ВЬЕТАН Анри (1820—1881), бельгийский скрипач и композитор.

[ММ] С. 255. ...глядите налево, на первые скрипки, и кивните так, чтобы каждый думал, что вы его узнали в отдельности. Здесь только мировые знаменитости. Вот этому, за первым пультом, — это Вьетан.

ГРИГ Эдвард (1843—1907), норвежский композитор.

«Танец Анитры» (1876), фрагмент музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

[ИВ] С. 435. «А теперь оркестр гармоний исполнит популярный танец Анитры...»

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ Михаил Михайлович (1859—1935), русский композитор и дирижер.

«Процессия Сардара» (1894), музыкальная пьеса из цикла «Кавказские эскизы».

[Типаж] С. 675. Мощный звонок перешиб «Шествие сардара».

— С вами говорит администратор ленинградских, московских и провинциальных театров, — сказал голос на фоне бубнов «Сардара»...

ЛИСТ Ференц (1811—1886), венгерский композитор и пианист.

[КитИ] С. 455. ...Франц Лист был рожден, чтобы играть на рояле свои чудовищные рапсодии, ходя Сен-Зин-По явился в мир, чтобы стрелять из пулемета...

Венгерская рапсодия № 2 (1847).

[Бег] С. 462. Колокола в шкафу внезапно играют из 2-й Венгерской рапсодии Листа.

[БГРРПГ] С. 526. В гостиной оборвалась на клавишах фриска из 2-й рапсодии под пальцами Елены.

Примеч.: Фриска (фришка) — быстрая парная пляска, одна из двух контрастных частей венгерского народного танца чардаш.

[ЗК] С. 83. Рояль где-то отдаленно и бравурно играет Вторую рапсодию Аиста.

[НеделяПр] С. 215. Там вам <...> товарищ Блох со своим оркестром Вторую рапсодию играть будет!

[№ 13] С. 242. ...звон Венгерской рапсодии, capriccioso...

МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839—1881), композитор.

«Ночь на Лысой горе» (1867), симфоническая поэма.

[БГ] С. 225. Многие видели тут женщин, бегущих в одних сорочках и кричащих страшными головами. <...> На Лысой Горе произошел взрыв.

Примеч.: Б. Гаспаров отмечает переклички с образами Мусоргского.

СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882—1971), композитор.

[ММ] С. 87. — Доктор Стравинский, — представился усевшийся Ивану и поглядел на него дружелюбно.

Примеч.: Использование фамилий, возможно, мотивировано тем, что Стравинский был автором «сказочных» балетов «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913).

ТАУЗИГ Карл (1841—1871), польский пианист и композитор.

Военный марш, переложение марша Ф. Шуберта.

Примеч.: Таузиг был учеником Шуберта.

[ВМ] С. 640. Через несколько мгновений вдохновение хлынуло с эстрады под военный марш Шуберта-Таузига...

ТРИФОНОВ Д.М., композитор.

«Тоска по родине», марш.

[ГСобака] С. 429. ...под звуки «Тоски по родине» перед публикой предстал ковбой и маг Джон Пирс.

ШОПЕН Фредерик Франсуа (1810—1849), польский композитор и пианист.

[М1920] С. 440—441. И всю зиму играла вальсы Шопена в валенках...

[УШ] С. 414. «По окончании ремонта заставить настройщика сыграть увертюру Шопена...

Примеч.: Среди сочинений Шопена увертюр нет.

[Чертовщина] С. 524. ...тапер глухо заиграл полонез Шопена.

Похоронный марш (третья часть сонаты № 2 си бемоль минор, 1839).

[МВК] С. 622. Отчет о деятельности бывшего месткома. — Живая картина в черном бархате под аккомпанемент похоронного марша т. Шопена.

ШТРАУС Иоганн (1825—1899), австрийский композитор.

[ММ] С. 254—255. Возвышавшийся перед оркестром человек во фраке, увидев Маргариту, побледнел, заулыбался и вдруг взмахом рук поднял весь оркестр. Ни на мгновение не прерывая музыки, оркестр окатывал Маргариту звуками. Человек над оркестром отвернулся от него и поклонился низко, широко разбросав руки, и Маргарита, улыбаясь, помахала ему рукой.

— Нет, мало, мало, — зашептал Коровьев, — он не будет спать всю ночь. Крикните ему: «Приветствую вас, король вальсов!»

Маргарита крикнула это и подивилась тому, что ее голос, полный как колокол, покрыл вой оркестра. Человек от счастья вздрогнул и левую руку приложил к груди, правой продолжая махать оркестру белым жезлом. <...>

— Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита.

— Иоганн Штраус, — закричал кот...

ШУБЕРТ Франц (1727—1828), австрийский композитор.

[ЗП] С. 526. ...так же хорошо разбирается в музыке, как <...> Шуберт.

[ММ] С. 371. О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта?

Военный марш ре-мажор (1818).

[ВМ] С. 640. Через несколько мгновений вдохновение хлынуло с эстрады под военный марш Шуберта-Таузига...

«Приют», песня (стихи Л. Рельштаба, пер. Ф. Берга) из сборника «Лебединая песня» (1828).

Бурный поток, чаща лесов,
Голые скалы — мой приют.
Как там кипучие волны идут
Тайно и горько, так слезы бегут...

[ММ] С. 105. Среди этих гудков откуда-то издалека послышался тяжкий, мрачный голос, пропевший: «...скалы, мой приют...» — и Варенуха решил, что в телефонную сеть откуда-то прорвался голос из радиотеатра.

Примеч.: Песня Шуберта входила в репертуар Ф. Шаляпина.

«Серенада» (стихи Л. Рельштаба, пер. Н. Огарева) (1828).

Песнь моя летит с мольбою
Тихо в час ночной.
В рощу легкою стопою
Ты приди, друг мой.

[ЧМ] С. 367. Болотова. Песнь моя летит с мольбою... песнь моя...